Цели:
- Познакомить учащихся с ходом Отечественной войны, героической обороной российского народа, народным характером войны.
- Развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное, объяснять понятия, умение работать в парах, делать выводы.
- Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига народа.
Оборудование: карта «Отечественная
война 1812 г.», презентация, карточки с документами
разного цвета (по блокам), сигнальные фигуры трех
цветов.
Подготовка к уроку: данный урок
построен на принципах системно-деятельностного
подхода. Класс делится на группы ( в данном случае
– по парам). Каждой паре в определенном блоке
дается карточка с документом и заданиями к
нему. Ученики готовят ответы на вопросы от имени
историка, участника военных действий: солдата
или офицера, Александра 1.
Ход урока | Презентация |
1. Организационный момент | |
2. Определение темы и задач урока
(Парты ребят разделены белой линией на
неравные части) |
|
– Как вы думаете, что может разделять
данная «граница»? (Ребята помнят с прошлого
урока, что Наполеон захватил страны Европы и
вышел к границе Российской империи. Они данное
предположение и высказывают) – Каким образом Наполеон собирается решить вопрос с Россией? (Объявить ей войну) – Сформулируйте тему урока и его задачи. (Ребята предлагают тему «Война между Россией и Францией». Это правильно, но неточно. Учитель задает у3точняющие вопросы) – Как называется война, когда народ защищает свою Родину, Отечество? (Отечественная война. После уточнения ребята формулируют тему урока:»Отечественная война 1812 года») |
1 кадр |
– Какие задачи мы поставим на уроке? 1.
Определить причины войны и цели сторон. |
2 кадр |
Цитата урока. | 3 кадр |
– Какие страны станут участниками
войны? (Россия и Франция) – Назовите императоров этих государств. (Александр 1 и Наполеон Бонапарт) |
4 кадр |
3. Знакомство с новым материалом –
Ребята, сегодня вы будете знакомиться с новыми
сведениями, изучая документы, воспоминания,
отвечая на вопросы к документам от имени
участников войны. Но сначала, на основе материала
прошлого урока, определите причины войны и цели
сторон в войне. ( Ребята, анализируя знания,
полученные на прошлом уроке, определяют причины
войны) 1 группа. Начало войны. Вторжение Документ 1. (от имени французского солдата) Жоллли: «Императором Наполеоном овладело
беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие
русских зловещее их присутствия и
сопротивления.» Документ 4. (от имени российского воина) Начало. Вторжение. А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег
Немана, и единственным к соединению войск наших
средством было отступление». Вопросы: – Как относились русские воины к тактике
отступления? Документ 2 (от имени французского воина) Начало. Вторжение. Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга .В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки.» Дедем: «Дороги, сами по себе
неудовлетворительные , вследствие дождей
уничтожение русскими при отступлении переправ и
гатей и движение по ним многочисленной
артиллерии и тяжелых обозов, сделались
положительно непроходимыми. Сожжение магазинов,
порча мельниц, угон скота и лошадей значительно
сократили те средства, которые могла дать страна,
располагавшая ими не в достаточной степени для
удовлетворения многочисленной французской
армии. Вопросы: – С какими трудностями столкнулась французская армия в России? Документ 3 (от имени Барклая де Толли) Начало. Вторжение. С. Селивановский: «Одни уходили в леса, другие
следовали за армией, со всеми их имуществами,
семействами и скотом, предавая пламени все то,
что могло быть полезным неприятелю.» Вопросы: – Почему русские армии отступали? |
|
– Давайте подведем итоги первого этапа
войны Начало войны (12 июня 1812 г.) Учитель: Русские армии были
распределены вдоль границы на расстоянии друг от
друга. Командовали ими Барклай де Толли,
Багратион, Тормасов. |
5,6,7 кадры |
2 блок. «Бородинское сражение».
(Желтый цвет) 2 группа. Бородинское сражение. Сначала учитель кратко рассказывает о ходе сражения, используя схему на карте. |
Кадр 8 |
Документ 1 (от имени российского
офицера) С. Глинка: «Назначение Кутузова
главнокомандующим произвело общий восторг и в
войске и в народе». Вопросы: – Кто стал командующим русским войсками с июля
1812 года? |
Кадр 9 |
Документ 2 Бородинское сражение
( от имени историка-исследователя) Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тысяч человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тысяч воинов и 640 орудий. Задания: Сделай вывод о соотношении сил накануне
Бородинского сражения. Выслушиваются рассказы учеников по 1 и 2 документам Учитель кратко рассказывает о ходе сражения, используя схему на карте. Документ 3. Бородинское сражение. (От имени русского воина) Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на
пространстве одного квадратного лье не было
ме5стечка, которое не было бы покрыто мертвыми
или ранеными». Задания: – Приведите примеры героизма русских воинов.
Выбери слова, подтверждающие это. Итоги 2 этапа: – Кто стал главнокомандующим русских армий? (Новые термины ребята записывают в тетрадь) |
Кадр 10 |
Учитель: 1 сентября состоялся
Совет в Филях. Познакомьтесь с материалом
учебника и ответьте на вопрос: «Какой вопрос
решался на военном совете»? 3 блок. Совет в Филях. Пожар в Москве Документ 1. Совет в Филях. Пожар Москвы (от имени Кутузова) Кутузов: «Позиция наша на Воробьевых горах
крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены
непроходимыми оврагами. Позади позиции
Москва-река. За ней город с узкими улицами и
переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что
только пехота может сойти по ним. Ежели
неприятель опрокинет наши передовые линии – вся
армия будет уничтожена до последнего человека.
Пока цела армия, есть надежда с честью кончить
войну. С потерей армии не только Москва – вся
Россия будет потеряна». Вопросы: – Какова была цель военного совета в Филях? Документ 2. Совет в Филях. Пожар Москвы (от имени французского воина) А. Ермолов: «Дома были пусты и заперты; обширные
площади уподоблялись степям, И на некоторых
улицах не встречалось ни одного человека.» Вопросы: – Какой предстала Москва перед французскими
войсками? В чем причины недовольства Наполеона? |
Кадр 11 |
Документ 3 (от имени французского
воина) О, Миэра (передает слова Наполеона):
«Через два дня после нашего прибытия начался
пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали,
что он начался от солдатских огней, разведенных
слишком близко к домам, почти сплошь деревянным.
Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал
командирам полков строжайшие приказы по этому
поводу. На следующий день пожар увеличился, но
еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь
его приближения к нам, я выехал верхом и сам
распоряжался его тушением. На следующее утро
поднялся сильный ветер, и пожар распространился
с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для
этой цели, рассеялись по разным частям города и
спрятанными под полами головешками поджигали
дома, стоявшие на ветру – это было нелегко, ввиду
воспламеняемости построек. Это обстоятельство
да еще сила ветра делали напрасными все старания
погасить огонь. Трудно было даже выбраться из
него живым… Большинство пожарных труб
испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди
них, кажется, только одну приличную. Кроме того
бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду,
распространяя огонь головешками, а сильный ветер
еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я
был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было
предусмотрено: кто бы подумал, что народ может
сжечь свою столицу?» Вопросы: – В чем причины пожара в Москве по мнению французов? Итоги 3 блока: – Когда состоялся совет в Филях? Учитель: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе. Он ждал, что к нему придет делегация с ключами от города.. Но, не дождавшись, овладел Москвой. Это не принесло французам победы. Предложения о переговорах Наполеона Александр 1 игнорировал. Через 36 дней Наполеон отдал приказ отступать из Москвы. 4 блок. – Кто такие партизаны и ополчение? (Смотрим в словаре, записываем в тетрадь). Документ 1 Партизанское движение. Документ (от имени старостихи Василисы) Геройство старостихи Василисы: « Староста
одной деревни Сычевского уезда повел в город
партию пленных, забранных крестьянами. В
отсутствие его поселяне поймали еще несколько
французов, и тотчас же привели к старостихе
Василисе для отправления куда следует. Сия
последняя, не желая отвлекать взрослых от
главнейшего их занятия бить и ловить злодеев,
собрала небольшой конвой из ребят и, севши на
лошадь, пустилась в виде предводителя
препровождать французов сама. В сем намерении,
разъезжая вокруг пленных, кричала им
повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во
фрунт! Стройся! Ступай, марш!» Один из пленных
офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба
вздумала им повелевать, не послушался ее.
Василиса, видя ее, подскочила к нему мгновенно, и
ударив по голове своим жезлом – косою, повергла
его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем,
ворам, собакам, будет то же, кто только чуть
осмелится зашевелиться. Я же 27 таким озорникам
сорвала головы! Марш в город!». И после этого кто
усомнится, что пленные не признавали над собою
власть старостихи Василисы. Тарутинский маневр. Отступление Документ 1 (от имени русского воина) С. Н. Марин: «Мы стоим теперь на Калужской дороге
в 63 верстах от Москвы. Наши в несколько дней взяли
около трех тысяч человек в плен, сожгли пропасть
их обозу и несколько со снарядами ящиков. С Дону
идут 20 полков казачьих и уже начинают
соединяться с армиею». – В чем значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армий? |
Кадр 12 |
Документ 2 (от имени французского
воина) Лабом: «Сражение при Малоярославце
открыло нам две истины, обе очень печальные:
первая – что силы русских не только не были
истощены, но, напротив, они даже получили в
подкрепление несколько свежих отрядов и
сражались с таким ожесточением, что мы должны
были отказаться от надежды на какой-нибудь успех.
«Еще одна такая победа, – говорили солдаты, – и у
Наполеона не будет больше армии». Вторая истина
была та, что мы должны отказаться от похода на
Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду
на более спокойное отступление.» – Каков итог сражения под Малоярославцем? |
Кадр 13 |
Документ 3 (от имени русского воина) Н.
Муравьев: «Зима 1812 года была жестокая. Термометр
Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти,
может быть, предохранили нашу армию от
заразительных болезней, производимых тлением
тел. Но так как много трупов оставалось еще под
снегом, то весною, когда сделалась оттепель, сеи
стали гнить и произвели эпидемию, которая
опустошила те губернии, через которые неприятель
отступал. – Что осложняло отступление французов? Почему французы испытывали большие трудности с продовольствием? |
Кадр 14 |
Документ 4 (от имени Наполеона) В.
Левенштерн: «Ведя, таким образом, непрестанную
борьбу с поздним временем года и с тысячью
лишений, мы дошли до Березины. – Как Наполеону удалось переправиться через
реку Березину? |
Кадр 15 |
Итог 4 блока. – С какой цель М.
И. Кутузов отступил из Москвы? Учитель: После Березины отступление
французской армии превратилось в беспорядочное
бегство. Наполеон бросает армию и бежит в Париж.
Александр 1 подписал Манифест об окончании
Отечественной войны. |
Кадр 16 |
4. Итог урока Учитель: Ребята, у вас на столах три квадратика разноцветных. Вам следует сейчас оценить свои знания, полученные на уроке: Красный квадрат – запомнил все Поднимите их, покажите. Сохраните их до следующего урока. (На следующем уроке учитель проверяет знания пройденной темы, выставляет оценки. Ребята сравнивают их с цветом квадратов. Ребята сравнивают самооценку и оценку учителя.) |
Использованная литература:
1. Бородинская панорама 1812 год.– М.:
«Изобразительное искусство», 1985
2. Е. В. Колганов, Н. В. Сумакова Поурочные
разработки по истории России 19 век 8 класс.– М.:
Вако 2004.