Урок литературного чтения по теме "Хокку Ранрана. Обобщение по разделу "Учимся наблюдать и копим впечатления". (УМК "ПНШ"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся.

Задачи:

  • Личностные: формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • Метапредметные:
    • учить преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • учить поиску и выделению необходимой информации из различных источников в разных формах;
    • учить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • Предметные: учить контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Оборудование: мультимедийный проект, учебник, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент  Презентация.  1 СЛАЙД

1. Проверка д/з работа фронтальный опрос и работа в парах

2. Работа в парах

Словарная работа: фуфайка, жестяную, иволга, нерестились, язи.

Как же наши герои относились к природе?

3. Выборочное чтение.

– О каком времени года идёт речь?
– Почему герой торопится не упустить ни одной минуты?
– Прочитайте сцену встречи с Нюрой. Почему она была грустная? (1 – из-за двойки, 2 – обижена)
– Прочитайте разговор героев выразительно и подумайте: какая она. Нюра? Как по этому разговору можно её охарактеризовать? (Грубая; пытается сама справиться с проблемой)
– На какие вопросы девочка не отвечает? Почему?
– Какой момент очень волнует Нюру?
Автор серьёзно относится к переживаниям Нюры.
– Смог ли он успокоить девочку? Как?
Всем нужна поддержка, человеческое участие в трудную минуту.

4. – На протяжении беседы героев девочка не выпускает кружку воды. Давайте проследим, как она пила воду.
– О чём это говорит? Как она научила писателя пить воду? Почему?
– Ему понравилось?
Нюра очень тонко чувствовала природу в этом возрасте, чувствовала её целебную силу. Она не просто открыла её целебный вкус, она знает, как этот вкус вытащить наружу.
– Почему она пришла к ручью?

Вывод:  Написав рассказ «Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
– Почему рассказ назван « Вода с закрытыми глазами»?
Природа нас успокаивает, укрепляет в нас желание жить; любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, придают нам жизненные силы.

2. Музыкальное вступление.   2 СЛАЙД

(звучит песня на японском языке «Миллион алых роз»)

–  Ребята, кто знает, что это за песня?  А на каком языке ее исполняют,  кто догадался?

3. Постановка темы и цели урока.   Сегодня мы будем говорит о японском трёхстишье кто помнит как оно называется…   3 СЛАЙД

Японские хокку изображают жизнь природы и человека. Возникновение хокку связано с развитием в 16 веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Народ любил и охотно создавал короткие песни – сжатые формулы, где нет ни одного лишнего слова. – Итак, хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие отличается свободой высказывания.

Особенности хокку   4 СЛАЙД

5 СЛАЙД

Ранран (Мацукура Ранран, 1647 – 1693). Поэт школы Басё. Родился в самурайской семье. В юности служил, потом, оставив службу, поселился в Эдо, в Асакуса. В 1675 году примкнул к школе Басё (к тому времени он уже был профессиональным поэтом и даже имел ученика, Рантику) и очень скоро стал одним из любимых его учеников. Известны эссе Басё, в которых тот оплакивает раннюю смерть Ранрана (осенью 1693 года тот отправился в Камакура любоваться луной, но по дороге неожиданно заболел и скончался). Его трехстишия вошли в изданный школой Басё в 1691 году сборник «Сарумино» («Соломенный плащ обезьяны»).

4. Изучение нового материала.    6 СЛАЙД

Учебник с. 63 работа по учебнику

Вывод: Ребята, мне кажется, что и в жизни людей бывает также. Испытание одиночеством, умение самостоятельно принимать обдуманные решения, не делать всё с бухты барахты.

5. Обобщение (работа в группах)

7 СЛАЙД 

1 группа «Зимнее утро» с. 44 можно ли сказать что в этом произведении обсуждается тема:  «Учимся переживать красоту вместе» так сказала Анишит Йокоповна. «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами», так сказал Михаил Потапович. (доказать)

Шла ли в этом стихотворении речь о том что, кто-то хотел поделиться о своих переживаниях красоты?
2 группа «Большой мороз» с. 47 идёт ли тут речь о совместном переживании красоты? Нет? Тогда может быть там шла речь о том, что трудно увидеть глазами? (доказать словами из стихотворения
3 группа «Плащ» с. 48 – 49 о чём идёт здесь речь о совместном переживании красоты или о том, что трудно увидеть глазами? (доказать)
4 группа «Разрешите с вами посумерничать» с. 51 – 55 О чём идёт здесь речь?
«Учимся переживать красоту вместе» так сказала Анишит Йокоповна. «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами», так сказал Михаил Потапович.
5 группа «Вода с закрытыми глазами»  с. 55 – 59 О чём идёт здесь речь?
«Учимся переживать красоту вместе» так сказала Анишит Йокоповна. «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами», так сказал Михаил Потапович.

ВЫВОД: завершает эту череду «примерок» текстов к теме хокку.

6. Итог урока

– Увидеть прекрасное и не оставаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку и все произведения с которыми мы познакомились в этой главе. «Учимся переживать красоту вместе» и «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами»
Японские поэты учат нас беречь все живое, жалеть все живое. Потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть, то никогда не станет добрым человеком.  8 СЛАЙД

– Вдумайтесь в эти слова

Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в частицы –
И вы увидите целое.
Всматривайтесь в малое –
И вы увидите великое.
Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

7.  Домашнее задание,  рефлексия  –  9 СЛАЙД