Цель: учить понимать глубину содержания и особенности музыкального языка испанской музыки, находить характерные черты испанской музыки в произведениях композиторов разных стран мира.
Задачи:
- Воспитательная:
Материалы и оборудование к уроку: на доске плакат с незаполненным кроссвордом, дидактические карточки, компьютер, проектор, экран, фортепиано, презентация к уроку. На столах обучающихся лежат трещотки, ложки, бубны, кастаньеты.
Видеоролик можно посмотреть, связавшись с автором статьи!
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 2) Приложение 1
Вход в класс под «Арагонскую хоту» М.И.Глинки. (После входа необходимо вовлечь уч-ся в танец)
2. Повторение пройденного материала и работа над новым.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Напомните мне тему года.
Дети: Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.
Учитель: Танец какого народа мы сейчас исполняли? России, Австрии, Башкортостана? Это очень важно, ведь нам предстоит совершить путешествие в мир музыки этой страны.
Дети: Нет, это танец другой страны…
Учитель: Нам поможет в этом кроссворд, разгадав его – по вертикали вы прочтете название страны, в которую нам предстоит сегодня отправиться!
(На доске незаполненный кроссворд, учащиеся отвечают на поставленные вопросы, и ученик у доски заполняет его) Приложение 2 (слайд 3)
Дети: Это Испания! (слайд 4)
Учитель: Верно – наш путь лежит в Испанию. Я снова хочу вернуться к музыке, встретившей нас сегодня. Вы можете назвать ее автора? Во Франции его называли – Мишель, в Польше – Пан Михай, в Испании – Дон Мигель, а в России – «основоположником русской классической музыки»… О ком идет речь?
Дети: Это М.И.Глинка. (слайд5)
Учитель: Да, это – М.И. Глинка. Два года он провел в Испании, а по возвращении на родину, на свет появилась симфоническая увертюра «Арагонская хота». Хота – это испанский танец, а Арагон – местечко в Испании.
(На доске помещаю карточку – УВЕРТЮРА)
Учитель: Наш путь лежит в Испанию. (слайд 6)
Учитель: Эта страна находится рядом с Россией?
Дети: Нет, далеко…
Учитель: Каждый человек сможет посетить эту страну? Поднимите руки те, кто побывал в этой стране. А чьи родители там побывали?
Дети: Нет, не все… далеко и поездка стоит довольно дорого.
Учитель: Но это не беда, ведь познакомить с культурой этого народа нас может музыка! (слайд 7)
Учитель: Перед нами Испания. Какая она? Что видите? Что слышите?
Дети: Видим красивое здание, море, музыкантов, танцоров, быков – бегущих по улице… Слышим шум моря, музыку, стук копыт бегущих быков, стук каблуков танцоров…
Учитель: Перед нами яркая, экзотическая страна, расположенная в горах, омываемая морями и океанами, с незабываемой архитектурой, наполненная музыкой, танцами, корридой. (слайд 8)
Учитель: Кто изображен на портрете?
Дети: П.И.Чайковский.
(Наигрываю на фортепиано фрагмент из балета «Лебединое озеро» – «Танец маленьких лебедей»)
Учитель: Вам знакома эта музыка? В каком музыкальном спектакле вы с ней встречались?
Дети: «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».
Учитель: Во дворце бал, принцу Зигфриду 18 лет, и в честь этого важного события сюда съехались гости из разных стран мира, и среди них гости из Испании. Давайте послушаем фрагмент из балета и представим, какими увидел гостей из Испании Чайковский, а поможет нам в этом – характер музыки.
(Прослушивание фрагмент из «Испанского танца»)
Учитель: Каков характер музыки? Как представляет Чайковский испанцев?
Дети: Характер музыки – строгий, решительный, гордый, звучат кастаньеты. Испанцы у Чайковского – гордые, свободолюбивые, воинственные, но в то же время с чувством достоинства.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности были использованы Чайковским?
Дети: Острый ритм, громкая динамика, отрывистое, четкое голосоведение, танцевальность сочетается с маршевостью.
Учитель: Я с вами согласна, музыка яркая, темпераментная, ритмичная сочетающая в себе танцевальность и маршевость, а кастаньеты подчеркивают ее особый, испанский колорит.
(Демонстрация кастаньет)
(На доске крепится карточка – БАЛЕТ)
Учитель: Нашу встречу продолжает видеофрагмент, будьте очень внимательны. (слайд 9)
Учитель: Куда мы попали?
Дети: В театр.
Учитель: В какой театр? Что делают герои?
Дети: Поют.
Учитель: Что это за спектакль?
Дети: Это опера.
Учитель: Какие вокальные номера слышали?
Дети: Сольный и хоровой.
Учитель: Кто она, главная героиня?
Дети: Цыганка.
Учитель: Какая она? Какой у нее характер?
Дети: Гордая, грациозная, темпераментная, смелая.
Учитель: Какими средствами это достигнуто – МЕЛОДИЕЙ или РИТМОМ?
Дети: Сначала слышен РИТМ!
Учитель: А какой он? Маршевый или танцевальный?
Дети: Острый, четкий, танцевальный.
Учитель: Я пропою начало арии, а вы отметьте ритм.
(Дети отмечают ритм, я напеваю)
Учитель: Перед нами гордая красавица, обладающая могучим даром, умением влюбить в себя с первого взгляда, у нее много поклонников. Кто же сможет завоевать ее сердце? (слайд 10)
Учитель: Кто это?
Дети: Тореадор.
Учитель: Каков он по характеру?
Дети: Смелый, Отважный, Бесстрашный.
Учитель: Какая музыка могла бы охарактеризовать нашего героя? Песня? Танец? Марш?
Дети: Марш. Учитель: Каков ритм? Динамика? Мелодия восходящая или ниспадающая?
Учитель: Послушаем сцену из оперы, где главным героем будет тореадор, но ТОЛЬКО ЛИ ОН – вам подскажут голоса исполнителей.
(слайд 10. Звучит «Ария тореадора»)
Учитель: Чьи голоса услышали?
Дети: Тореадора, хора и Кармен!
Учитель: Мы услышали маршевость в музыке, которую предполагали? Острый, четкий ритм? Он победил в этом бою?
Дети: Да. Он победитель!
Учитель: А как вы думаете, композитор какой страны написал эту оперу – России, Франции, Испании?
Дети: Испании! (слайд 11)
Учитель: Автор оперы «Кармен» – французский композитор 19 века Жорж Бизе, который никогда не был в Испании, и знал о ней из рассказов своих друзей, и из новелл П.Мериме.
(На доске вывешиваю карточку – ОПЕРА)
Следующий видеосюжет представляет нам творчество русского композитора 20 века Р.Щедрина. (слайд 12)
Учитель: Я предлагаю вам послушать фрагмент из его балета «Кармен – сюита». Что такое сюита? (Ответы детей) Совершенно верно, сюита – это ряд разнохарактерных танцев, объединенных одним сюжетом. Внимательно смотрите и слушайте, а затем ответьте на вопрос – а музыка вам не знакома? (слайд 13)
Дети: Знакома! Это музыка из оперы Бизе!
Учитель: Совершенно верно – это мелодия «Арии Кармен» из оперы Ж.Бизе! Да, Щедрин написал свой балет, используя музыку французского композитора, но у советского композитора тема Испании нашла иное отражение в балете, открыв нам мир испанской музыки в симфонической музыке и классическом танце. Ребята, отметьте ритм арии ударными инструментами, а я напою мелодию, а затем поменяемся ролями, вы пропоете мелодию на слог «ле», а сыграю ритм на фортепиано.
(Дети отмечают ритм, а затем пропевают фрагмент арии)
(На доске карточка – СЮИТА) (слайд 14)
Учитель : Вам знакомо это имя? Кто изображен на портрете?
Дети: Это создатель Башкирского Государственного Академического Ансамбля Народного Танца Файзи Гаскаров!
Учитель: Этот знаменитый ансамбль объехал многие страны мира со своими концертами, и в репертуаре этого коллектива много танцев разных стран мира и, конечно же – Испании. Давайте посмотрим танцевальную сюиту «Андалузские вечера» и окунемся в атмосферу настоящего испанского танца.
(слайд 15. Видеофрагмент танца «Андалузские вечера»)
Учитель: Ребята, какие движения исполняли танцоры?
Дети: Хлопки, притопы, девушки выполняли плавные, но четкие движения руками, в руках у девушек – кастаньеты…
Учитель: А не похожи ли эти движения на те, что мы выполняли с вами в «Арагонской хоте»?
Дети: Очень похожи!
3. Обобщение: (слайд 16)
(Дети отвечают на вопросы, написанные на экране.)
Учитель: Ребята, нам осталось выяснить тему сегодняшнего урока. Кто может это сделать? Вы слышали сегодня музыку Испании? Мы встретились с музыкой испанских композиторов? (Нет) Музыка каких композиторов помогла нам побывать в Испании?
Дети: Музыку композиторов Испании мы не услышали, но нам помогла музыка русских композиторов – Глинки, Чайковского, Щедрина, а также француза Ж.Бизе – композиторов, создавших свои произведения, на основе испанской народной музыки.
Учитель: В каких музыкальных жанрах была использована композиторами народная испанская музыка?
Дети: В увертюре, в балетах, в опере, сюите.
Учитель: Тема нашего урока: «Музыка Испании в творчестве русских композиторов, и композиторов других стран мира».
Учитель: «Если каждый друг по кругу другу протянет руку…
Дети читают стихи вместе с учителем: «То будет видно в иллюминатор, дружба – это экватор…»
(Исполнение песни «Дружба», группа «Барбарики» муз. В. Осошник)
Учитель: Ребята, как вы думаете, а почему я предложила закончить урок этой песней?
Дети: Потому, что она о дружбе!
Учитель: Да, если бы не было ДРУЖБЫ между народами, мы не смогли бы пересечь границ! (слайд17)
Тема полугодия: Между музыкой разных стран мира нет непреодолимых границ!
Учитель: Спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание
Найдите сведения о композиторах Испании, ведь следующая наша встреча будет посвящена им.
До свидания!
(Выход под музыку «Кастилии №7» И. Альбениса.)