Музыка Испании в творчестве русских композиторов и композиторов других стран мира. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель: учить понимать глубину содержания и особенности музыкального языка испанской музыки, находить характерные черты испанской музыки в произведениях композиторов разных стран мира.

Задачи:

  • Воспитательная: формирование музыкальной культуры, уважения к музыкальному наследству разных стран мира.
  • Образовательная: знакомство с особенностями музыки Испании, узнавание ее основных черт в музыке разных композиторов мира.
  • Развивающая: продолжение работы над развитием вокально-хоровых навыков, музыкальной памяти, мышления, воображения, умением сравнивать и анализировать, а также моделировать музыку.

Материалы и оборудование к уроку: на доске плакат с незаполненным кроссвордом, дидактические карточки, компьютер, проектор, экран, фортепиано, презентация к уроку. На столах обучающихся лежат трещотки, ложки, бубны, кастаньеты.

Видеоролик можно посмотреть, связавшись с автором статьи!

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 2) Приложение 1

Вход в класс под «Арагонскую хоту» М.И.Глинки. (После входа необходимо вовлечь уч-ся в танец)

2. Повторение пройденного материала и работа над новым.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Напомните мне тему года.

Дети: Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

Учитель: Танец какого народа мы сейчас исполняли? России, Австрии, Башкортостана? Это очень важно, ведь нам предстоит совершить путешествие в мир музыки этой страны.

Дети: Нет, это танец другой страны…

Учитель: Нам поможет в этом кроссворд, разгадав его – по вертикали вы прочтете название страны, в которую нам предстоит сегодня отправиться!

(На доске незаполненный кроссворд, учащиеся отвечают на поставленные вопросы, и ученик у доски заполняет его) Приложение 2 (слайд 3)

Дети: Это Испания! (слайд 4)

Учитель: Верно – наш путь лежит в Испанию. Я снова хочу вернуться к музыке, встретившей нас сегодня. Вы можете назвать ее автора? Во Франции его называли – Мишель, в Польше – Пан Михай, в Испании – Дон Мигель, а в России – «основоположником русской классической музыки»… О ком идет речь?

Дети: Это М.И.Глинка. (слайд5)

Учитель: Да, это – М.И. Глинка. Два года он провел в Испании, а по возвращении на родину, на свет появилась симфоническая увертюра «Арагонская хота». Хота – это испанский танец, а Арагон – местечко в Испании.

(На доске помещаю карточку – УВЕРТЮРА)

Учитель: Наш путь лежит в Испанию. (слайд 6)

Учитель: Эта страна находится рядом с Россией?

Дети: Нет, далеко…

Учитель: Каждый человек сможет посетить эту страну? Поднимите руки те, кто побывал в этой стране. А чьи родители там побывали?

Дети: Нет, не все… далеко и поездка стоит довольно дорого.

Учитель: Но это не беда, ведь познакомить с культурой этого народа нас может музыка! (слайд 7)

Учитель: Перед нами Испания. Какая она? Что видите? Что слышите?

Дети: Видим красивое здание, море, музыкантов, танцоров, быков – бегущих по улице… Слышим шум моря, музыку, стук копыт бегущих быков, стук каблуков танцоров…

Учитель: Перед нами яркая, экзотическая страна, расположенная в горах, омываемая морями и океанами, с незабываемой архитектурой, наполненная музыкой, танцами, корридой. (слайд 8)

Учитель: Кто изображен на портрете?

Дети: П.И.Чайковский.

(Наигрываю на фортепиано фрагмент из балета «Лебединое озеро» – «Танец маленьких лебедей»)

Учитель: Вам знакома эта музыка? В каком музыкальном спектакле вы с ней встречались?

Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Учитель: Во дворце бал, принцу Зигфриду 18 лет, и в честь этого важного события сюда съехались гости из разных стран мира, и среди них гости из Испании. Давайте послушаем фрагмент из балета и представим, какими увидел гостей из Испании Чайковский, а поможет нам в этом – характер музыки.

(Прослушивание фрагмент из «Испанского танца»)

Учитель: Каков характер музыки? Как представляет Чайковский испанцев?

Дети: Характер музыки – строгий, решительный, гордый, звучат кастаньеты. Испанцы у Чайковского – гордые, свободолюбивые, воинственные, но в то же время с чувством достоинства.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности были использованы Чайковским?

Дети: Острый ритм, громкая динамика, отрывистое, четкое голосоведение, танцевальность сочетается с маршевостью.

Учитель: Я с вами согласна, музыка яркая, темпераментная, ритмичная сочетающая в себе танцевальность и маршевость, а кастаньеты подчеркивают ее особый, испанский колорит.

(Демонстрация кастаньет)
(На доске крепится карточка – БАЛЕТ)

Учитель: Нашу встречу продолжает видеофрагмент, будьте очень внимательны. (слайд 9)

Учитель: Куда мы попали?

Дети: В театр.

Учитель: В какой театр? Что делают герои?

Дети: Поют.

Учитель: Что это за спектакль?

Дети: Это опера.

Учитель: Какие вокальные номера слышали?

Дети: Сольный и хоровой.

Учитель: Кто она, главная героиня?

Дети: Цыганка.

Учитель: Какая она? Какой у нее характер?

Дети: Гордая, грациозная, темпераментная, смелая.

Учитель: Какими средствами это достигнуто – МЕЛОДИЕЙ или РИТМОМ?

Дети: Сначала слышен РИТМ!

Учитель: А какой он? Маршевый или танцевальный?

Дети: Острый, четкий, танцевальный.

Учитель: Я пропою начало арии, а вы отметьте ритм.

(Дети отмечают ритм, я напеваю)

Учитель: Перед нами гордая красавица, обладающая могучим даром, умением влюбить в себя с первого взгляда, у нее много поклонников. Кто же сможет завоевать ее сердце? (слайд 10)

Учитель: Кто это?

Дети: Тореадор.

Учитель: Каков он по характеру?

Дети: Смелый, Отважный, Бесстрашный.

Учитель: Какая музыка могла бы охарактеризовать нашего героя? Песня? Танец? Марш?

Дети: Марш. Учитель: Каков ритм? Динамика? Мелодия восходящая или ниспадающая?

Учитель: Послушаем сцену из оперы, где главным героем будет тореадор, но ТОЛЬКО ЛИ ОН – вам подскажут голоса исполнителей.

(слайд 10. Звучит «Ария тореадора»)

Учитель: Чьи голоса услышали?

Дети: Тореадора, хора и Кармен!

Учитель: Мы услышали маршевость в музыке, которую предполагали? Острый, четкий ритм? Он победил в этом бою?

Дети: Да. Он победитель!

Учитель: А как вы думаете, композитор какой страны написал эту оперу – России, Франции, Испании?

Дети: Испании! (слайд 11)

Учитель: Автор оперы «Кармен» – французский композитор 19 века Жорж Бизе, который никогда не был в Испании, и знал о ней из рассказов своих друзей, и из новелл П.Мериме.

(На доске вывешиваю карточку – ОПЕРА)

Следующий видеосюжет представляет нам творчество русского композитора 20 века Р.Щедрина. (слайд 12)

Учитель: Я предлагаю вам послушать фрагмент из его балета «Кармен – сюита». Что такое сюита? (Ответы детей) Совершенно верно, сюита – это ряд разнохарактерных танцев, объединенных одним сюжетом. Внимательно смотрите и слушайте, а затем ответьте на вопрос – а музыка вам не знакома? (слайд 13)

Дети: Знакома! Это музыка из оперы Бизе!

Учитель: Совершенно верно – это мелодия «Арии Кармен» из оперы Ж.Бизе! Да, Щедрин написал свой балет, используя музыку французского композитора, но у советского композитора тема Испании нашла иное отражение в балете, открыв нам мир испанской музыки в симфонической музыке и классическом танце. Ребята, отметьте ритм арии ударными инструментами, а я напою мелодию, а затем поменяемся ролями, вы пропоете мелодию на слог «ле», а сыграю ритм на фортепиано.

(Дети отмечают ритм, а затем пропевают фрагмент арии)

(На доске карточка – СЮИТА) (слайд 14)

Учитель : Вам знакомо это имя? Кто изображен на портрете?

Дети: Это создатель Башкирского Государственного Академического Ансамбля Народного Танца Файзи Гаскаров!

Учитель: Этот знаменитый ансамбль объехал многие страны мира со своими концертами, и в репертуаре этого коллектива много танцев разных стран мира и, конечно же – Испании. Давайте посмотрим танцевальную сюиту «Андалузские вечера» и окунемся в атмосферу настоящего испанского танца.

(слайд 15. Видеофрагмент танца «Андалузские вечера»)

Учитель: Ребята, какие движения исполняли танцоры?

Дети: Хлопки, притопы, девушки выполняли плавные, но четкие движения руками, в руках у девушек – кастаньеты…

Учитель: А не похожи ли эти движения на те, что мы выполняли с вами в «Арагонской хоте»?

Дети: Очень похожи!

3. Обобщение: (слайд 16)

(Дети отвечают на вопросы, написанные на экране.)

Учитель: Ребята, нам осталось выяснить тему сегодняшнего урока. Кто может это сделать? Вы слышали сегодня музыку Испании? Мы встретились с музыкой испанских композиторов? (Нет) Музыка каких композиторов помогла нам побывать в Испании?

Дети: Музыку композиторов Испании мы не услышали, но нам помогла музыка русских композиторов – Глинки, Чайковского, Щедрина, а также француза Ж.Бизе – композиторов, создавших свои произведения, на основе испанской народной музыки.

Учитель: В каких музыкальных жанрах была использована композиторами народная испанская музыка?

Дети: В увертюре, в балетах, в опере, сюите.

Учитель: Тема нашего урока: «Музыка Испании в творчестве русских композиторов, и композиторов других стран мира».

Учитель: «Если каждый друг по кругу другу протянет руку…

Дети читают стихи вместе с учителем: «То будет видно в иллюминатор, дружба – это экватор…»

(Исполнение песни «Дружба», группа «Барбарики» муз. В. Осошник)

Учитель: Ребята, как вы думаете, а почему я предложила закончить урок этой песней?

Дети: Потому, что она о дружбе!

Учитель: Да, если бы не было ДРУЖБЫ между народами, мы не смогли бы пересечь границ! (слайд17)

Тема полугодия: Между музыкой разных стран мира нет непреодолимых границ!

Учитель: Спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание

Найдите сведения о композиторах Испании, ведь следующая наша встреча будет посвящена им.

До свидания!

(Выход под музыку «Кастилии №7» И. Альбениса.)