Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
Цель тренинга: развитие непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному общению, раскованности и внутренней свободе.
Задачи:
– формировать культуру человеческого общения;
– способствовать снятию коммуникативных
барьеров;
– развивать интерес к познанию своих
способностей и личностных качеств;
– содействовать активному взаимодействию и
сплочению родителей.
Принципы работы в группе:
– принцип активности участников;
– принцип творческой позиции: есть проблема –
есть решение;
– принцип объективности поведения;
– принцип партнерского общения.
Продолжительность тренинга: 1 час.
Оборудование: бумага, ручки, фломастеры, лист ватмана, магниты, кнопки.
План тренинга:
№ | Название упражнения | Регламент |
1 | Знакомство «Самопрезентация» | 10 мин. |
2 | Принятие правил работы в группе | 4 мин. |
3 | Разминка | 3 мин. |
4 | Групповая дискуссия «Легко ли быть родителем». Выработка правил групповой дискуссии. |
15 мин. |
5 | Игра «Путаница» | 3 мин. |
6 | Упражнение «Эффективный родитель» | 15 мин. |
7 | Проективный рисунок «Наша группа» | 5 мин. |
8 | Рефлексия «Здесь и теперь» | 5 мин. |
Всего: | 60 мин. |
ХОД ТРЕНИНГА
1. Знакомство
Назначение:
– формирование у членов группы установки на
взаимопонимание;
– определение возможных тактик и стратегий
общения с каждым участником;
– создание климата психологической
безопасности.
Вариант А: «Самопрезентация»: Каждый участник группы, представляясь, называет по желанию свое увлечение, девиз жизни, те качества, которые помогают эффективному общению.
Вариант Б: «Интервью»: Участники разбиваются на пары и проводят взаимное интервью. По окончании – каждый представляет своего партнера. Участники могут задавать любые вопросы.
2. Принятие правил работы в группе
Назначение:
– установление принципов работы в группе;
– создание чувства особенности общения в группе.
Предложить для свободного обсуждения правила работы в группе:
а) активность, ответственность каждого за
результат работы группы;
б) откровенность и искренность;
в) конфиденциальность;
г) правило «Стоп»;
д) правило поднятой руки
В заключение обсуждения желательно, чтобы каждый участник осознал необходимость введения этих правил и выразил готовность следовать им в процессе тренинга.
3. Разминка
Назначение:
– снятие напряжения;
– развитие навыков свободного, раскованного
общения.
Вариант А: Упражнение «Смена мест». Участники сидят на стульях по кругу, водящий стоит в центре и командует: «Меняются местами…» (продолжение фразы может быть любым, например: «…все блондины», «все, кто любит музыку» и так далее). Во время смены мест водящий должен успеть занять свободный стул. Следующим водящим становится тот, кому не хватило места.
Вариант Б: Игра «Не урони!». Участники встают в круг и перебрасывая друг другу мяч, называя каждый раз, какой предмет он обозначает. Например: кирпич, хрустальная ваза и т.д. Тот, кто ловит мяч, должен изобразить, как бы он поймал этот предмет, соответственно его тяжести, хрупкости и т.д.
Вариант В: Игра «Не столкнись».
4. Групповая дискуссия
Назначение:
– определение и развитие умений участников,
необходимых для эффективного группового
общения;
– знакомство с правилами ведения дискуссии.
Вариант А: выбирается тема для обсуждения, которая может быть предложена ведущим или группой. Тема дискуссии звучит в общей формулировке, например, «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?». Может выдвигаться конкретная ситуация для обсуждения.
Вариант Б: тема дискуссии известна заблаговременно, например, «Легко ли быть родителем?»
После дискуссии проводится обсуждение. Вначале самоанализ своей деятельности дает тот, кто выступал в роли лидера, был ведущим дискуссии: насколько он выполнил свою задачу, что получилось, что нет, в чем испытывал трудности, как помогала группа. Затем обращается внимание на общение самих участников в процессе дискуссии:
– Чем была дискуссия интересна тебе лично?
– Что ты открыл для себя?
– Как оцениваешь свое участие?
– Какие чувства испытывал во время дискуссии?
– Кто из выступающих запомнился и почему?
– Что мешало? Что помогало?
– Чему мы все вместе можем научиться?
В заключение групповой дискуссии, внимание участников акцентируется на правилах проведения дискуссии.
5. Игра «Путаница»
Назначение:
– снятие напряжения, усталости;
– сплочение группы.
Участники тренинга встают в круг. По сигналу ведущего все закрывают глаза и, вытянув вперед руки встречаются в центре круга. Правой рукой каждый берет руку любого другого члена группы, левая рука оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. После этого все открывают глаза. Задача группы распутаться и встать в круг.
6. Упражнение «Эффективный родитель»
Назначение:
– формирование чувства внутренней
устойчивости и доверия самому себе;
– развитие умений думать о себе в позитивном
ключе.
Участникам по кругу предлагается назвать качества, характерные для эффективного общения (в роли родителя). Ведущий фиксирует все качества на доске. После того, как будет сформирован список из 20-25 качеств, участникам предлагается поработать с эти списком: методом исключения в списке должно остаться не более 10 качеств (качества исключаются только после того, как все участники будут согласны). После того, как в списке останется 10 качеств участникам предлагается проранжировать их по мере значимости, а затем оценить степень их наличия у себя.
7. Проективный рисунок «Наша группа»
Назначение:
– утверждение чувства групповой поддержки, близости, значимости группы для каждого.
Группа получает лист ватмана, каждый участник – фломастер (цвета фломастеров не повторяются). Задание: молча, не обмениваясь фломастерами, всем вместе нарисовать свою группу. Затем проанализировать рисунок.
8. Рефлексия «Здесь и теперь»
Назначение:
– отработка навыка рефлексии;
– развитие навыка самодиагностики состояния.
Каждому участнику предлагается проговорить свое состояние. Участники выражают свое представление обо всем происходящем в группе и с ними. Ведущий стимулирует обсуждение такими вопросами; «Как ты себя чувствуешь?», «Что получили?», «Что возьмете с собой?» и др. Ведущий анализирует свое состояние со всеми.
В заключение встречи, предлагается памятка для родителей (Приложение 1).
Литература:
- Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения – СПб.: Питер,2007
- Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991
- Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М., 1992
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М.: Новая школа, 1994
Приложение:
Памятка для родителей «Методы поддержки ребенка, пути повышения самоуважения»