"Приключение. Точки". Урок по математике

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знания о геометрических фигурах, умение конструировать из них;
  • развивать логическое и пространственное мышление, память, внимание.
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Форма проведения: урок-конструирование.

Оборудование: лист бумаги, линейка, карандаш, конверты с индивидуальными заданиями, счётные палочки, симметричное изображение конфеты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Девиз нашего занятия таков:

Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Геометрию знать!

– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня на уроке мы совершим путешествие. Наш маршрут будет проходить по городам и населенным пунктам страны Геометрия. Проезжая по дорогам этой удивительной страны, мы вместе будем вспоминать изученный материал. Но в путешествие мы отправимся не одни. С нами будет путешествовать Точка. Точка очень любопытная, хочет всё знать. Однажды она подумала: « Как же я буду всё знать, если всегда буду сидеть на одном месте?! Отправлюсь я путешествовать!». Сказано – сделано.

(На листе бумаги появляется Точка, затем ещё одна)

– На моём листочке поселились точки. Что получится, если эти точки соединить?

2. Практическая деятельность

– Возьмите линейку, карандаш и предложите всевозможные варианты своих ответов. (Прямая, луч, отрезок, кривая, замкнутая, ломанная, незамкнутая, параллельные прямые,
пересекающиеся…)

3. Актуализация опорных знаний

– В стране Геометрия был сильный ветер. В результате чего все геометрические понятия перепутались. Точка предлагает разгадать загадки и выяснить, кто живёт в стране Геометрия.

(На геометрических фигурах написаны загадки)

Три вершины тут видны, Эта странная фигура,
Три угла, три стороны, – Ну, совсем миниатюра!
Ну, пожалуй, и довольно! – И на маленький листочек
Что ты видишь? – ...(треугольник)Мы поставим сотни ...(точек)

Он от солнца прилетает, Едет ручка вдоль листа
Пробивая толщу туч По линеечке, по краю –
И в тетрадочке бывает, Получается черта,
А зовется просто – ...(луч) Называется ... (прямая)

Эта форма у клубка, Если взял бы я окружность
У планеты, колобка, С двух сторон немного сжал,
Но сожми ее, дружок, Отвечайте дети дружно –
И получится ...(кружок) Получился бы ... (овал)

Он и острый, да не нос, Ноги очень интересны
И прямой, да не вопрос, У таинственного друга:
И тупой он, да не ножик, – Если первая на месте
Что еще таким быть может? (Угол)То другая ходит кругом! (Циркуль)

Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче.(Прямоугольник)

Сколько жителей проживает в стране Геометрия. И все они разные, у каждого свои признаки и секреты. Постепенно на уроках математики вы будете знакомиться с жителями этой страны.

4. Задания на конструирование и трансформацию

– Мы подъезжаем к большому городу Многоугольники. Точка увидела огромное количество разных фигур, с которыми ей захотелось познакомиться. Давайте поможем Точке приобрести новых друзей. Для этого вы, ребята, должны выполнить задания.
– Какие многоугольники вы знаете? (Ответы детей)
– У какого многоугольника самое наименьшее число углов? (У треугольника)

Задание 1:

– Возьмите счётные палочки и сложите из них ключ. В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата.

Задание 2:

– В фигуре, изображающей стрелу, переложите четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника.

5. Физминутка. Зрительная гимнастика

Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут. (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)

6. Задания на конструирование и трансформацию

– Наше путешествие продолжается. Мы подъезжаем к городу Симметрия.
– А почему наша Точка грустная? Дело в том, что жителям этого города Точка приготовила угощение – сладкие конфеты. Но по дороге все конфеты растаяли. Давайте восстановим форму конфет.

Задание 3:

На листочках дана половина конфеты. Проведите симметричные линии, чтобы получилась вторая половина конфеты.

– В гостях хорошо, а дома лучше. Пора возвращаться. А где Точка?
– Посмотрите, Точка решила составить из геометрических фигур аппликацию.

Задание 4:

– Возьмите конверты с геометрическими фигурами и составьте свою геометрическую аппликацию. (Бабочка, Божья коровка, Гусеница, Кошка)

(Выставка творческих работ учащихся)

7. Итог. Рефлексия

– Какие фигуры (геометрические) вам сегодня понадобились для выполнения заданий?
– Для чего нужны занятия по «Наглядной геометрии»?
– Какие задания вызвали затруднение?
– Какие задания, при их выполнении, вы выполнили без особых затруднений?
– Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем за работу.