Цели:
- знакомство с историей возникновения воздушного флота России и Качинского училища, и его роли в развитии военно-воздушных сил России;
- знакомство с героическими выпускниками Качинского училища, их судьбами и подвигами (Алексей Артамонов – выпусник Качинского училища, герой Советского Союза),
- воспитание патриотизма на примере выпускников "Качи";
- развитие интереса к истории данного учебного заведения, истории страны.
Оборудование:
- презентация;
- проектор;
- музыка военных лет
- фильм «В бой идут одни старики»
Эпиграф:
“Достаточно мгновения, чтобы стать героем,
Но необходима целая жизнь,
Чтобы стать достойным человеком…”
Мероприятие проходило в актовом зале, где
собрались учащиеся школы, педагоги, ветераны
Великой Отечественной Войны. Учащиеся 10-11
класса рассказывали историю создания Качинского
училища, о её выпускниках. Одним из выпускников
училища был Алексей Алексеевич Артамонов –
герой Советского Союза, именем которого
названа одна из улиц нашего района. Ребятам из
поисковой группы удалось установить
неточность на мемориальной доске, установленной
на улице Артамонова. Оказалось настоящего героя
звали Алексеем, а не Александром. Эту ошибку
исправили, установили новую мемориальную доску,
а нашей школе было присвоено имя героя – Алексея
Алексеевича Артамонова.
Так кто же такие герои, как ими становятся, об
этом мы с вами и поговорим.
В ходе рассказа транслируется презентация «Лётчики».
Ведущий 2:
Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье –
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Ведущий 1: Училище было создано
восьмого, а по новому стилю исчисления, 21 ноября
1910 года. Основателем его по праву считается
Великий князь Александр Михайлович Романов.
Тысяча двести офицеров Российской Армии
(согласно истории) узнав об этом, написали
рапорта по команде с просьбой направить их в эту
школу для обучения полетам на аэроплане. Но
конкурс оказался сто человек на место, и было
отобрано всего двенадцать гусаров и уланов для
обучения, так как инструкторов было всего шесть,
получивших удостоверение пилота во Франции.На
должность шеф-пилота Александр Михайлович
пригласил знаменитоготогда Михаила
Никифоровича Ефимова, первого летчика России.
Первый выпуск был произведен Императором России
Николаем II в Ливадии 26октября. В 1912 году
авиашколу перевели с окраины Севастополя, 20
километров севернее на лучшую летную площадку,
рядом с крымской речкой Кача.
А к выпускникам этой первой школы авиации
пристало народное название – "качинцы".
Только в 1938 году, имея определенные заслуги перед
Отечеством, школа официально получила название
Качинской.
Ведущий 2: До октября 1917 года школа
выпустила 609 летчиков, что в Первую мировую войну
позволило обеспечить Российскую авиацию летными
кадрами. История сохранила мало имён авиаторов
Первой мировой. Повезло только, совершившим
самые яркие подвиги во славу Отечества. Среди
них: П. Н. Нестеров, Е. Н. Крутень, К. К. Арцеулов, А.
Прокофьев-Северский, А. А. Казаков, В. М.
Ткачёв, И. А. Орлов . Все подготовленные
летчики прошли сражения Первой мировой войны. У
Е.Н. Крутеня, К.К. Арцеулова, И.А. Орлова было по 15-20
сбитых самолетов врага, а у А. А. Казакова – 32.
Кача пережила Гражданскую войну и продолжила
свою профессиональную работу после 1920 года.
В декабре 1922 года, объединившись с Гатчинской
школой, стала называться Школа авиации России №
1. Особенно успешно Кача работала в 30-е годы,
подготовив почти 7000 пилотов. В то далёкое время
страна уже гордилась питомцами Качи – Героями
Советского Союза Я. В. Смушкевичем, Г. П.
Кравченко, Я. И. Алкснисом, рекордсменкой мира П.
Д. Осипенко и другими летчиками. В школе учились
сыновья И. Сталина, Е. Ярославского, М. Фрунзе, А.
Микояна.
Самый большой выпуск за всю историю Качи был в 1940
году, когда в строевые части накануне войны было
направлено тысяча четыреста пять
летчиков-качинцев.
Среди тех, кто внес неоценимых вклад в достижение
Победы над фашисткой Германией и милитаристской
Японией была и героическая плеяда качинцев.
Ведущий 3: Особенную известность
училище обрело в годы Великой Отечественной
войны. С начала войны Качинская авиашкола сразу
оказалась в гуще событий. Она участвует в охране
воздушной зоны Севастополя, в июле 1941 года
выпускает 256 летчиков-истребителей.
Прославленный летчик-испытатель, Герой
Советского Союза Степан Павлович Супрун срочно
формирует на базе училища и летчиков-испытателей
авиационный полк, который 30 июня 1941 года убывает
полным составом на западный фронт. А 4 июля 1941
года Супрун участвует лично в схватке с шестью
самолетами врага, три из них, он сбивает, но и сам
погибает в этом бою. Замужество и проявленный
героизм был награжден второй медалью "Золотая
ЗвездаВ конце июня 1941 года Качинскую авиашколу
перебазируют в Красный Кут Саратовской области.
И всю войну в тяжелейших условиях, она продолжает
готовить летные кадры для фронта.
За годы войны школа подготовила для фронта 2228
летчиков в основном для истребительной и
штурмовой авиации.289 качинцев были удостоены
звания Героя Советского Союза, 10 из них – дважды
Героя, а А. И. Покрышкин стал трижды Героем. Только
на счету этих героев 3172 сбитых самолета врага.
Летом и осенью 1942 года гитлеровские полчища
рвались к Сталинграду. Качинская авиашкола
сыграла важную роль в защите коммуникаций в
период Сталинградской битвы. В битве за
Сталиград 130 воинов стали Героями
Советского Союза, 76 из них лётчики,
11качинцы: А. Ф. Соломатин, В. Н. Макаров, Г. П.
Кузьмин, Г. К. Гультяев, Н. И. Власов, Ч. К.
Бенделиани, В. Я. Алкидов, А. Д. Анискин, Н. Г.
Абрамашвили, Б. Н. Ерёмин, В. В. Землянский. На
Аллее Героев в нашем городе – фамилии самых
известных защитников Сталинграда, их всего сто
тридцать, удостоенных звания Героя Советского
Союза за Сталинградскую битву. Это – пехотинцы,
танкисты, моряки, артиллеристы, но 76 из них –
летчики, а 11 человек – наши прославленные
качинцы. Трудно перечислить всех Героев. Только
за Великую Отечественную войну двести
восемьдесят девять качинцев были удостоены
звания Героя Советского Союза. Можно с
уверенностью сказать, что нет в нашей стране
другого военного учебного заведения, которое бы
так могло гордиться своими воспитанниками.
Ведущий 2: Из трех трижды Героев
Советского Союза за Великую Отечественную войну
наш самый результативный ас и теоретик
воздушного боя Александр Иванович Покрышкин. На
его счету более ста сбитых самолетов, хотя
официально, считается 59. Но ветераны войны знают,
что существовала методика "поработать в
копилку на ведомых". Он закончил войну
командиром авиационной дивизии, а американский
Президент Франклин Рузвельт назвал его лучшим
летчиком всей антигитлеровской коалиции.
Только качинские летчики-истребители, ставшие
Героями, сбили в воздушных боях три тысячи сто
семьдесят два вражеских самолета.
Четырнадцать качинцев были дважды удостоены
звания Героя.
История училища в 88 лет разделяется на два равных
отрезка времени: до волгоградский – 44 года и
другой, начавшийся в 1954 году, когда училище
переехало в город-герой на Волге. Здесь Кача
перешла на обучение летчиков по программе высшей
школы, а потом стала обучать курсантов на
сверхзвуковых самолетах, подготовив их около
пяти тысяч человек.
Ведущий 3: Всего же за свою 88-летнюю
историю Кача воспитала триста сорок три Героя
Советского Союза и двадцать восемь Героев
России.
Многие авиаторы стали крупными полководцами и
военачальниками. В списке питомцев Качи: 3
Главных маршала авиации, 10 Маршалов, более
трехсот генералов, сто восемнадцать заслуженных
летчиков-испытателей. А уже в послевоенное время
Кача подготовила и воспитала целый отряд
летчиков-космонавтов. Это – и космонавт № 5
Валерий Федорович Быковский (два сына которого
учились в Каче), Владимир Александрович Шаталов,
чье имя сегодня носит центр дополнительного
образования детей в Волгограде "Качинец",
это и космонавты Березовой А.Н., Афанасьев В.М.,
Корзун В.Г. и многие качинцы, которые сейчас
находятся на программах к очередным космическим
полетам. Так уже бывало, когда качинцы готовились
к полетам на Луну,программе "Буран", а,
возможно, и к другим планетам.
Сложно и напряженно училище работало и 53
послевоенных года, из них, 44 года – на
Волгоградской земле. Здесь училище по-настоящему
крепло и развивалось, а точнее сказать – шагало в
ногу со временем и берегло свой высокий
авторитет.
В эти годы перешли на обучение по программе
высшей школы, стали обучать курсантов на
реактивных самолетах, уверенно осваивать Л-29, Л-39,
МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21 самых различных модификаций и
подготовили более пяти тысяч летчиков-инженеров.
И как сказал поэт Касаткин-Ростовский на заре
развития авиации
И отзовется вам, в небо летавшим,
Родина сердцем своим,
Вечною памятью доблестно павшим,
Вечною славой живым!
Ведущий 1: Алексей Алексеевич
Артамонов родился 24.03.1916 г. в деревне Шайтанка
Свердловской области. Русский. Член ВЛКСМ.
В начале тридцатых годов вместе с отцом приехал с
Урала в Павловскую Слободу Истринского района и
поступил в Московскую школу ученичества при
дирекции Московско-Балтийской дороги. Потом
работал на одном из московских заводов
наладчиком. Перед войной стал лётчиком. Служил
лейтенант Артамонов в 168-м полку 45-й
истребительной авиадивизии. На 39-й день войны,
таранив вражеский самолет, погиб. Похоронен в с.
Плоско-Забутское Кировоградской области.
27 марта 1942 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР ему было посмертно присвоено звание
Героя Советского Союза. Именем А. Артамонова
названа улица в Москве.
Об Алексее Артамонове долгое время в нашем
районе никто и ничего не знал. Поэтому и в списке
наших земляков – Героев Советского Союза – он не
значился. Причастность к Истринскому району
этого патриота Родины мы установили случайно.
Ведущий 2: В начале тридцатых
годов в Павловскую Слободу с Урала приехал
кузнец – Алексей Михайлович Артамонов. Вместе с
ним приехал и сын Алёша. Жить они устроились на
краю села, в доме Матвея Васильевича Чистова.
Отец Алёши работал в артели кузнецов под
названием "Молот".
Хваткий, отменный был мастер, – отзывались об
Алексее Михайловиче знавшие его по работе
сельчане. А сына он устроил учиться в Московской
школе ученичества при дирекции
Московско-Балтийской железной дороги. Уже перед
самой войной отец Алёши умер, а его сын стал к
тому времени лейтенантом –
лётчиком-истребителем. Служил он тогда на западе
страны, в 168-м полку 45-й истребительной
авиадивизии. Здесь и встретил войну.
Провоевал молодой лейтенант всего 39 дней. Но эти
дни сделали его Героем. Он дрался с врагом
отважно, порой днями не покидал кабину пилота,
делал вылет за вылетом в небо – настолько
серьезной была обстановка.
Ведущий 3: ...29 июля 1941 года. Звено
истребителей Артамонова парило в небесах,
патрулируя свой район. И видит командир, как ниже
уровнем плывет армада вражеских
бомбардировщиков. "Раз, два, три, ... семь, ...
двенадцать..." – вслух считал командир звена.
Всего насчитал шестнадцать "Юнкерсов".
Бомбардировщики шли чётким, безукоризненным
строем. Словно на параде. Даже не верилось, что
можно вот так уверенно, без всякой осторожности,
лететь над чужой землёй.
Шестнадцать "Юнкерсов" и три советских
ястребка. Соотношение явно не в нашу пользу. Но на
раздумье у Артамонова времени не оставалось –
бомбардировщики поворачивали в сторону
железнодорожной станции, к той самой станции, где
в это время скопилось несколько эшелонов с
беженцами. Лётчики знали это.
"Нет, нельзя допустить, чтобы враг прорвался
туда!" – решил Артамонов. Он дал сигнал
товарищам. И вот три ястребка – в атаке. Они
молниеносно обрушились из-под облаков на
противника. Внезапность, помноженная на ярость,
как бы равняла силы. Ошарашенный свинцом, строй
вражеских бомбардировщиков дрогнул. Один из
"Юнкерсов" сразу рухнул вниз.
Ведущий 1: Следующим заходом
Артамонов бросил свою машину наперерез
головному бомбардировщику. Расстояние между
ними сокращалось стремительно. Вот их разделяет
уже каких-то триста метров. Однако Артамонов огня
не открывает, стремится ближе подойти к цели. Но и
"Юнкерс" молчал, словно не замечал
атакующего истребителя.
"Вот, гад, крепкие нервы у мерзавца!" –
подумал командир звена. Но тут гитлеровцы не
выдержали – воздушный стрелок бомбардировщика
полоснул очередью. Артамонов мгновенно
сманеврировал: рванул ручку управления –
послушный истребитель юркнул вниз. Теперь перед
глазами нашего сокола оказалось незащищенное
брюхо бомбардировщика. Лейтенант с большой
злостью вспорол его пулемётной очередью. И
стервятник пошёл к земле. Теперь это второй уже. А
через минуту кто-то из ведомых Артамонова сбил
третий бомбардировщик.
Ведущий 2: Вот теперь бомбовозы
всполошились. Они стремились побыстрее
освободиться от смертоносного груза и стали
беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить
восвояси.
Звено наших истребителей выиграло трудную, но
так необходимую победу...
30 июля 1941 года. В этот день у истребителей полка с
рассвета кипела боевая жизнь. Звено за звеном
взмывало в небо. Командир полка уже осипшим
голосом отдавал очередной приказ:
– Первая эскадрилья – на сопровождение
бомбардировщиков.
– Звено лейтенанта Артамонова – на
патрулирование в район переправы!.. Переправа! В
этом районе через Днепр она была единственной.
Там с высоты полета четко наблюдалось огромное
скопление людей, наплыв самой разнообразной
техники. Воздушные пираты врага всё время
рвались сюда. А наши соколы препятствовали этому.
Над переправой то и дело вспыхивали воздушные
бои. На этом адском пятачке и дежурил Артамонов
со своим звеном.
"Отвисев" над переправой отведённое по
приказу время, звено ястребков возвращалось
домой. Артамонов чувствовал себя сильно
уставшим. Теперь ему хоть бы чуточку отдохнуть.
Летит и вдруг видит: над родным аэродромом
шныряет "Мессершмитт". "Откуда он тут?"
– подумалось лейтенанту. Усталость как рукой
сняло. Сразу прибавились силы, решимость.
Вражеский истребитель тем временем спикировал и
чуть не в упор расстрелял взлетавший самолёт.
Ведущий 3: Артамонов не стал ждать находившихся на подлёте ведомых и ринулся навстречу врагу. "Мессершмитт" уклонился, стал набирать высоту, чтобы скрыться. Наш сокол не отставал. Вот он уже поймал в прицел чёрную свастику, рядом с которой был намалёван трефовый туз. Это значило – на самолёте – гитлеровский ас!
– Ну что ж, ударим по тузам! – Артамонов от
злости стиснул зубы и нажал на гашетку.
Но что такое? Произошло два-три хлопка, и пулемёт
смолк. Кончился боезапас.
Видимо, и гитлеровец понял это, осмелел, даже
крыльями своей машины качнул: мол, до свидания, до
следующей встречи...
Эта выходка врага привела в ярость лейтенанта.
"А-а, гад, ты ещё издеваешься!" – и со
страшной силой обрушился своим самолётом на
врага. Через секунду уже обе машины, кувыркаясь,
рухнули вниз... А вечером в специальном журнале
168-го истребительного авиационного полка была
сделана следующая запись:
30 июля 1941 года лейтенант А. А. Артамонов на
Западном фронте в бою над своим аэродромом
уничтожил тараном самолёт противника. Погиб.
Ведущий 2:
Ему ведь было тогда только 20
Но миг победы больше, чем года!
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.
Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.
Смотрю, смотрю в его лицо простое –
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.Козырева Екатерина
Ведущий 1: В 1980 году в военном
издательстве Министерства обороны СССР вышла
книга "Бессмертные подвиги. 1941-1945". Она
посвящена героям Великой Отечественной войны,
презревшим смерть ради победы над врагами
Родины.
В разделе "Оружие храбрых" есть такие слова:
"Израсходовав весь боезапас, советские
лётчики не покидали поле боя – они шли на таран
фашистских самолётов. За годы Великой
Отечественной войны около пятисот вражеских
машин было сбито дерзким таранным ударом".
Ведущий 2: ТАРАН
С первого же дня Великой Отечественной войны
советские соколы, вступив в смертельную схватку
с фашистской армадой, смело взяли на вооружение
«нестеровский таран». И хотя этот прием
воздушного боя не предусматривался никакими
военными наставлениями, ему не обучали ни в
авиационных школах, ни в авиационных частях,
советские пилоты без колебаний и страха шли на
таран. Наши летчики использовали его в тех
случаях, когда в критической ситуации были
исчерпаны все другие средства уничтожения
противника: то ли отказывало бортовое оружие, то
ли кончались боеприпасы или же требовалось во
что бы то ни стало преградить путь врагу к особо
важному объекту, но не оставалось времени для
маневра.
Примечательно: ни один фашистский ас не
отважился на подобный подвиг. Чем это можно
объяснить? Ведь Гитлер самоуверенно заявлял:
«Славяне никогда ничего не поймут в воздушной
войне – это оружие могущественных людей,
германская форма боя». Да, немецкие пилоты были
хорошо обучены, имели за плечами немалый боевой
опыт. При численном превосходстве в начале войны
они вели себя в воздухе нагло, кичились легкими
победами в небе Западной Европы, считали себя
самыми отважными людьми. Но, как известно, отвага
отваге рознь. Одно дело – отвага советского
человека, прекрасно сознающего, ради каких
высоких идеалов он идет на подвиг, и совсем иное
– отвага профессионального убийцы, выполняющего
чужую волю.
Ведущий 3: Таран советских летчиков
был вызван не отчаянием, как пытались утверждать
военные специалисты на Западе, не случайным
столкновением в бою, нет. Таран – это не только
непревзойденный по дерзости боевой маневр, не
только исключительная храбрость и
самообладание, это – сознательный, глубоко
прочувствованный акт самоотверженности, высшая
форма проявления героизма.
Нашим летчиком в первую очередь руководила
беззаветная любовь к Родине и лютая ненависть к
врагу. Он бросался навстречу противнику даже
тогда, когда знал, что неминуемо погибнет…
Крупный военачальник, командовавший в начале
войны ВВС Ленинградского фронта, дважды Герой
Советского Союза, Главный маршал авиации
Александр Александрович Новиков так писал о
таране: «…что касается моего мнения о роли и
значении тарана в бою, то оно было и остается
неизменным… Необыкновенная, я бы сказал,
фантастическая стойкость духа советских
летчиков в огромной мере помогла нам под
Ленинградом уже в июле 1941 года почти на нет
свести численное и техническое превосходство
фашистской авиации.
Просмотр части фильма «В бой идут одни старики».
Ведущий 1: Страх перед тараном
сковывал действия вражеских пилотов и мешал им в
полной мере использовать превосходство своих
самолетов. Нередко они и вовсе не принимали боя.
Таран нес в себе вдохновляющую силу, являлся
примером воинской доблести и в то же время
наводил ужас на фашистских пилотов. Даже шеф
немецкой авиации Геринг, хваставший тем, что
«никто и никогда не сможет добиться преимущества
в воздухе над германскими асами», вынужден был в
специальной инструкции предупредить своих
летчиков, чтобы они «…не приближались к
советским самолетам ближе чем на 100 метров во
избежание тарана». И не случайно спасшийся от
него пленный гитлеровец признался на допросе: «О
таране мы знали понаслышке и не верили в его
существование. Теперь я убедился, какая это
страшная вещь… Когда советский самолет догнал
«юнкерс» и врезался в него, я подумал, что на меня
обрушилось небо».
Герой Советского Союза Спартак Иосифович
Маковский, несколько лет после войны
руководивший Свердловским аэроклубом, в мае 1943
года в воздушном бою над Кубанью уничтожил
вражеский самолет таранным ударом.
Корреспондент спросил летчика, думал ли он в это
время, что столкновение может стать гибелью.
Маковский сказал: «Думал ли я в тот момент о своей
жизни?.. Нет, я не думал об этом. Я знал, что внизу
бьются мои друзья, что им тяжело. И если
гитлеровец прорвется туда, им еще тяжелее станет.
Значит, надо уничтожить его, а уж каким способом,
значения не имеет. Если я вообще о чем-нибудь
думал в те секунды, когда дистанция между нами
сокращалась, то только об одном: не дать фашисту
подойти к месту боя…»
Ведущий 2: За годы Великой Отечественной войны наши авиаторы совершили более 600 воздушных таранов. Лишь в первый военный день, 22 июня 1941 года, восемнадцать отважных соколов уничтожили фашистские самолеты таранным способом.
Ведущий 1:
День Победы. И на огнях салюта.
Будто гром: – Запомните навек,
Что на сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту.
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света.
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый.
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны.
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем – невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы.
Все сумел и одолел потоп.
Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, на птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью.
Вслед вам те, кто погибал за вас! Эдуард Асадов.
Просмотр заключительной части фильма «В бой идут одни старики».
Далее проводится викторина «Герои – лётчики»