Цели:
- формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;
- укрепить привязанность к членам семьи;
- научить гордиться их достижениями, быть терпимым к их недостаткам;
- сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни каждого человека;
- привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей и правил;
- оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
Оборудование: магнитофон, диски с записями, рисунки детей, видеопроектор, поделки детей.
План
- Приветствие
- Вступительное слово учителя.
- Выступление детей 1 звена. Домашнее задание. Пословицы и поговорки.
- Выступление детей 2 звена. Домашнее задание. История моего имени.
- Слово учителя.
- Семейные правила.
- Обыгрывание ситуаций.
- Стихотворение «Спор».
- Слово учителя. Что должно быть в настоящей семье?
- Выступление детей 3 звена. Домашнее задание. Семейные правила.
- Стихотворение «В выходной» автор Кочергина.
- Презентация семейных фотографий.
- Пофантазируем: «Мне 30 лет. Моя семья».
- Слово учителя.
- Прощание.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово учителя.
Семья… Как греет душу это слово! Оно напоминает
о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости
отца.
А сколько в слове «семья» загадок и поучительных
открытий! Слово «семья» можно разделить на два
слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит
нам: семья – это семеро таких же, как я. И правда –
в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом,
голосом, взглядом, нравом и характером. Могут
быть общие увлечения и любимые занятия.
Вы скажите, что не в каждой семье наберется
семеро. Верно, но это и не важно. Число «семь»
издавна считается особенным. Оно не делимо и как
бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и не
делима.
О семье сложено много пословиц и
поговорок. Вот одну из них мы и взяли в
название классного часа. Вам было дано задание
найти пословицы и поговорки о семье.
Слово предоставляется 1 звену (дети называют пословицы и поговорки и листочки с ними прикрепляют к доске).
К этим поговоркам я хочу добавить еще одну
старую народную мудрость: «Почитай отца своего и
мать, и будет тебе хорошо, и ты долго будешь жить».
Почитать родителей – значит: в детстве их
слушаться, в молодости с ними советоваться, в
зрелом возрасте – о них заботиться.
Бывает, что по одному человеку обо всей семье
судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей
семье.
Учитель. Полезно знать, что слово
«семья» происходит от слова «семя». Маленькое
семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий
росток. Со временем на нем появляются сначала
нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда твои
родители создали семью, она тоже напоминала
маленькое семя. Его нужно было с любовью
взращивать: жить в любви и согласии, заботиться
друг о друге.
Наши предки издавна учили, что это семя не
взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот
почему жених и невеста от родителей получали
благословение, а от Бога – венчание.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий
росток. На нем зацветают и первые цветочки –
сынки и дочки. В семье каждый из вас желанный
ребенок, здесь каждому из вас дали святое имя.
Слово детям 2 звена: как вам давали имя, почему назвали именно так, в честь кого, что означает ваше имя. (Выступления детей).
Учитель. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их все члены семьи должны выполнять без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Слово детям 3 звена: об их семейных правилах, традициях и обычаях.
Учитель. А теперь давайте поиграем. Сейчас я раздам вам листочки с заданием для трех звеньев, а вы соберитесь все вместе, прочитайте, распределите роли и попробуйте обыграть ситуацию.
Дети обыгрывают ситуации (см. Приложение).
– Как вы думаете, кто в семье главнее: папа или мама? Давайте спросим у Эли и Алеши.
Девочка:
Собрала в портфель я книжки,
Выбегаю в коридор...
У меня с одним мальчишкой
Завязался разговор.
Мальчик:
А мой папа – чемпион!
Ходит он на стадион:
Он кидает кверху гири,
Папа – самый сильный в мире!
Девочка:
Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины...
Вы, мужчины, недотепы,
Вас воспитывать, учить:
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить!
Мальчик:
От мужчины нету толку?...
Это нам талант не дан?
Кто прибил для книжек полку?
Починил на кухне кран?
Девочка:
Борщ варить вам не охота,
Не пожарите котлет...
Вам удрать бы на работу,
Ну а больше толку нет!
Мальчик:
Ты, колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льете слезы
И к тому без причин...
Ты колючие слова говоришь, робея.
Папа в доме голова!
Девочка: А мама в доме – шея!
Мальчик:
Нет! Решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней...
Просто... мама всех нежней!
Поделюсь я с ней секретом,
Ничего не утая,
Потому, что мама – это…
Радость первая моя!
Девочка:
А мой папа просто чудо,
Он защитник, верный друг,
Без него нам очень худо,
Если он уедет вдруг.
С ним я спорю и рисую,
С ним играю в мяч, танцую.
Он подарки мне приносит,
Обо всем меня расспросит!
Папа рядышком всегда,
Мы без папы никуда!
Мальчик: Кто важней всего на свете?
Девочка: Знают взрослые и дети –
Мальчик: Наша дружная семья.
Девочка: Это папа!
Мальчик: Это мама!
Вместе: И, конечно, это я!
Учитель. Для счастливой семьи очень важно, чтобы были и мама, и папа, и, конечно, дети. Так что же должно быть в настоящей счастливой семье?
- Любовь.
- Дружба.
- Уважение.
- Взаимопонимание.
- Забота.
- Согласие.
(напечатанные слова вешают на доску)
А еще обязательно должен быть дом, а в доме всегда должно быть солнце, чтобы всем было уютно и тепло. И если кому-то плохо, его согреет забота и любовь ближних. Так обязательно бывает в настоящей семье. Посмотрите на доску: здесь ваши рисунки, на которых изображены ваши семьи сейчас.
Стихотворение «В выходной» Кочергиной (читает ученик).
Очень здорово, когда
Дома мама, папа, я.
Вместе можно поиграть,
Песню спеть, порисовать.
Вместе выучить урок.
Мамин вкусный съесть пирог.
Можно в парке погулять.
В гости бабушек позвать.
В цирк пойти или в кино.
И куда, мне все равно.
Лишь была бы вместе вся
Наша дружная семья.
Показ презентации семейных фотографий.
Учитель. Не правда ли, наши семьи очень
похожи на рисунках и на фотографиях? Мы увидели
на них счастливые семьи.
– А теперь давайте пофантазируем: представьте,
что вам 30 лет. Вы взрослые люди, у каждого из вас
семья. Давайте представим уже вашу семью. Какая
она? (Слово детям).
Учитель. Я верю, что у вас в жизни все будет хорошо, у вас будут замечательные семьи, в которых всегда будут присутствовать любовь, уважение, взаимопонимание, забота и согласие, и вы будете счастливы, а наши родители будут идти всегда с вами рядом, помогая вам советом и добрым делом, а вы будете отвечать им взаимностью.
– Ну а пока, вы ученики 4 класса и вам учиться
вместе одной дружной классной семьей еще очень
долго. Я бы хотела, чтобы у нас в классе также
всегда присутствовали эти качества.
Вчера 23 ноября был праздник – День Матери.Поэтому
для них мы приготовили подарки. Это сердечко –
знак нашей любви к ним. Подарите его маме и
скажите, как крепко вы ее любите.
Подарки мы дарим и нашим гостям, потому что они тоже все мамы.
Учитель.
Всех благ вам в жизни и здоровья,
Богатства доброго тепла,
Семья, согретая любовью,
Всегда надежна и крепка.
Желаем мира и добра.
Пусть будет светлою дорога,
Пусть будет дружною семья,
И счастья будет много-много!