Главное изменение в современном обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. На это и указывает ФГОС.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Конструкт урока
Тема урока: Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. 10 класс
Цели:
- воспитывать в учащихся чувство уверенности в своих силах средствами урока;
- создать условия для развития познавательного интереса к изучению законов и закономерностей в генетике
- организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний о хромосомной теории наследственности.
Задачи:
- Углубить знания о локализации генов в хромосомах.
- Сформулировать основные положения хромосомной теории, рассказать о ее становлении и развитии.
- Раскрыть сущность явления сцепленного наследования признаков – закон Моргана; рассмотреть возможности анализа расстояния между генами по количественным характеристикам рекомбинаций признаков в потомстве.
УМК: Захаров В.Б. Общая биология: учеб.
Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /В.Б. Захаров,
С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010.–352.
Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику
В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина /
авт.-сост.Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007.–
205 с.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: учебники, тетради, ручки, карточки с заданием.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ | Формулируют и воспроизводят понятия «сцепленное наследование» «группа сцепления», «закон Т.Моргана», «полное и неполное сцепление» | Усвоение понятий освоение алгоритма решения генетических задач действия по образцу | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в
познавательную Планируют собственную деятельность Осуществляют контроль и оценку своих действий |
Управление своей деятельностью на уроке действия учащихся совместные с учителем и одноклассниками |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку | совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя | |
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений | Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя | |
ЛИЧНОСТНЫЕ | Проявляют устойчивый интерес к поиску
решения проблемы Мотивация на решение проблемы |
устойчивый познавательный интерес |
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. | Самоопределе-ние к учебной деятельности | 1 |
Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение |
2. | Актуализация знаний | 6 |
Проблемная ситуация (Приложение 1) Формулирует вместе с учащимися тему и цель урока (Приложение 2), мотивирует учащихся на активную деятельность |
Высказывают свое мнение на поставленный проблемный вопрос, участвуют в обсуждении темы и цели урока, записывают дату и тему урока в тетрадь. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: способность к волевому усилию. Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
3. | Изучение нового материала | 15 |
Организует деятельность учащихся по
изучению нового материала: Сцепленное наследование-работа с учебником с. 281 В: Сколько сортов гамет образует организм, гетерозиготный по двум парам аллельных генов, расположенных в одной хромосоме? |
прочитать текст; оформить информацию в
тетради, сделать графическую запись Решение
проблемной задачи: |
Личностные: самоопределение,
смыслообразование. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму. Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения. |
5. | Первичное закрепление | 8 | Организует работу в парах. Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся. Новая проблемная ситуация: При анализе наследования сцепленных генов было
обнаружено, что сцепление может нарушаться. |
Выполняют работу в парах, по
карточкам (Приложение 3) Представление результатов работы групп, обсуждение, выводы Представитель 3 группы во время обсуждения ведет запись на доске Работа учащихся с тетрадями. Запись выводов: 1. Группа сцепления – все гены, входящие в одну хромосому. 2. Число групп сцепления соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе. 3. Закон Менделя применим к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах. Обсудите в парах и предложите причину нарушения сцепления? (1 мин) Ответ: явление кроссинговера. Выводы: (тетрадь) 1. Сцепление может быть полным и неполным. 2. Чем ближе расположены гены, тем сильнее сцеплены друг с другом (затруднен процесс кроссинговера) |
Личностные: осознание
ответственности за общее дело. Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой | 7 |
Предлагает задание, оказывает консультатив-ную помощь, осуществляет выборочный контроль. | Выполняют задание. Осуществляют взаимопроверку. |
Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка Познавательные: анализ, синтез, аналогия. |
7. | Рефлексия | 2 |
Организует беседу, связывая результаты
урока с его целью. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует и комментирует домашнее задание. |
Высказываются о результатах своей
деятельности на уроке, о затруднениях и
проблемах, о своих впечатлениях и своем
эмоциональном состоянии. Записывают домашнее задание в дневник. |
Личностные: адекватное понимание
причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Регулятивные: самооценка Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. |
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 000 с. – (Стандарты второго поколения).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).
- Захаров В.Б. Общая биология: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. – 352.
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина / авт.-сост.Т.И. Чайка. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.– М.: Просвещение, 1997;
- Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004. – 216с;
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588