Развитие УУД учащихся на уроке биологии в 10-м классе

Разделы: Биология


Главное изменение в современном обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.  На это и указывает ФГОС.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Конструкт урока

Тема урока:  Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. 10 класс

Цели:

  •  воспитывать в учащихся чувство уверенности в своих силах средствами урока;
  •  создать условия для развития познавательного интереса к изучению законов и закономерностей в генетике
  •  организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний о хромосомной теории наследственности.

Задачи:

  • Углубить знания о локализации генов в хромосомах.
  • Сформулировать основные положения хромосомной теории, рассказать о ее становлении и развитии.
  • Раскрыть сущность явления сцепленного наследования признаков – закон Моргана; рассмотреть возможности анализа расстояния между генами по количественным характеристикам рекомбинаций признаков в потомстве.

УМК: Захаров В.Б. Общая биология: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010.–352.
Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина / авт.-сост.Т.И.  Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.– 205 с.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карточки с заданием.

Планируемые результаты  обучения, планируемый уровень достижений

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ Формулируют и воспроизводят понятия «сцепленное наследование»  «группа сцепления», «закон Т.Моргана», «полное и неполное сцепление» Усвоение понятий освоение алгоритма решения генетических задач действия по образцу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД Преобразуют практическую задачу в познавательную
Планируют собственную деятельность
Осуществляют контроль и оценку своих действий
Управление своей деятельностью на уроке действия учащихся совместные с учителем  и одноклассниками
Познавательные УУД Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя
ЛИЧНОСТНЫЕ Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
Мотивация на решение проблемы
устойчивый познавательный интерес

Структура и ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Самоопределе-ние к учебной деятельности

1

Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностные: самоопределение
2. Актуализация знаний

6

Проблемная ситуация (Приложение 1)
Формулирует вместе с учащимися тему  и цель урока (Приложение 2), мотивирует учащихся на активную деятельность
Высказывают свое мнение на поставленный проблемный вопрос, участвуют в обсуждении темы и цели урока, записывают дату и тему урока в тетрадь. Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: способность к волевому усилию.
Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
3. Изучение  нового материала

15

Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:
Сцепленное наследование-работа с учебником с. 281
В: Сколько сортов гамет образует организм, гетерозиготный по двум парам аллельных генов, расположенных в одной хромосоме?
прочитать текст; оформить информацию в тетради, сделать графическую запись 

Решение проблемной задачи:
1. На данном примере, мы видим, что 3 закон Менделя не выполняется (репродуктивный уровень)
2. Гены, локализованные в одной хромосоме наследуются совместно, образуют группу сцепления (продуктивный уровень)
3.Т.к. гомологичные хромосомы имеют одинаковый набор генов, количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом (творческий уровень)

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
5. Первичное закрепление 8 Организует работу в парах.
Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся.

Новая проблемная ситуация:

При анализе наследования сцепленных генов было обнаружено, что сцепление может нарушаться.
В каких случаях сцепление сильнее?

Выполняют работу в парах, по карточкам (Приложение 3)
Представление результатов работы групп, обсуждение, выводы
Представитель 3 группы во время обсуждения ведет запись на доске
Работа учащихся с тетрадями. Запись выводов:
1. Группа сцепления – все гены, входящие в одну хромосому.
2. Число групп сцепления соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе.
3. Закон Менделя применим к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.
Обсудите в парах и предложите причину нарушения сцепления? (1 мин)
Ответ: явление кроссинговера.

Выводы: (тетрадь)

1. Сцепление может быть полным и неполным.

2. Чем ближе расположены гены, тем сильнее сцеплены друг с другом (затруднен процесс кроссинговера)

Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации
6. Самостоятельная работа с самопроверкой

7

Предлагает  задание, оказывает консультатив-ную помощь, осуществляет выборочный контроль. Выполняют задание.
Осуществляют взаимопроверку.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия.
7. Рефлексия

2

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Диктует и комментирует домашнее задание.

Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: самооценка
Познавательные: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 000 с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009.  (Стандарты второго поколения).
  3. Захаров В.Б. Общая биология: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. – 352.
  4. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина / авт.-сост.Т.И.  Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
  5. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  6. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.– М.: Просвещение, 1997;
  7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004. – 216с;
  8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588