В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.
- во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
- во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
- в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Понятие личностно ориентированного подхода
В.А. Петровский под личностно ориентированным подходом понимает такой подход, который вносит существенные изменения в понимание соотношения содержания образования и общения обучающих и обучаемых. [6]
Урок на основе личностно ориентированной технологии
Тема: Давление и сила давления.
Цель: cпособствовать формированию у учащихся понятия давления как одной из характеристик взаимодействия.
Задачи:
- Образовательные:
- целенаправленное и постепенное формирование у учащихся самостоятельно проводить эксперимент;
- используя исследовательский метод, формировать умение учащихся самостоятельно проводить эксперимент посредством работы с оборудованием;
- анализируя факты эксперимента научить выделять главное и делать выводы;
- на основе выводов, формировать понятие давление, показать физический смысл данной величины и его единицы измерения;
- продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания (домашний физический эксперимент);
- Развивающие:
- способствовать развитию исследовательских умений посредствам выполнения эксперимента;
- развитие логического мышления при выполнении задания;
- развитие познавательной активности учащихся при выполнении задания;
- развитие умений самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- Воспитательные:
- осознание учащихся ценности собственного интеллекта как средство познания окружающего мира;
- воспитание навыков работы в группе, терпимости к мнению одноклассников, способствовать изучению способа измерения давления в быту и техники.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный | Здравствуйте ребята! Садитесь. | Здравствуйте! |
Актуализация знаний | Возле доски находится мягкие игрушки:
слон и муравей. Вышел слон на лесную дорожку, наступил муравью на ножу и вежливо очень сказал муравью: «Можешь и ты наступить на мою». Одинаковый ли результат получится в итоге? И так
мы видим что результат действия силы зависит от
площади поверхности, перпендикулярно которой
действует сила. |
Дети слушают Дети предлагают разные
версии, но большинство ответов сводится к
обсуждении массы слона и массы муравья. Обратная зависимость |
Мотивационный этап | По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему? | Ребята слушают, выдвигают гипртезы. |
Объяснение нового материала | Тема урока: Давление и сила давления. Вам знакомо слово давление? Что вы знаете о давлении? Сделаем предположение, что такое давление и от чего она зависит. Для этого сделаем опыт: Опыт 1: Надутый шар
сжимаем с разной силой. Надо слабо надутый шар
кладем гирьки различной массы по мере увеличения
массы. Опыт 2: На шарик действуем различными предметами: тупой стороной карандаша, иглой. Вывод: Чем меньше площадь предмета, тем больше давление, хотя силы действия одинаковы. Определение: Давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности. F/S = P Карточки индивидуальные:
Определите, какое давление Вы оказываете на
пол? |
Записывают тему в тетради Да F/S=P Смотрят на опыт, выдвигают предположения
Делают вывод, что шарик лопается при воздействии иглы
Записывают определение и формулу в тетрадь
На каждый квадратный метр действует сила 1500Н и
25кН
Всем классом выполняется
Встать на одну ногу |
А теперь разбейтесь на 4 группы: Карточка А: Группа 1: Задание: Исследовать зависимость давление от площади опоры, сила одинаковая. Оборудование: карандаш, монета, две пластилиновые полоски. Выполнение: Заостренной стороной карандаша надавите на пластилиновую полоску, а на вторую полоску положите монету и надавите тем же карандашом примерно с той же силой. Сравните результаты. Сделайте вывод. Группа 2: Задание: Исследовать зависимость давления от силы. Площадь опоры одинаковая. Оборудование: штатив, брусок из пластитилина, проволока, набор грузов. Выполнение: подвести по обе стороны проволоки по одному грузу, не снимая грузы, подвесьте к ним еще по одному. Сравните результаты. Сделайте выводы. Группа 3: Задание: Исследовать зависимость давление от площади опоры. Сила одинаковая. Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная емкость с песком, груз и два листа бумаги. Выполнение: положите на песок лист бумаги и поставите на нее опору шляпками вниз, а наверх поместите груз. Повторите опыт, поменяв лист и переверните опору острием вниз. Сравните результаты. Сделайте вывод. Группа 4: Задание: Исследовать зависимость давления от силы действующей перпендикулярно поверхности. Площадь опоры одинакова. Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная емкость с песком, два груза и два листа бумаги. Карточка Б: (1,2,3,4)
Задача: Определить давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м2 Дано: т = 60т Решение: Р = F/S Так как у танка две гусеницы: P = F/S1, P = F/S2 Ответ: 200кПа Карточка В: (1,2,3,4)
|
Разбиваются на группы
Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой
Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой
Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой.
Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой
Учебник Вызывается ученик к доске и решается задача всем классом
Решается задача по вариантам |
|
Формирование навыков | Советы от знатока Физики Ф.И ученика 1. Не совсем прилежная ученица, пытается определить свое давление на кресло, все время делила площадь поверхности на свою прилагаемою силу. Твой совет:
2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:
3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:
4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?
5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:
|
Ученики отвечают на вопросы |
Рефлексия |
|
Отвечают на вопросы. |
Подача домашнего задания | Прочитать §33, ответить на вопросы после
параграфа. Выполнит на оценку. 5: упражнение 12 (1,4) Ответить письменно на вопросы 2 и 3. Индивидуальные вопросы:
|
Записывают домашнее задание. Ребята желающие получить дополнительную оценку получают индивидуальные задания |
Подведение итогов | За работу на уроке выставляется
оценка. До свидания! |
До свидание! |
Список литературы:
- Перышкин А.В. Физика 7 класс
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике 8 класс
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 6-7 класс
- Генштейн Г.А. Решение ключевых задач по физике 7-9 класс
- Копылова О.Е. Личностно ориентированные технологии обучения. [Электронный ресурс] режим доступа: http://rspu.edu.ru/li/journal/kopilova.htm. Дата обращения:05.01.2013. 17:14.