Цели: знакомство с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора, развитие интереса к русской культуре, воспитание любви к своему народу, формирование навыков работы в группе, в паре.
Место в системе уроков: урок № 6 в разделе «Весёлый хоровод» (10 часов).
Ресурсы и оборудование:
- Литературное чтение. Учебник. 2 класс. Часть 1.
- Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2класс.
- Книги с произведениями устного народного творчества.
- Интерактивная доска для работы с текстом, с заданием. Микрофон, видеокамера.
- Аудиозапись с песней «Весёлый старичок». Мультфильм «Весёлый старичок».
- Карточки со словами малых форм устного народного творчества. Картинки «Весёлого старичка».
- Карточки для работы в парах. (Картинка клавиатуры. Таблица – собери пословицу).
- Листы с текстом для работы в группе. Иллюстрации к тексту для выполнения групповой и индивидуальной работы.
Тип урока: урок «открытия» нового знания с использованием метода проблемной технологии, ИКТ.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить учащихся с произведениями Д. Хармса «Весёлый старичок», «Небывальщина» в обработке К. Чуковского;
- учить сравнивать авторские и народные произведения;
- формировать правильное, выразительное чтение стихотворного произведения;
- подготовить к осознанному самостоятельному чтению, умению выражать своё отношение к прочитанному и услышанному, определять главную мысль текста, выбирать заглавие.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие познавательных способностей учащихся;
- расширение и обогащение словаря читателя;
- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;
- развитие навыка соотношения элементов произведения с иллюстрациями;
- развитие навыка выполнение учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- использование речевых средств, ИКТ.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- привитие любви к русской литературе;
- развитие навыков самостоятельности, доброжелательности, сотрудничества со сверстниками;
- развитие умения работать в паре и группе, не создавая конфликтов, находить выход из спорных ситуаций;
- использование речевых средств для представления результата деятельности;
- развитие творческого потенциала.
Формы работы:
- Фронтальная, индивидуальная;
- Работа в парах, в группе.
Сценарий урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Комментарии |
1. Организационный момент Цель: подготовить учащихся к включению в познавательную деятельность. |
– После весёлого хоровода зарядки, мы продолжаем работу на уроке литературного чтения в разделе «Весёлый хоровод».
|
Приветствие учителя. Эмоциональный настрой на работу. |
Личностные: проявлять
внимание и положительное отношение к
познавательному процессу. |
2. Актуализация знаний Цель: формирование способностей к разным способам действий, сотрудничестве в паре. |
– Чтобы узнать сегодня на уроке что-то новое, интересное, нам необходим очень важный предмет. Но, что, же нам поможет? Попробуйте отгадать!
– Посоветуйтесь. Если вы догадались,
то возьмите карандаш. – Какое слово
получилось? |
Работа в паре. |
Познавательные: осуществлять
мыслительную операцию, выделять необходимую
информацию, сравнивать значение слов. |
3. Подготовка к основному восприятию учебного материала Цель: контроль и самоконтроль изученных понятий. |
Постановка проблемного
вопроса. |
Работа в паре. Ответы детей: |
Познавательные: уметь
находить соответствия начала и конца пословицы,
развивать творческие способности. |
4. Проверка домашнего задания Цель: создание ситуации успеха, оценить реальное подготовку и продвижение каждого ученика. |
Учитель снимает рассказ
учащихся на видеокамеру. |
Три ученика рассказывают
потешки наизусть. |
Личностные: формировать
индивидуальный стиль и самостоятельность. |
Физминутка |
«Две весёлые подружки…» |
Выполняют упражнения. |
Личностные: развитие физического здоровья. |
5. Определение темы и цели урока Цель: учить определять предполагаемую тему и цель урока, принятие собственной ученической позиции, сравнение произведений. |
Постановка проблемы. |
Решение проблемного вопроса. |
Познавательные: включаться
в процесс поиска для достижения результата,
уметь выделять необходимую информацию,
анализировать её, отвечать на проблемные
вопросы, развивать творческую фантазию. |
6. Введение в тему. Знакомство с авторскими произведениями Цель: расширение понятийной базы, включение новых элементов. Эмоциональная направленность этапа. |
1.Информация учителя.
Биография Даниила Хармса. |
Слушают информацию. Ответы учащихся. Дети слушают, следят по книге за текстом.
|
Познавательные: уметь
видеть языковые средства, использованные в
тексте, выделять существенное. |
7. Включение в систему знаний и повторение Цель: автоматизация умственных действий по изученным нормам, введение новых способов, работа на восприятие, развитие логики, речи, внимания. |
Сейчас вы узнаете новое и
интересное о других насекомых, увидите, как
они выглядят. Любопытно? |
Работа в группах. |
Познавательные: уметь
понимать содержание, последовательность
смысловых частей текста, находить информацию,
заданную в явном виде, объяснять и оценивать
прочитанное, находить соответствие. Получение
реального результата при составлении картинного
текста. |
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка учебной работы, соотнести цель и задачи, коррекция понятий. |
Как вы считаете, достиг ли наш
урок цели? Что нового вы узнали на данном
уроке? Что повторили? Какой вид работы вам
понравился больше всего? Получилось ли у нас
следовать правилам сотрудничества? Получите
картинку весёлого старичка на память.
Аудиозапись можно прослушать в пространстве. Учитель корректирует оценки, если возникли противоречия, привлекает других учащихся. |
Урок цели достиг. Понравилась
песенка про «Весёлого старичка».
Смотрят мультфильм «Весёлый старичок». Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выставляют отметку по 10-балльной системе. |
Познавательные:
формирование у учащихся способностей к
рефлексии, умение работать по правилу и
творчески, понимать критерии результативности
урока. |
9. Домашнее задание Цель: продолжить работу над небылицей в авторском переводе. |
Выполнить задание в
«Творческой тетради» с. 42-44. |
Дети получают задание, записывают в дневник. |
Познавательные:
повторить текст произведения, прослушав
произведение Д.Хармса. |
Использованные источники.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М.,
Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в
развивающем обучении: Книга для учителя. –
М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е.
Деятельностный подход к обучению в начальной
школе: урок литературного чтения (из опыта
работы)//Серия «Новые образовательные
стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.
Требование к составлению плана урока по
дидактической системе деятельностного метода. –
Москва, 2006 г.
4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе
https://urok.1sept.ru/articles/527236/
5. Л.А.Ефросинина. Урок литературного чтения.
6. «Перспектива» учителям. Планируемые
результаты изучения курса «Литературное
чтение», 2 класс.