– Прекрасным и звучным, выразительным и гибким называл русский язык А. С. Пушкин.
– Каждое слово русского языка имеет своё значение.
– Угадайте слова, значения которых будут вам названы. Запишите эти слова.
Итак, какие это слова:
1) десятый месяц года;
2) орудие труда, служит обычно для забивания
гвоздей;
3) лиственное дерево с белой корой.
– Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает.
– Вот послушайте стихотворение.
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
– Что означают слова язычок, глазок, горлышко,
ножка, употребляемые в этом стихотворении?
– Какие ещё значения имеют эти слова?
– Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называются многозначными.
– Попытаемся найти такие слова в следующих стихотворениях:
– Не жалейте пятачка, –
Говорит корова, –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке! –
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
Бросил палку кверху Мишка:
– Падай в шапку с ели, шишка! –
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Какие значения имеют слова пятачок, шишка?
– Многозначными могут быть не только слова, обозначающие предметы, но и слова, которые обозначают признаки и действия предметов.
– Какие, по-вашему, предметы бывают острыми?
– Послушайте рассказ и подумайте, правильно ли вы ответили.
– Гриша, не бери нож. Обрежешься!
– Гриша, не бери вилку. Уколешься.
– Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила сыну супу,
положила котлету.
– Я горчицу хочу, – сказал Гриша.
– Нельзя тебе горчицы, она острая, – сказала
мама.
Засмеялся Гриша.
– Эх ты! Разве горчица острая? Она – горькая. Я
ещё вчера лизал.
– Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или
Гриша, который сказал, что она горькая?
– Что из этих предметов можно назвать острым:
саблю, перец, ножницы, лампу?
– В каких случаях слово острый можно заменить
словом горький?
– А теперь отгадайте загадку:
Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадёт.
Но никуда я не иду,
Покуда он идёт.
– На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?
– Замените слово идёт в левом столбике подходящими по смыслу словами из правого столбика:
Мальчик идёт …льёт
Дождь идёт …едет
Машина идёт …шагает
– Послушайте разговор папы и сына. О чём просил мальчик отца?
– Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша.
– Пожалуйста.
«Разрешил! – удивился Гриша. – А раньше никогда
не разрешал. Значит, сегодня он добрый».
– А если я хочу завести кошку?
– Что ж, можно и кошку, – согласился отец и взял
газету.
«Ну и дела! И кошку можно. Просто
чудеса».
– И…и кролика тоже можно завести?
– Если тебе хочется, заведи и кролика.
Гриша даже рот раскрыл от удивления: «Всё-всё
разрешает! Что бы ещё попросить?»
– А утку можно завести? Здесь, в этой комнате …
утку?!
– Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона, –
сказал отец и придвинул Грише ящик. А в ящике
лежали собака и кошка, кролик, утка и даже
слон. Их всех можно было завести … ключом.
– О чём просил Гриша отца? Как мальчик понимал значение слова завести? Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?
– И в заключение, выполните задания.
Что может гореть?
И щёки горят огнём,
И обувь горит на нём.
– Когда так говорят: горят щёки? горит обувь?
– Что ещё может гореть?
И рыба клюёт
Боится идти на рыбалку рыбак.
– Чего ты робеешь,
Скажи мне, чудак?
…К реке не подходит
Трусишка Федот
С тех пор, как прослышал,
Что рыба …
Клюёт.
– Закончите предложения: Петух клюёт… (что?); Рыба клюёт… (на что?)
По два значения
Достойна точка уважения
В конце любого предложения.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка…
Пусть точка меньше муравья,
Она помощница твоя.
Дружок, я знаю это точно:
Должна быть в каждом деле точка…
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первый Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?..
Если он , то несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!..
– Какие значения имеет слово точка из первого стихотворения и слово перемена из второго?
– Угадайка предлагает новые задания.
Что делают часы?
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут.
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте.
– Как вы понимаете выражения: часы стоят, часы
идут, часы спешат, часы отстают?
– В каких случаях говорят: часы бегут?
Удивительные вещи
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы не слыхали,
Что бы кого-то они обижали.
«Слон затрубил», – говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу в оркестре.
– Слов с разными значениями в русском языке много. Мы часто употребляем их. Очень важно помнить эти разные значения, различать их, чтобы не делать ошибок.
– Как вы думаете, о каком гребешке идёт речь?
Встав на цыпочки, лисица
За плетень во двор косится:
– Петушок, петушок,
Дай на время гребешок!
Расчешу я только хвост! –
А петух не так уж прост,
Знает, что возьмёт лисица,
То назад не воротится!
– Зачем нужен лисице гребешок?
– Какие значения имеет слово гребешок?
– Чем похожи гребешок для расчёсывания волос и
гребешок петуха?
– Мы говорим: дети убежали, часы убежали.
– Что это значит?
– А что ещё может убежать?
– Вот послушайте.
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре:
«Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не
убежало», – и стала думать, как молоко убежать
может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в
чайнике кипятится и не убегает, только булькает,
когда вскипит. «Нет, и молоко не может убежать», –
решила она.
И захотелось ей проверить , верно ли она решила.
Пошла Нина на кухню.
Кастрюлька с горячим молоком на краю плиты
стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь.
(Такие вещи ей строго запрещено было делать,
да Нина непослушной была.)
Постояла она, посмотрела: ноги у молока не
вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина
и стала с кошкой играть.
А молоко тем временем начало потихоньку
подниматься, добралось до краю кастрюли,
выглянуло, не наблюдает ли кто за ним,
поколебалось немножко и… побежало, полилось
через край.
Бежит, шипит на горячей плите.
Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на
полу лужа молочная.
Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось
из-за Нины всем есть кашу без молока.
– Что означает выражение молоко убежало?
– Какими словами можно заменить слово бежит в предложениях:
1) Бежит время;
2) Бежит ручей;
3) Зерно бежит из комбайна в машину?
– Новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.
– Проследим на примерах
Вот шофёр – какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил-вертел баранку.
А зачем крутил-вертел?
Лучше взял бы да и съел!..
– Какие значения у слова баранка?
– Почему шофёр не мог съесть баранку?
– Что общего у баранки (руля автомобиля) и
баранки (колечка, испечённого из теста)?
– Все те предметы, о которых мы говорили, похожи по внешнему виду. Но сходство может быть и в другом. Общим может быть не внешний вид, а какой-то признак.
– Послушайте стихотворение:
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт боржом,
Очень любит эскимо.
Вместе ходим мы в кино.
Я к моржу домой хожу,
С ним за партою сижу.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковкин Боря.
Он спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
– Про кого это стихотворение?
– Что общего у моржа – северного животного и
моржа-человека?
– По какому признаку человека называют моржом?
– Общим у предметов может оказаться не только внешнее сходство или какой-то признак, но и их действия.
– Подумайте, о ком говорится в этой загадке?
Качая клювом и хвостом,
Будильник ходит под окном.
На лапах – шпоры, сам – с вершок,
А на макушке – гребешок.
– Какой будильник ходит под окном?
– Почему так назван в загадке петух?
Узелки на память
1. У слова может быть не одно, а несколько
значений.
2.Новое значение у слова может появиться, если
один предмет чем-то похож на другой.
3. Надо различать значения слов.
– Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
Твой след
Бегу я босиком весной.
Вокруг шумит ковыль.
Цепочкой лёгкою за мной
Следы ложатся в пыль.
Когда ж из тучи дождь польёт
И смочит пыль дорог,
За мною в глине поползёт
Глубокий след сапог.Отправлюсь я зимою в путь,
Когда земля в снегу, –
В снегу я тоже шаг шагнуть
Бесследно не могу…
Мой друг!
Покуда ты живёшь
И видишь белый свет,
В лесу иль по полю бредёшь,
Ты оставляешь след.
Но, покидая край любой,
Скажи ты мне в ответ:
В сердцах людей ты за собой
Какой оставил след?