Урок литературного чтения по теме "Небывальщина. Д.Хармс "Веселый старичок"

Разделы: Начальная школа


Цели: знакомство с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора, развитие интереса к русской культуре, воспитание любви к своему народу, формирование навыков работы в группе,  в паре.

Место в системе уроков: урок № 6 в разделе «Весёлый хоровод» (10 часов).

Ресурсы и оборудование:

  • Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
  • Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2класс.
  • Книги с произведениями устного народного творчества.
  • Интерактивная доска для работы с текстом, с заданием. Микрофон, видеокамера.
  • Аудиозапись с песней «Весёлый старичок». Мультфильм «Весёлый старичок».
  • Карточки со словами малых форм устного народного творчества. Картинки «Весёлого старичка».
  • Карточки для работы в парах.  (Картинка  клавиатуры.  Таблица –  собери пословицу).
  • Листы с текстом для работы в группе. Иллюстрации к тексту для выполнения групповой и индивидуальной работы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания с использованием метода проблемной технологии, ИКТ.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: 

  • познакомить учащихся с произведениями Д. Хармса «Весёлый старичок», «Небывальщина» в обработке К. Чуковского;
  • учить сравнивать авторские и народные произведения;
  • формировать  правильное, выразительное чтение  стихотворного произведения;
  • подготовить к осознанному  самостоятельному чтению,  умению выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, определять главную мысль текста, выбирать  заглавие.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • расширение и обогащение словаря читателя;
  • осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
  • развитие навыка соотношения элементов  произведения с иллюстрациями;
  • развитие навыка выполнение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • использование речевых средств, ИКТ.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • привитие любви  к русской литературе;
  • развитие навыков самостоятельности,  доброжелательности, сотрудничества со сверстниками;
  • развитие  умения работать в паре и группе, не создавая конфликтов, находить выход из спорных  ситуаций; 
  • использование речевых средств для представления результата деятельности;
  • развитие творческого потенциала.

Формы работы:

  • Фронтальная, индивидуальная;
  • Работа в парах, в группе.

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии
(Формируемые УУД)

1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к включению в познавательную деятельность.

 – После весёлого хоровода зарядки, мы продолжаем работу на уроке литературного чтения в разделе «Весёлый хоровод».

Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.

Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу.

Личностные: проявлять внимание и положительное отношение к познавательному процессу.
Регулятивные: нацеливание на позитивную деятельность.

2. Актуализация знаний

Цель: формирование способностей к разным способам действий, сотрудничестве в паре.

 – Чтобы узнать сегодня на уроке что-то новое, интересное, нам необходим очень важный предмет. Но, что, же нам поможет? Попробуйте отгадать!

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

–  Посоветуйтесь. Если вы догадались, то возьмите карандаш.  – Какое слово получилось?
Объясните значение слов в этой загадке: листочки, рубашка, рассказывает.  В прямом или переносном смысле употреблены слова?  – А слово «книга»?

Работа в паре.
У детей на парте жёлтый карандаш, листок с компьютерной клавиатурой, таблица для работы с пословицами.
Отгадывают загадку.
Закрашивают буквы жёлтым карандашом.
Ответы детей. (Книга).
Ответы учеников: листочки – листы книги; рубашка – обложка, переплёт, рассказывает  – даёт информацию. В переносном значении.
В прямом значении.

Познавательные: осуществлять мыслительную операцию, выделять необходимую информацию, сравнивать значение слов.
Регулятивные: ориентироваться  на знании клавиатуры  и её применении при выполнении  задания, уметь видеть языковые средства, используемые в загадке.
Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, аргументируя свою позицию.

3. Подготовка к основному восприятию учебного материала

Цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

Постановка проблемного вопроса.
– Кто догадался, что необходимо выполнить в таблице? Соедините начало и конец пословицы,  в которых говорится о книге. Проверка. – Какие пословицы не подходят к отгадке слова «книга»?
Почему?
– Какие ещё формы устного народного творчества, кроме пословиц, мы изучили? (Вывешивает таблички со словами на доске).
Информация учителя о фольклоре.

Работа в паре.
Собрать пословицы.
У детей задание на листке, дано в таблице.
Остальные пословицы о чтении, а не про книгу.

Ответы детей:
поговорки,  потешки, заклички, небылицы.

Познавательные: уметь находить соответствия начала и конца пословицы, развивать творческие способности.
Регулятивные: понимать значение смысловых частей пословицы и дополнять их.
Коммуникативные:  проявлять инициативу  и сотрудничество при работе в паре.

4. Проверка домашнего задания

Цель: создание ситуации успеха, оценить реальное подготовку и продвижение каждого ученика.

Учитель снимает рассказ учащихся на видеокамеру.
Поддерживает и поощряет учеников, создаёт психологический комфорт.

Три  ученика рассказывают потешки  наизусть.
Один ученик записывает ответ детей на звукозапись.
Остальные учащиеся слушают, чтобы оценить ответы.

Личностные: формировать индивидуальный стиль и самостоятельность.
Познавательные: умение слушать, анализировать правильность передачи текста.
Регулятивные: умение правильно и выразительно передать смысл потешки.
Коммуникативные: обосновывать  своё мнение при оценке ответов детей.

Физминутка

«Две весёлые подружки…»

Выполняют упражнения.

Личностные: развитие физического здоровья.

5. Определение темы и цели урока

Цель: учить определять предполагаемую тему и цель урока, принятие собственной ученической позиции, сравнение произведений.

Постановка проблемы.
– А что же мы сегодня будем изучать? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо собрать рассыпавшиеся слоги.
Как вы думаете, что мы узнаем из произведения с таким названием?
Работа с учебником с.103. Вы удивились при чтении? В чём необычность названия? Можно ли сказать, что это вымысел?
Есть  ли у этих произведений автор?
Какова цель урока? Попробуйте сформулировать! Помощь учителя при затруднении. Словарная работа.

Решение проблемного вопроса.
Дети составляют слово «Небывальщина».
Ответы и мнения детей.
Не мешать при чтении, уважать того, кто читает.
Читает вслух 1 ученик. Произведение  на с.103 «Небывальщина»  в обработке К.Чуковского.
Такого не может быть.
Это вымысел.
Эти произведения авторские. Сравнение их  с устным народным творчеством.
Пробуют объяснить значение  незнакомых слов.

Познавательные:  включаться в процесс поиска для достижения результата, уметь выделять необходимую информацию,  анализировать её, отвечать на проблемные вопросы,  развивать творческую фантазию.
Регулятивные:  уметь понимать, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Коммуникативные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, объяснять значение отдельных слов и выражений.

6. Введение в тему. Знакомство с авторскими произведениями

Цель: расширение понятийной базы, включение новых элементов. Эмоциональная направленность этапа.

1.Информация учителя. Биография Даниила Хармса.
Работа со стихотворением Д.Хармса «Весёлый старичок». Учебник с.102-103.
Прочитайте название стихотворения. В чём его необычность? О чём может рассказываться в этом стихотворении?
Звучит аудиозапись песни «Весёлый старичок».
Понравилось ли вам это произведение? Почему? Какие строчки вызвали смех? Всё ли совпало?
Назовите главных героев стихотворения.

Слушают информацию.

Ответы учащихся.

Дети слушают, следят по книге за текстом.
Повторное прослушивание и самостоятельное чтение. Дети подпевают, читая текст в учебнике.
Старичок, насекомые.

Познавательные: уметь видеть языковые средства, использованные в тексте, выделять существенное.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, формировать осмысленно и выразительно читать произведения.
Коммуникативные: создание внутренней потребности включения в учебную деятельность, проявлять активность в коллективном пении и прочтении произведения.
Личностные: умение проявлять эмоциональную реакцию, выражать свои чувства.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам, введение новых способов, работа на восприятие, развитие логики, речи, внимания.

Сейчас вы узнаете новое и интересное о других насекомых, увидите,  как они выглядят. Любопытно?
Текст дан на интерактивной доске.
Повторное чтение учителем. Вам раздали  текст на листке. Посоветуйтесь и решите: какая фраза из текста может быть заглавием? В каком предложении выражена главная мысль?
Сейчас составим картинный текст.
Соотнесите предложение и картинку. Определите, какое по счёту предложение и ваша картинка.

Работа в группах.
Самостоятельное чтение. Задание к тексту.
1 ученик выполняет задание на доске с «мышкой».
У детей листы с текстом. Коллективная работа. Делегат  от группы выходит к доске, отвечает. Самопроверка по интерактивной доске.
Дети перечитывают текст. Решают и находят место своей картинке в тексте. Делегаты от групп выходят к доске для составления картинного произведения. При возникновении затруднений или ошибки вступают в диалог. Проверка.

Познавательные:  уметь понимать содержание, последовательность смысловых частей текста, находить информацию, заданную в явном виде, объяснять и оценивать прочитанное, находить соответствие. Получение реального результата при составлении картинного текста.
Регулятивные:  принимать и сохранять учебную  цель и задачу, устанавливать  соответствие полученного результата к поставленной цели. Коммуникативные: ведениедиалога,создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, социализации.

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учебной работы, соотнести цель и задачи, коррекция понятий.

Как вы считаете, достиг ли наш урок цели?  Что нового вы узнали на данном уроке? Что повторили? Какой вид работы вам понравился больше всего?  Получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества? Получите картинку весёлого старичка на память. Аудиозапись можно прослушать в пространстве.
Показать мультфильм: «Весёлый человечек».

Учитель корректирует оценки, если возникли противоречия, привлекает других учащихся.

Урок цели достиг. Понравилась песенка про «Весёлого старичка».
Получают картинку «Весёлого старичка» на память, для хорошего настроения.

 

Смотрят мультфильм «Весёлый старичок».

Учащиеся оценивают свою работу на уроке,  выставляют отметку по 10-балльной системе.

Познавательные: формирование у учащихся способностей к рефлексии, умение работать по правилу и творчески, понимать критерии результативности урока.
Регулятивные:  осмысление учебной ситуации, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.
Коммуникативные:  владение технологией диалога, распределение ролей, активное сотрудничество с учителем и детьми.
Личностные:  оценивать собственную и коллективную деятельность, фиксирование затруднений, выявление причин,   создание ситуации успеха.

9. Домашнее задание

Цель: продолжить работу над небылицей в   авторском переводе.

Выполнить задание в «Творческой тетради» с. 42-44.
Дать рекомендации к выполнению.

Дети получают задание, записывают в дневник.

Познавательные:  повторить текст произведения, прослушав произведение Д.Хармса.
Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работать  на получение результата.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе https://urok.1sept.ru/articles/527236/
5. Л.А.Ефросинина. Урок литературного чтения.
6. «Перспектива» учителям. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение», 2 класс.

Приложения