Образовательная программа дополнительного образования детей "Поваренок"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основными задачами учреждения дополнительного образования детей являются:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Реализация программы дополнительного образования детей «Поваренок», рассчитанной на два года обучения, позволяет решать в реальных условиях Центра детского творчества все перечисленные задачи, определенные Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования. Социально – педагогическая направленность программы предполагает адаптацию обучающихся к жизни в обществе посредством приобщения их к труду, к культуре и традициям родного края и формирования коммуникативных навыков.

Задача укрепления здоровья также соответствует целевым ориентирам программы, так как здоровая пища – залог здоровья организма. Занятия по программе «Поваренок» способствует организации содержательного досуга детей и формированию общей культуры в процессе освоения знаний, определенных ее содержанием. Содержание программы не представляет собой перечень специальных тем по изучению основ кулинарии, его воспитательный блок органично включен в процесс обучения.

Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он ни занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой человек. Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Умение хорошо, то есть правильно, вкусно, быстро и экономно готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям.

Программа предназначена для дополнительного обучения детей от 6-ти до 15-ти лет.

Образовательная программа «Поваренок» направлена на формирование культуры здоровья и охраны жизнедеятельности.

Программа способствует:

  • развитию представлений о способах сохранения и укрепления здоровья, его охраны;
  • выработке представлений об основных нормах и правилах здоровьесберегающего поведения;
  • выработке основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Цель программы:

  • создание условий для формирования у обучающихся через постижение основ кулинарного искусства устойчивой мотивации к здоровому питанию, основанному на следовании традициям национальной русской кухни.
  • создание условий для ознакомления с теми специальными знаниями и навыками, которые необходимы в практической деятельности кулинара.

Программа имеет необходимое учебно – методическое обеспечение для успешной реализации поставленной цели и направлена на осуществление следующих задач:

  • знакомить детей с традициями русской кухни и их местом в народной бытовой культуре;
  • формировать навыки и умения приготовления основных блюд русской, славянской кухни и кухни некоторых народов мира развивая терпение, настойчивость, трудолюбие;
  • знакомить учащихся с разнообразными технологиями кулинарии и освоить с ними технологии приготовления блюд кулинарных и кондитерских изделий, требующих простой кулинарной обработки, расширяя трудовой опыт детей, приучить к самообслуживанию;
  • освоить технологию определения признаков доброкачественности продуктов;
  • обучить приёмам художественного оформления блюд и сервировки стола;
  • формировать представление о рациональном и здоровом натуральном питании;
  • формировать умение рационально организовать труд на своем рабочем месте;
  • выработать безопасные и санитарно – гигиенические приемы труда;
  • знакомить с технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, весоизмерительными приборами и правилами их эксплуатации;
  • знакомить обучающихся с технологией осуществления проектно-исследовательской деятельности в сфере изучения кулинарных традиций.
  • развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;
  • формировать и поддержать интерес к народному творчеству и культуре в сфере быта;
  • способствовать развитию художественного вкуса;
  • формировать навыки работы в коллективе, воспитывая чувство товарищества и взаимопомощи, ответственности за порученное дело.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие формы обучения: беседы, практические занятия по приготовлению блюд, отчетные занятия, выполняемые самостоятельно практические работы по приготовлению и оформлению блюд, различные конкурсы, предметные недели, проектная, исследовательская деятельность.

Соответствие уровня развития детей программным требованиям выявляется при помощи метода наблюдения, метода сравнения независимых характеристик, изучения продуктов образовательной деятельности, в ходе проведения зачетных и открытых мероприятий. Диагностические данные заносятся в таблицы, позволяющие отслеживать результаты дополнительного образования детей и развития личностных качеств. Критерии оценки уровня освоения программных требований работы по пяти показателям: знания и умения, мотивация познания, творческая активность, эмоциональная настроенность, достижения.

Содержание первого года обучения включает в себя 10 тем, на освоение которых отводится 216 часов. Режим занятий: два занятия в неделю по 3 часа с 15-минутными перерывами. Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с установленными нормами и требованиями к кабинету.

Содержание программы второго года обучения концентрично по отношению к содержанию 1-го года, но учебный материал более углублен, расширен и дополнен. Учебно – тематический план 2-го года обучения включает в себя 14 тем и регламентирован 180 часами. По окончании учебного года проводятся открытые итоговые занятия, форма которых определяется уровнем творческой активности детей. Режим занятий 2-го года обучения: два занятия в неделю по 2-3 часа с 15-ти минутными перерывами.

Длительность занятий определяется особенностью работы – приготовление пищи, двух – трех часовые занятия не утомляют ребят, т.к. в течение этого времени меняются виды работы.

Содержание курса для первого года обучения

1. Введение

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования, знакомство с кулинарным делом. Осознание своих интересов, способностей в данном направлении. Что такое правильное питание? Знание о значимости правильного питания в жизни человека.

2. Правила этикета

Откуда к нам пришел этикет? Нормы и правила этики. Умение посмотреть на себя со стороны. Правила поведения за столом и в гостях. Правила приема гостей. Инсценирование ситуации приема гостей.

3. Режим дня для школьника

Знание о важности режима дня. Почему обязательно завтракать? Каким должен быть обед и ужин?
Самостоятельное составление режима дня и меню одного дня, включая завтрак, обед, полдник, ужин.

4. Овощи в нашем питании

Знание о содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины, минеральные соли).
Распределение овощей по группам содержания витаминов.
Правильное хранение овощей, умение применять свои знания и навыки на практике, в жизни, быту, в семье.
Овощи в уральской кухне.

5. Салаты

Разнообразие салатов. Мясные салаты, фруктовые салаты, овощные. Заправки для овощных, мясных, фруктовых салатов. Учить детей подбирать и сочетать продукты для салатов.

6. Бутерброды

Какие виды бутербродов существуют. Многообразие продуктов, применяемых для приготовления бутербродов.
Варианты оформления блюд. Самостоятельное приготовление бутербродов (правильный подбор продуктов).

7.   Первые блюда

Технология приготовления супов. Горячие и холодные супы. Продукты для приготовления супов.

8.   Вторые блюда

Понятие, способы приготовления вторых блюд, их разнообразие. Правила подачи вторых блюд. Оформление вторых блюд.

9.  Третьи блюда

Напитки, соки, морсы. Как заварить правильно чай. Сорта чая (листовой, мелко-зерновой, гранулированный).

10.  Изделия из творога

Из чего делают творог? Чем полезен творог для организма человека? Приготовление несложных блюд из творога.

11.   Молочная кухня

Молоко и молочные продукты.
Разнообразие блюд, приготовленных из молока. Рецепты (бутерброды, салаты, супы, молочные напитки).  «Такое разное молоко». Использование сметаны и творога в кулинарии. Все о сыре (приготовление, сорта сыра, популярность сыра в разных странах).
Приготовление молочных блюд.

12.   Открытый урок

Чему мы научились за год? Прием гостей, сервировка стола, правила поведения за столом. Приготовление блюд по выбору. Какие знания, умения, навыки приобрели к концу года.

Учебно-тематический план первого года обучения (Приложение 1)

Содержание курса второго года обучения

1. Введение

Техника безопасности, санитарно-гигиенические требования, знакомство с кулинарным делом. Осознание своих интересов, способностей в данном направлении. Знание о значимости правильного питания в жизни. Знание о блюдах, правильное хранение продуктов. Знание о необходимых кулинарных принадлежностях. Знание об экологической ситуации в поселке, а также об использовании искусственных добавок в продуктах.

2. Заготовка впрок

Соление, маринование, квашение, сушка, замораживание.

Подготовка сырья для консервирования (сбор, переборка и мойка, бланширование).
Участие в конкурсе на лучший рецепт консервирования. Пряности, специи, используемые для консервирования в нашем регионе.
Пряности, приправы, различные травы (в том числе лекарственные травы). Сушка и замораживание трав на зиму. Более сложные рецепты консервирования. (С добавлением различных трав, консервы – ассорти).

3. Овощи в нашем питании

Знание о содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины, минеральные соли и др.).
Физиологические нормы их потребления.
Распределение овощей по группам содержания витаминов.
Правильное хранение овощей, умение применять свои знания и навыки на практике, в жизни, быту, в семье.
Овощи в уральской кухне.
Приготовление овощей на пару (способ приготовления овощей на пару, максимальное сохранение полезных качеств продукта).

4. Каким должно быть питание

Знание о важности режима дня. Почему обязательно завтракать? Каким должен быть обед и ужин?
Самостоятельное составление режима дня и меню одного дня включая завтрак, обед, полдник, ужин.

5. Правила поведения за столом, в гостях, прием гостей

Понимание ситуативных и этикетных норм бесконфликтного общения. Воспитание самооценки личности, позволяющие адаптироваться в обществе. Нормы и правила этики. Осознание личностью своей неповторимости. Умение посмотреть на себя со стороны.
Воспитание бережного отношения к природе, к окружающей среде, к человеку. Воспитывать ответственность за сохранность своего здоровья и здоровья окружающих. Воспитывать эстетический вкус.
Включить инсценирование ситуации приема гостей.

6. Сервировка праздничного стола

Рецепты праздничных блюд. Оригинальное оформление. Сервировка стола. Правила приема гостей.
Умение пользоваться столовыми приборами.

7. Приготовление бутербродов

Какие виды бутербродов существуют. Многообразие продуктов, применяемых для приготовления бутербродов.
Воспитание эстетического вкуса, умение подбирать совместные продукты для бутербродов.
Варианты оформления блюд. Самостоятельное приготовление бутербродов (правильный подбор продуктов). Конкурс на лучший составленный рецепт бутерброда.

8. Салаты

Разнообразие салатов. Мясные салаты, фруктовые салаты, овощные. Заправки для овощных, мясных, фруктовых салатов. Учить детей подбирать и сочетать продукты для салатов. Как красиво украсить салат? Посуда для подачи салатов. Самостоятельное приготовление салатов.

9. Творог в нашем питании

Из чего делают творог? Полезные качества творога для организма человека. Разнообразие блюд из творога. Приготовление различных блюд из творога.

10. Первые блюда. Сервировка стола к обеду

Технология приготовления супов. Горячие и холодные супы. Продукты для приготовления супов.
Сервировка стола к обеду. Пряности и специи для усиления вкусовых качеств.

11. Вторые блюда

Гарнир, дополнение к гарниру; шницель, котлеты, мясные биточки их отличия. Оформление вторых блюд. Воспитание эстетического вкуса.
Понятие, способы приготовления вторых блюд, их разнообразие.

12. Третьи блюда

Напитки, соки, морсы. Как заварить правильно чай. Сорта чая (листовой, мелко-зерновой, гранулированный).
Почему человеку необходима вода? Когда и как надо пить воду? Полезные свойства чая и травяные сборы для чая.

13. Совместимость продуктов питания

Применение на практике умений, знаний, навыков подборки продуктов. Приготовление блюда по выбору, при условии правильного подбора продуктов.
Что такое раздельное питание? Для чего оно нужно? Правильное питание – залог нашего здоровья.

14. Вегетарианская кухня

Что такое вегетарианская кухня и кто такие вегетарианцы? Разнообразие вегетарианской кухни. Полезные качества вегетарианских блюд для нашего организма. Ребенок – вегетарианец. Положительное и отрицательное в вегетарианской кухни для растущего организма.

15. Рецепты молочной кухни

Что важно знать о молоке? Химический состав (БЕЛКИ, ЖИРЫ, УГЛЕВОДЫ). Кисломолочные продукты. Витамины, содержащиеся в молоке. Рецепты (бутерброды, салаты, супы, молочные напитки).
Разнообразие блюд, приготовленных из молока. «Такое разное молоко». О пользе сметаны и творога. Все о сыре (приготовление, сорта сыра, популярность сыра в разных странах).

16. Открытый урок «Чему мы научились за год»

Чему мы научились за год? Прием гостей, сервировка стола, правила поведения за столом. Приготовление блюд по выбору. Какие знания, умения, навыки приобрели к концу года.

Учебно-тематический план второго года обучения (Приложение 2)

К концу первого года обучения

Дети имеют представление:

  • о технологии приготовления блюд;
  • о сроках и условиях хранения блюд и кулинарных изделиях;
  • о признаках и методах определения доброкачественности продуктов;
  • элементы культуры и традиции родного края;
  • рациональную организацию труда на своем рабочем месте;
  • иметь представление о способах получения информации о вопросах кулинарии.

Дети знают:

  • виды, свойства и кулинарное назначение картофеля, овощей, грибов, круп, макаронных изделий, творога, яиц, теста, консервов и других продуктов;
  • правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;
  • назначение, правила пользования технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, посудой и правила ухода за ними;
  • безопасные и санитарные требования к труду;
  • этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях;
  • правила общения.

Дети умеют:

  • приготавливать блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки;
  • варить картофель, овощи каши, бобовые и макаронные изделия, яйца;
  • жарить блины, оладьи, блинчики;
  • запекать овощи и крупяные изделия;
  • процеживать, замешивать, измельчать;
  • приготавливать бутерброды, блюда из полуфабрикатов, консервов и концентратов;
  • сервировать стол к чаю, к обеду, завтраку.
  • уметь работать в группе, коллективе, выражать в речи свой интерес к предмету

К концу второго года обучения

Дети знают:

  • рецептуру технологии приготовления, требования к качеству, сроки и условия хранения блюд и кулинарных изделий;
  • виды, свойства и кулинарное назначение картофеля, овощей, грибов, круп, макаронных изделий, творога, яиц, теста, консервов и других продуктов;
  • признаки и методы определения доброкачественности продуктов;
  • правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;
  • назначение, правила пользования технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, посудой и правила ухода за ними;
  • рациональную организацию труда на своем рабочем месте;
  • безопасные и санитарные требования к труду;
  • этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях;
  • правила общения;
  • элементы культуры и традиции родного края.

Дети умеют:

  • приготавливать блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки;
  • варить картофель, овощи каши, бобовые и макаронные изделия, яйца;
  • жарить картофель, овощи, изделия из котлетной массы (овощной, рыбной, мясной), блины, оладьи, блинчики;
  • запекать овощи и крупяные изделия;
  • процеживать, замешивать, измельчать, формировать, фаршировать, начинять изделия;
  • приготавливать бутерброды, блюда из полуфабрикатов, консервов и концентратов;
  • уметь работать со специальной литературой;
  • сервировать стол к чаю, к обеду, завтраку.
  • уметь работать в группе, коллективе, правильно начинать и поддерживать общение в процессе освоения программы;
  • предъявлять публично результаты творческого познания в сфере быта, народных традиций, в искусстве приготовления вкусной и здоровой пищи.

Учебно-методическое обеспечение программы (Приложение 3)

Список литературы (Приложение 4)