Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели:

  • Познакомить учащихся с ходом Отечественной войны, героической обороной  российского народа, народным характером войны.
  • Развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное, объяснять понятия, умение работать в парах, делать выводы.
  • Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига народа.

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г.», презентация, карточки с документами разного цвета (по блокам), сигнальные фигуры трех цветов.
Подготовка к уроку: данный урок построен на принципах системно-деятельностного подхода. Класс делится на группы ( в данном случае – по парам). Каждой паре  в определенном блоке дается карточка с документом и  заданиями к нему. Ученики готовят ответы на вопросы от имени историка, участника военных действий: солдата или офицера, Александра 1.

Ход урока Презентация
1. Организационный момент  
2. Определение темы и задач урока

(Парты ребят разделены белой линией на неравные части)
– Ребята, как вы думаете, что обозначает белая полоска? (Граница)
– Как чувствует себя ученик, имеющий большую часть парты? (Хорошо, но хочется еще больше)
– Как чувствует себя ученик на меньшей части парты. (Плохо, хочется отодвинуть границу)

 
– Как вы думаете, что может разделять данная «граница»? (Ребята помнят с прошлого урока, что Наполеон захватил страны Европы и вышел к границе Российской империи. Они данное предположение и высказывают)
– Каким образом Наполеон собирается решить вопрос с Россией? (Объявить ей войну)
– Сформулируйте тему урока и его задачи. (Ребята предлагают тему «Война между Россией и Францией». Это правильно, но неточно.  Учитель задает у3точняющие вопросы)
– Как называется война, когда народ защищает свою Родину, Отечество? (Отечественная война. После уточнения ребята формулируют тему урока:»Отечественная война 1812 года»)
1 кадр
– Какие задачи мы поставим на уроке?

1. Определить причины войны и цели сторон.
2. Познакомиться с основными событиями войны.
3. Подвести итоги войны и ее значение.
4. Определить причины победы России в войне.

2 кадр
Цитата урока. 3 кадр
– Какие страны станут участниками войны? (Россия и Франция)
– Назовите императоров этих государств. (Александр 1 и Наполеон Бонапарт)
4 кадр
3. Знакомство с новым материалом

– Ребята, сегодня вы будете знакомиться с новыми сведениями, изучая документы, воспоминания, отвечая на вопросы к документам  от имени участников войны. Но сначала, на основе материала прошлого урока, определите причины войны и цели сторон в войне. ( Ребята, анализируя знания, полученные на прошлом уроке, определяют причины войны)
Причины:
Для Франции:
– Россия не соблюдала условия континентальной блокады
– Стремление Наполеона к захвату мира
Для России:
– Защита своей страны
Цели: для Франции
– захват мирового господства
– выйти через территорию России к Индии, колонии Англии
Для России
– отстоять свободу и независимость своей страны
(Причины и цели записывают в тетрадь)
1 блок. «Начало войны. Вторжение.» ( Работа с документами синего цвета. )

1 группа. Начало войны. Вторжение

Документ 1. (от имени французского солдата)

Жоллли: «Императором Наполеоном овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления.»
М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы разбить нас по частям, совершенно расстроился.»
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русск4ий главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через реку Вилию, и направился форсированным маршем к северу.»
Вопросы:
– Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его в Россию? Удалось ли ему это выполнить?

Документ 4. (от имени российского воина) Начало. Вторжение.

А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».
А. Ермолов: «… солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».
И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский».

Вопросы:

– Как относились русские воины к тактике отступления?
– Какое отношение у солдат было к главнокомандующему?

Документ 2 (от имени французского воина) Начало. Вторжение.

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга .В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки.»

Дедем: «Дороги, сами по себе неудовлетворительные , вследствие дождей уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движение по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми. Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.
Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его  уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.»

Вопросы:

– С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

Документ 3 (от имени Барклая де Толли) Начало. Вторжение.

С. Селивановский: «Одни уходили в леса, другие следовали за армией, со всеми их имуществами, семействами и скотом, предавая пламени все то, что могло быть полезным неприятелю.»
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через реку Вилию, и направился форсированным маршем к северу.»
М. Барклай де Толли: «Пол соединению обеих армий состояло под ружьем около 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 тысячами. Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войскими»
М. Барклай де Толли: «… Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая их обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полномочиями, вполне соответствующими  таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по своему усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решил воспользоваться этим правом.»

Вопросы:

– Почему русские армии отступали?
– Какая была цель отступления русских?
– В чем была трудность положения Барклая де Толли?

 
– Давайте подведем итоги первого этапа войны

Начало войны (12 июня 1812 г.)

Учитель: Русские армии были распределены вдоль границы на расстоянии друг от друга. Командовали ими Барклай де Толли, Багратион, Тормасов.
– Какую цель преследовал Наполеон? (Разбить русские армии по одиночке в приграничных сражениях и навязать России новый договор)
– С какой цель русские армии отступали?
– Где смогли объединиться российские военные силы?

5,6,7 кадры
2 блок. «Бородинское сражение». (Желтый цвет)

2 группа. Бородинское сражение. Сначала учитель кратко рассказывает о ходе сражения, используя схему на карте.

Кадр 8
Документ 1 (от имени российского офицера)

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».
Сегюр: «В нем было что-то национальное, делавшего его таким дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

Вопросы:

– Кто стал командующим русским войсками с июля 1812 года?
– Как отнеслись войска и народ к этому назначению?
– Как отнесся к этому Александр 1?

Кадр 9
Документ 2  Бородинское сражение ( от имени историка-исследователя)

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тысяч человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тысяч воинов и 640 орудий.

Задания:

Сделай вывод о соотношении сил накануне Бородинского сражения.
Выясни, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, батарея, редут (в словаре)

Выслушиваются рассказы учеников по 1 и 2 документам

 Учитель кратко рассказывает о ходе сражения, используя схему на карте.

Документ 3. Бородинское сражение. (От имени русского воина)

Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было ме5стечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».
С. Селивановский: «В продолжении 11 с половиной часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75000 человек и 3500 лошадей. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам. Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура!», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, – все сие смешивалось, придавало картине ужасное действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудии смешивался с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце».
Н. Муравьев: «Таким образом закончилось главное Бородинское побоище, в котором русские приобрели бессмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпущено французами 70 000… Во всей России отслужили благодарственные молебны…»

Задания:

– Приведите примеры героизма русских воинов. Выбери слова, подтверждающие это.
– Почему обе армии считали себя победоносными и обе разбитыми?

Итоги 2 этапа:

– Кто стал главнокомандующим русских армий?
– Когда состоялось Бородинское сражение?
– Какие цели преследовали обе стороны в Бородинском сражении?
– Можно ли считать Россию победителей в этом сражении?

(Новые термины ребята записывают в тетрадь)

Кадр 10
Учитель: 1 сентября состоялся Совет в Филях. Познакомьтесь с материалом учебника и ответьте на вопрос: «Какой вопрос решался на военном совете»?

3 блок. Совет в Филях. Пожар в Москве

Документ 1. Совет в Филях. Пожар Москвы (от имени Кутузова)

Кутузов: «Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами. Позади позиции Москва-река. За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии – вся армия будет уничтожена до последнего человека. Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна».
Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия. Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление. Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю. Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге. Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага Отечества. Приказываю отступать!»

Вопросы:

– Какова была цель военного совета в Филях?
– Какое решение было принято на нем?
– Каковы причины принятия этого решения?

Документ 2. Совет в Филях. Пожар Москвы (от имени французского воина)

А. Ермолов: «Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, И на некоторых улицах не встречалось ни одного человека.»
Де-Ла-Флиз: «С тех пор, что люди себя помнят, е5ще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».
Ц. Ложье: «Дома, хотя большей частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! – молчание, нагоняющее страз.
Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.
Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника, но здесь впечатление еще более гробовое.»
С. Селивановский: «Таким образом победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя  труда скрывать то, что происходило в душе его.»

Вопросы:

– Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причины недовольства Наполеона?
– Вспомните слова Наполеона: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву – я поражу ее в самое сердце». На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

Кадр 11
Документ 3 (от имени французского воина)

О, Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он начался от солдатских огней, разведенных слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день пожар увеличился, но еще не вызвал  серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали дома, стоявшие на ветру – это было нелегко, ввиду воспламеняемости построек. Это обстоятельство да еще сила ветра делали напрасными все старания погасить огонь. Трудно было даже выбраться из него живым… Большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну приличную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»
Сегюр: «Наполеон, завладевший, наконец, дворцом царей, упорствовал, не желая уступать его даже огню, как вдруг раздался крик: «Пожар в Кремле!» Все это заставило Наполеона решиться… Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли возле груды камней подземный ход, выводивший к Москва-реке. Через этот узкий проход Наполеону с его офицерами удалось выбраться из Кремля.
И тем не менее следовало торопиться. Вокруг накс ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее всего входом в этот ад, нежели выходом из него. Император пеший без колебания бросился в этот проход. Он шел среди треска костров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из раскаленного железа. Все эти обломки затрудняли движение. Огненные языки, с треском пожиравшие строения, то извивались к небу, то почти касались наших голов. Мы продвигались по огненной земле, под огненным небом, меж двух огненных стен.  Нестерпимый жар палил наши глаза, но нам нельзя было даже зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды».

Вопросы:

– В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

Итоги 3 блока:

– Когда состоялся совет в Филях?
– С какой целью?
– Какое решение было принято?

Учитель: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе. Он ждал, что к нему придет делегация с ключами от города.. Но, не дождавшись, овладел Москвой. Это не принесло французам победы. Предложения о переговорах Наполеона Александр 1 игнорировал. Через 36 дней Наполеон отдал приказ отступать из Москвы.

4 блок.

– Кто такие партизаны и ополчение? (Смотрим в словаре, записываем в тетрадь).

Документ 1  Партизанское движение.

Документ (от имени старостихи Василисы)

Геройство старостихи Василисы: « Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой из ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!» Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя ее, подскочила к нему мгновенно, и ударив по голове своим жезлом – косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: «Вам всем, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться. Я же 27 таким озорникам сорвала головы! Марш в город!». И после этого кто усомнится, что пленные не признавали над собою власть старостихи Василисы.
– Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?
– Почему войну 1812 года считают народной?

Тарутинский маневр. Отступление

Документ 1 (от имени русского воина)

С. Н. Марин: «Мы стоим теперь на Калужской дороге в 63 верстах от Москвы. Наши в несколько дней взяли около трех тысяч человек в плен, сожгли пропасть их обозу и несколько со снарядами ящиков. С Дону идут 20 полков казачьих и уже начинают соединяться с армиею».
М. М. Петров: «С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней».

– В чем значение отхода русской армии к Тарутино? Как изменилось соотношение сил русской и французской армий?

Кадр 12
Документ 2 (от имени французского воина)

Лабом: «Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень печальные: первая – что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на какой-нибудь успех. «Еще одна такая победа, – говорили солдаты, – и у Наполеона не будет больше армии». Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление.»
Сегур: «Он (Наполеон) воспользовался перерывом для того, чтобы отдать приказ о возвращении назад, к Смоленску. Все рассказывали, что его подчиненные окаменели от удивления; услышав такое приказание, даже его алъютант не поверил своим ушам; он устремился на своего начальника растерянный взгляд и молча стоял, не понимая ни слова. Тогда маршал повторил приказание; они повиновались и без колебания оборотились спиной к родной армии, к Наполеону, к Франции и снова углубились в Россию, принесшую им столько страданий».

– Каков итог сражения под Малоярославцем?

Кадр 13
Документ 3 (от имени русского воина)

Н. Муравьев: «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от  заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, сеи стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.
Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не смогла сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы.  Кавалеристы домогались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали железо с брошенных лафетов и шины с колес.
Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые босые, среди отошедших товарищей своих и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах ранцы вместо шапок, у иных оставались на голове кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».
Бургонь: «Но часто случалось, что только успевали развести огонь, как приходилось немедля съедать это кушанье почти в сыром виде,  потому что получался приказ идти дальше или вблизи показывались русские. В последнем случае не очень стеснялись – я не раз видал, как часть солдат преспокойно себе закусывали в то время, как другая отстреливалась от русских. Но когда являлась настоятельная необходимость и непременно требовалось сниматься с места, то уносили с собой котел, и каждый на ходу черпал из него пригоршнями и ел; поэтому у всех лица были выпачканы кровью.
Я кончил свой  жалкий ужин, состоявший из кусочка печенки от лошади, убитой нашими саперами, а вместо питья проглотил пригоршню снега. Маршал Мортье также съел печенки, зажаренной для него деньщиком, но только он ел ее с куском сухаря и запил каплей водки; ужин, как видите, не особенно изысканный для маршала Франции, но и то было еще недурно при нашем злосчастном положении».

– Что осложняло отступление французов? Почему французы испытывали большие трудности с продовольствием?

Кадр 14
Документ 4 (от имени Наполеона)

В. Левенштерн: «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины.
Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам.
Наполеон  был спасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями  по пути от Березины до Вильны; геройская преданности этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиной ее окончательной истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы.
Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».

– Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?
– Как вы понимаете слова русского воина « война прекратилась за неимением сражающихся»?

Кадр 15
Итог 4 блока.

– С какой цель М. И. Кутузов отступил из Москвы?
– Что называем Тарутинским маневром?
– Каков итог битвы под Малоярославцем?

Учитель: После Березины отступление французской армии превратилось в беспорядочное бегство. Наполеон бросает армию и бежит в Париж. Александр 1 подписал Манифест об окончании Отечественной войны.
– Как вы думаете, что помогло русским победить «непобедимую армию» французов?
– Почему Наполеон не смог победить Россию?

Кадр 16
4. Итог урока

Учитель: Ребята, у вас на столах три квадратика разноцветных. Вам следует сейчас оценить свои знания, полученные на уроке:

Красный квадрат – запомнил все
Желтый квадрат – запомнил почти все
Зеленый – мало что запомнил

Поднимите их, покажите. Сохраните их до следующего урока.

(На следующем уроке учитель проверяет знания пройденной темы, выставляет оценки. Ребята сравнивают их с цветом квадратов. Ребята сравнивают самооценку и оценку учителя.)

 

Использованная литература:

1. Бородинская панорама 1812 год.– М.: «Изобразительное искусство», 1985
2. Е. В. Колганов, Н. В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век 8 класс.– М.: Вако 2004.