Цель:
- закрепить знания о геометрических фигурах, умение конструировать из них;
- развивать логическое и пространственное мышление, память, внимание.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Форма проведения: урок-конструирование.
Оборудование: лист бумаги, линейка, карандаш, конверты с индивидуальными заданиями, счётные палочки, симметричное изображение конфеты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Девиз нашего занятия таков:
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Геометрию знать!
– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Наш маршрут будет проходить по городам и населенным пунктам страны Геометрия. Проезжая по дорогам этой удивительной страны, мы вместе будем вспоминать изученный материал. Но в путешествие мы отправимся не одни. С нами будет путешествовать Точка. Точка очень любопытная, хочет всё знать. Однажды она подумала: « Как же я буду всё знать, если всегда буду сидеть на одном месте?! Отправлюсь я путешествовать!». Сказано – сделано.
(На листе бумаги появляется Точка, затем ещё одна)
– На моём листочке поселились точки. Что получится, если эти точки соединить?
2. Практическая деятельность
– Возьмите линейку, карандаш и предложите
всевозможные варианты своих ответов. (Прямая,
луч, отрезок, кривая, замкнутая, ломанная,
незамкнутая, параллельные прямые,
пересекающиеся…)
3. Актуализация опорных знаний
– В стране Геометрия был сильный ветер. В результате чего все геометрические понятия перепутались. Точка предлагает разгадать загадки и выяснить, кто живёт в стране Геометрия.
(На геометрических фигурах написаны загадки)
Три вершины тут видны, Эта странная фигура,
Три угла, три стороны, – Ну, совсем миниатюра!
Ну, пожалуй, и довольно! – И на маленький листочек
Что ты видишь? – ...(треугольник)Мы поставим сотни ...(точек)Он от солнца прилетает, Едет ручка вдоль листа
Пробивая толщу туч По линеечке, по краю –
И в тетрадочке бывает, Получается черта,
А зовется просто – ...(луч) Называется ... (прямая)Эта форма у клубка, Если взял бы я окружность
У планеты, колобка, С двух сторон немного сжал,
Но сожми ее, дружок, Отвечайте дети дружно –
И получится ...(кружок) Получился бы ... (овал)Он и острый, да не нос, Ноги очень интересны
И прямой, да не вопрос, У таинственного друга:
И тупой он, да не ножик, – Если первая на месте
Что еще таким быть может? (Угол)То другая ходит кругом! (Циркуль)Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче.(Прямоугольник)
Сколько жителей проживает в стране Геометрия. И все они разные, у каждого свои признаки и секреты. Постепенно на уроках математики вы будете знакомиться с жителями этой страны.
4. Задания на конструирование и трансформацию
– Мы подъезжаем к большому городу Многоугольники.
Точка увидела огромное количество разных фигур,
с которыми ей захотелось познакомиться. Давайте
поможем Точке приобрести новых друзей. Для этого
вы, ребята, должны выполнить задания.
– Какие многоугольники вы знаете? (Ответы
детей)
– У какого многоугольника самое наименьшее
число углов? (У треугольника)
Задание 1:
– Возьмите счётные палочки и сложите из них ключ. В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.
Задание 2:
– В фигуре, изображающей стрелу, переложите четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.
5. Физминутка. Зрительная гимнастика
Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут. (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)
6. Задания на конструирование и трансформацию
– Наше путешествие продолжается. Мы подъезжаем
к городу Симметрия.
– А почему наша Точка грустная? Дело в том, что
жителям этого города Точка приготовила угощение
– сладкие конфеты. Но по дороге все конфеты
растаяли. Давайте восстановим форму конфет.
Задание 3:
– На листочках дана половина конфеты. Проведите симметричные линии, чтобы получилась вторая половина конфеты.
– В гостях хорошо, а дома лучше. Пора
возвращаться. А где Точка?
– Посмотрите, Точка решила составить из
геометрических фигур аппликацию.
Задание 4:
– Возьмите конверты с геометрическими фигурами и составьте свою геометрическую аппликацию. (Бабочка, Божья коровка, Гусеница, Кошка)
(Выставка творческих работ учащихся)
7. Итог. Рефлексия
– Какие фигуры (геометрические) вам сегодня
понадобились для выполнения заданий?
– Для чего нужны занятия по «Наглядной
геометрии»?
– Какие задания вызвали затруднение?
– Какие задания, при их выполнении, вы выполнили
без особых затруднений?
– Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем
за работу.