Цель: формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных УУД учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».
Планируемые результаты:
- учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
- научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
- читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- освоение знаний по теме «Невидимые нити».
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы) (познавательные УУД).
- формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
- формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ресурсы:
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
- Презентация к уроку;
- инструкция для создания моделей;
- иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)
- карточки для создания кластера; (Приложение 2)
- стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;
- «Шкала успеха». (Приложение 3)
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
№ этапа | Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. | Вызов Самоопределение к деятельности. |
Задаёт вопрос об интересе детей к изучаемому предмету. | Отвечают на вопрос об интересе к
изучаемому предмету. Заполняют часть делений «Шкалы успеха» – прогноз своей работы на уроке. |
Коммуникативные: построение собственного высказывания Регулятивные: |
2. | Осмысление учебных задач Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. |
Организует составление кластера на тему «Животные» в качестве проверки домашнего задания, формируя статичные группы. | Выполняют задание по составлению
кластера в статичных группах, используя рисунки
животных. Руководители групп отвечают по плану. |
Познавательные: составление кластера с помощью знаково- символических средств Коммуникативные: |
Организация деятельности по «выходу»
на тему, цель. Постановка учебных задач. |
Использует ЦОР – слайд-схему о
связях в природе. В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач. |
На основе слайд-схемы делают выводы о
взаимосвязях в природе, о необходимости её
сохранения. Формулируют цель урока и учебные задачи, воспользовавшись шмуцтитулом в учебнике А. А. Плешакова «Окружающий мир». |
Коммуникативные: построение устных высказываний Познавательные: Регулятивные: |
|
3. | Открытие нового знания Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока): – «сократическая» беседа; Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в статичных группах. |
Организует «сократическую» беседу. Использует стратегию «Инсерт» в технологии РКМЧП.
С помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы» организует перекрёстную дискуссию между статичными группами. Организует работу в статичных группах, создаёт
ИОС: |
Участвуют в «сократической» беседе. Читают текст, карандашом делают пометки, знаком ! выделяют новую для них информацию. Участвуют в перекрёстной дискуссии согласно стратегии «Тонкие и толстые вопросы». Опираясь на содержание инструкционной карты и используя стрелки из цветной бумаги, клей, степлер, фотографии из конвертов, создают модели взаимосвязей в природе. (Приложение 4) Устными высказываниями защищают созданные модели. |
Коммуникативные: построение устных высказываний, постановка
вопросов соблюдение правил работы в группе Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: Личностные: |
4. | Рефлексия | Использует ЦОР для подведения итога
урока. Напоминает о заполнении «Шкалы успеха» и интересуется у учеников о совпадении прогноза их работы с результатом. |
Называют и анализируют достигнутые за
урок учебные задачи. Заполняют «Шкалу успеха», соотнося свой прогноз в начале урока и результат в конце урока. (Приложение 3) Читают стихотворение Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!" (Приложение 1) |
Регулятивные: отслеживание результата своей деятельности |
ХОД УРОКА
1. Вызов
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
Все ль готовы?
Все в порядке ручки, книжки и тетрадки?
На уроке не зевай,
Часто руку поднимай!
– Ребята, кому из вас интересно изучать
окружающий мир? Почему?
– Желаю вам сегодня на уроке глубже познать
тайны окружающего мира!
– Возьмите цветной карандаш и закрасьте на
«Шкале успеха» ту часть делений, которая
соответствует вашему прогнозу работы на уроке. (Приложение 3)
2. Осмысление учебных задач
– Вспомните, что было на предыдущем уроке. (Мы
изучали тему «Какие бывают животные», дома
нарисовали одного из представителей групп
животных.)
– Давайте разделимся на группы. Кто сегодня
хочет быть руководителем группы?
Ученики, пожелавшие быть руководителями
групп, получают у учителя лист с названием группы
животных и формируют свою группу. (Приложение
2)
Проходит составление кластера на
тему «Какие бывают животные»:
Примерный ответ руководителя группы по плану:
- Название группы животных.
- Представители, изображённые на рисунках ребят.
- Признаки этой группы животных.
Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.
– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.
– Что произошло бы в природе, если бы исчезли
осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О
том, как связаны растения и животные.)
На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке?
(Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)
- познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)
- будем учиться находить связи
- в природе,
- между природой и человеком;
- научимся изображать изученные связи с помощью МОДЕЛЕЙ.
– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)
МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.
– Помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.
3. Открытие нового знания
1. Сократическая беседа на тему: «Что я знаю о природе?»
2. Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О
нитях между растениями и животными, между
человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и
человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в
виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. ––> Исчезли птицы, которые гнездились в них. ––> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. ––> Деревья высохли.
– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли
животные, так как им негде стало прятаться и
нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
3. Перекрёстная дискуссия с помощью стратегии «Тонкие и толстые вопросы».
– Придумайте в своих группах по одному тонкому и толстому вопросу и задайте их соседней группе.
4. Работа в статичных группах
Каждой группе выдаётся конверт с инструкцией создания модели взаимосвязей в природе. Всё необходимое для творчества учащиеся могут взять в классном Центре активного обучения на «Столе Самоделкина». Учитель выступает в роли консультанта-фасилитатора.
5. Защита созданных моделей
Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается апплодисментами.
4. Рефлексия
1. Подведём итог урока.
– Какие перед нами стояли учебные задачи? (На
экране по мере ответов учеников появляется слайд
«Итог урока».)
– Справились мы с ними? (Справились. Узнали,
что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ, научились находить
связи в природе, между природой и человеком,
научились изображать изученные связи с помощью
моделей.)
– Оцените свою работу на уроке по « Шкале
Успеха». Совпадает ли ваш прогноз в начале урока
с результатом в конце урока?
2. Чтение наизусть заранее подготовленными учениками стихотворения Б. Заходера «Все-все, все на свете, на свете нужны!», которое сопровождается появлением в презентации героев стихотворения. (Приложение 1)
– Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке!