Учитель – это призвание и призыв к непрерывному творческому саморазвитию

Разделы: Общепедагогические технологии


Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А. Дистервег

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

Современная эпоха – эпоха активных разработок, высоких технологий, в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. В связи с этим, нашим обществом перед современной школой выдвинута цель: российская школа должна быть переведена в режим развития, стать развивающей школой, характерной чертой которой является направленность на человека как личность.

В связи с этим приоритетами образования признаны сегодня идеалы развивающего обучения: умение учиться, универсальные учебные действия, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Выполняя данную цель, многие школы стали воплощать в жизнь самые сокровенные мечты своих учителей, что явилось следствием законодательно закрепленного творчества, освободившего творческий потенциал нашего учительства.

Выделив в качестве основных приоритетов принцип гуманистического характера образования, свободного развития личности, государство поддерживает образование, ориентированное на индивидуальность ребенка развитие его способностей, его личностный рост. Такое содержание образования и вновь создаваемая образовательная среда, направленная на формирование интеллектуальных способностей требует, прежде всего, соответствующего сознания, мышления, развития определенных способностей у самого педагога. Помочь ребенку вырасти свободным, нравственным человеком может только тот учитель, который сам свободен от авторитаризма, умеет создать атмосферу творческой активности, сотрудничества с учащимися.

Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта.

В литературе появились совсем недавно разработанные уровни профессионального роста учителя (И. Щербо), уровни его саморазвития:

Нулевой уровень – слабая методическая подготовка
1-й уровень – стабильные результаты при использовании традиционных программ и учебников
2-й уровень – применение новых технологий обучения.
3-й уровень – разработка новых форм учебных занятий
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания
5-й уровень – изменение содержания курса без изменения идеологии предмета
6-й уровень – создание авторского курса с изменением целевой и содержательной части
7-й уровень – создание авторского курса не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.

Как не задуматься о необходимости своего профессионального роста? В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.

Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.

В процессе своей работы над саморазвитием профессионально значимых личностных качеств педагога мы опирались на принципы творческого саморазвития личности, предложенные В.И.Андреевым: принципы саморазвития личности, научного познания, информативности, самоуправления, оптимизации, социализации, индивидуализации. Чаще всего они используются в совокупности, выступая в качестве регуляторов процесса саморазвития личности педагога.

Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию. Ведь самообразование учителя – это залог его мастерства, профессиональной компетентности. Не секрет, что новая школа сегодня – это по-новому работающий учитель. Особенно актуальным и значимым в нынешнее время становится воспитание личности, ориентированной на самообразование, стремящейся к творческой самореализации в любых видах деятельности. Самообразование педагога будет продуктивным, если реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если при этом осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Неподготовленный учитель, получив новую программу и учебники, начинает осуществлять их, следуя привычной методике, впитанной им еще со студенческой скамьи. Затем он начинает считать, что детям трудно учиться по «усложненной программе», что они не готовы для таких программ. В итоге учитель, испытывая разочарование от работы по новой программе, начинает считать ее «неудачной», «искусственной», наконец, просто плохой.

Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили был абсолютно прав отмечая в своей книге « Размышление о гуманной педагогике» взаимозависимость содержания обучения и методики обучения: «Резкое изменение содержания вызывает необходимость соответственно обновить методику, и резкое изменение методики ставит вопрос о качественном изменении содержания обучения».

В связи с этим на курсах повышения квалификации учителя проявляют интерес к новому содержанию, методам и приемам обучения. Таким образом, внимание учителя концентрируется на методические аспекты деятельности, практически не уделяя внимания методологической подготовки.

Анализируя деятельность педагогов, мы отмечаем, что именно творческого отношения к делу многим из них и не хватает.

Творческие способности учителя позволяют видеть образовательную ситуацию, ребенка и собственную роль в более широких границах, чем это принято традиционно. Такой учитель действует в системе субъект-субъектных отношений. Вспомним слова Майкла Михалко, который говорит: «Человек, который считает себя субъектом, откровенен, восприимчив, искренне инициативен, свободно воспринимает ситуацию и ищет способы решить проблемы и добиться цели. Человек, считающий себя объектом, подавлен, неудовлетворен, управляем, действует по команде или из страха, имеет ограниченный кругозор и всегда пытается объяснить, почему невозможно решить проблемы или добиться цели».

Сегодня перед образованием стоят новые, более сложные задачи. И необходимо, чтобы учитель не пытался объяснить, почему невозможно их решить, а искал вдохновение внутри себя для деятельности, повышал свое самосознание, раскрывал свой творческий потенциал. Только такой учитель может реализовать ценности, о которых заявлено в государственном проекте, посвященном концепции развития универсальных учебных действий учащихся. Это ценности развития самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия самоактуализации, ценности развития мотивов познания и творчества.

Сегодня когда усиливаются тенденции гуманитаризации образования, важно не столько творчество в рамках заданной предметности, сколько творческое отношение к целостной жизненной ситуации человека как процессу создания новых культурных форм, творческая жизненная позиция, креативность личности. В условиях педагогической деятельности, которая выходит за рамки предсказуемости, которая не может ограничиваться четким алгоритмом действий и должна учитывать спонтанную составляющую, важны, таким образом, не отдельные творческие умения учителя, а именно креативность как постоянная готовность к творческому сотрудничеству с неизвестным (учебным материалом, педагогическим фактом, учеником). Это особенно важно в решении задач, которые сегодня стоят перед современной школой и которые связаны со становлением «человека культуры» (Е.В.Бондаревская), «мастер-творца с высоким уровнем рефлексивного сознания» (В.И.Слободчикова), «диалогического человека» (С.В.Белова).

Творческий учитель способен заметить творческий потенциал детей и создать условия для его развития. Он создает актуальные условия, включающие: организацию особой творческой атмосферы, направленной на раскрепощение личности; обучение специальным приемам и техникам создания творческих продуктов; развитие психологической культуры и творческого мышления.

Рассмотрим эти способности в контексте действий учителя. Первая способность – чувствительность педагога к проблеме – означает, что он видит, например, «подводную часть айсберга» урока, «прочитывает» проблемы детей (кого-то поддерживает доброжелательным взглядом, для кого-то создает ситуацию успеха, кому-то дает возможность остаться на уроке незамеченным).

Другая способность – беглость – проявляется в количестве идей, возникающих в голове учителя. Такой учитель не зацикливается на определенных действиях и заранее продуманной структуре учебного занятия, а умеет видеть разные контексты создаваемой образовательной ситуации. Сюда же входит и умение видеть ребенка с разных сторон, в многообразии его статусов и ролей.

Оригинальность выражается в необычном применении тех или иных приемов, способов, видов деятельности. Такой ракурс творчества учителя проявляется как способность создать необычную форму урока, нетрадиционно представить информацию.

Следующая способность – гибкость – отражается в умении переключиться с одного вида деятельности на другой, исходить из реальной ситуации.

В современной школе педагог не может быть «механическим передатчиком» информации. В ситуации реализации стандартов нового поколения ему следует быть мобильным и чутко улавливать внутренние движения ребенка, учитывать то, что происходит «здесь и теперь».