Реализация личностно ориентированного подхода при обучении физике в основной школе

Разделы: Физика


В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них.

  • во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
  • во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
  • в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Понятие личностно ориентированного подхода

В.А. Петровский под личностно ориентированным  подходом понимает такой подход, который вносит существенные изменения в понимание соотношения содержания образования и общения обучающих и обучаемых. [6]

Урок на основе личностно ориентированной технологии

Тема:  Давление и сила давления.

Цель: cпособствовать формированию у учащихся понятия давления как одной из характеристик взаимодействия.

Задачи:

  • Образовательные:
    • целенаправленное и постепенное формирование у учащихся самостоятельно проводить эксперимент;
    • используя исследовательский метод, формировать умение учащихся самостоятельно проводить эксперимент посредством работы с оборудованием;
    • анализируя  факты эксперимента научить выделять  главное и делать выводы;
    • на основе выводов, формировать понятие давление, показать физический смысл данной величины и  его единицы измерения;
    • продолжить формировать исследовательские навыки при выполнении домашнего задания (домашний физический эксперимент);
  • Развивающие:
    • способствовать развитию  исследовательских умений посредствам выполнения эксперимента;
    • развитие логического мышления при выполнении задания;
    • развитие познавательной  активности  учащихся при выполнении задания;
    • развитие умений самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  • Воспитательные:
    • осознание учащихся ценности собственного интеллекта как средство познания окружающего мира;
    • воспитание навыков работы в группе, терпимости к мнению одноклассников, способствовать изучению способа измерения давления в быту и техники.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный Здравствуйте ребята! Садитесь. Здравствуйте!
Актуализация знаний Возле доски находится мягкие игрушки: слон и муравей.
Вышел слон на лесную дорожку, наступил муравью на ножу и вежливо очень сказал муравью: «Можешь и ты наступить на  мою».
Одинаковый ли результат получится в итоге?

И так мы видим что результат действия силы зависит от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.
Как от площади зависит результат?
От модуля силы?

Дети слушают

Дети предлагают разные версии, но большинство ответов сводится к обсуждении массы слона и массы муравья.
Делаем вывод, что масса слона больше а значит и воздействие слона больше.

Обратная зависимость
Прямая зависимость

Мотивационный этап По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему?  Ребята слушают, выдвигают гипртезы.
Объяснение нового материала Тема урока: Давление и сила давления.
Вам знакомо слово давление?
Что вы знаете о давлении?
Сделаем предположение, что такое давление и от чего она зависит.
Для этого сделаем опыт:

Опыт 1: Надутый шар сжимаем с разной силой. Надо слабо надутый шар кладем гирьки различной массы по мере увеличения массы.
По деформации шарика видим зависимость приложенной силы и деформации.

Опыт 2:  На шарик действуем различными предметами: тупой стороной карандаша, иглой.

Вывод: Чем меньше площадь предмета, тем больше давление, хотя силы действия одинаковы.

Определение: Давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности.

F/S = P
СИ: [P] = 1H/1м2 = Па
1Па – это давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхности 1м2
1кПа = 1000Па
1мПа = 1000000Па
1гПа = 100Па
Что значит давление 1500Па х 25кПа?

Карточки индивидуальные:
Переведите в паскали:

  1. 12кПа, 15гПа
  2. 3кПа, 1,4гПа
  3. 0,5кПа, 6мПа

Определите, какое давление Вы оказываете на пол?
Для этого нам нужно знать массу своего тела и площадь своей обуви.
А можно ли увеличить это давление?
А как уменьшить?

Записывают тему в тетради
Да
F/S=P

Смотрят на опыт, выдвигают предположения

 

 

 

Делают вывод, что шарик лопается при воздействии иглы

 

Записывают определение и формулу  в тетрадь

 

 

На каждый квадратный метр действует сила 1500Н и 25кН
Выполняют индивидуальные задания

 

Всем классом выполняется
Каждый рассчитывает давление на пол

 

Встать на одну ногу
Сесть, лечь на пол.

  А теперь разбейтесь на 4 группы:

Карточка А:

Группа 1:

Задание: Исследовать зависимость давление от площади опоры, сила одинаковая.

Оборудование: карандаш, монета, две пластилиновые полоски.

Выполнение: Заостренной стороной карандаша надавите на пластилиновую полоску, а на вторую полоску положите монету и надавите тем же карандашом примерно с той же силой. Сравните результаты. Сделайте вывод.

Группа 2:

Задание: Исследовать зависимость давления от силы. Площадь опоры одинаковая.

Оборудование: штатив, брусок из пластитилина, проволока, набор грузов.

Выполнение: подвести по обе стороны проволоки по одному грузу, не снимая грузы, подвесьте к ним еще по одному. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Группа 3:

Задание: Исследовать зависимость давление от площади опоры. Сила одинаковая.

Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная емкость с песком, груз и два листа бумаги.

Выполнение: положите на песок лист бумаги и поставите на нее опору шляпками вниз, а наверх поместите груз. Повторите опыт, поменяв лист и переверните опору острием вниз. Сравните результаты. Сделайте вывод.

Группа 4:

Задание: Исследовать зависимость давления   от   силы   действующей перпендикулярно        поверхности. Площадь опоры одинакова.

Оборудование: опора на гвоздях, стеклянная емкость с песком, два груза и два листа бумаги.

Карточка Б: (1,2,3,4)

  1. Укажите название источника использующего вами на уроке?
  2. Какой буквой обозначается давление?
  3. По какой формуле находится давление?
  4. Какова единица измерения давления?
  5. Напишите страницу в учебнике, на  которой написана формула нахождения давления?
  6. Укажите номер параграфа, который раскрывает данную тему?

Задача: Определить давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м2

Дано:

т = 60т
3 = 1.5 м2
Р – ?

Решение:

Р = F/S
F = mg
P = mg/S

Так как у танка две гусеницы:

P = F/S1, P = F/S2
S0 = S1 + S2, S0 = 2S
S0 = 1,5 + 1,5 = 3 (м2)
P0 = F/S0
P = 6 * 104 * 10/3 =2 * 105 Па = 200 кПа

Ответ: 200кПа

Карточка В: (1,2,3,4)

  1. Некоторая сила 200Н действует на поверхность площадью 4 квадратных метра, а другая сила площадью 2 квадратных метра. Определить, какая сила оказывает больше давления
  2. На площадь 600 квадратных сантиметров действует сила 1кН. Определите давление.
Разбиваются на группы

 

Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой

 

 

 

 

Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой

 

 

 

Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю и обмениваясь опытом между собой.

 

 

 

Проводят экспериментальную работу, задавая вопросы учителю   и   обмениваясь опытом между собой

 

 

 

Учебник
P = F/S
Па
65
33

Вызывается ученик к доске и решается задача всем классом

 

Решается задача по вариантам

Формирование навыков Советы от знатока Физики

Ф.И ученика

1.  Не совсем прилежная ученица, пытается определить свое давление на кресло, все время делила площадь поверхности на свою прилагаемою силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше;
Б) Дели силу на площадь;
В) Перестань мучить кресло;

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах;
Б) в паскалях;
В) в килограммах;

3.  Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела;
Б) смазывай поверхность разными смазками;
В) меняй цвет тела;

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках;
Б) надеть лыжи;
В) не заниматься ерундой;

5. Дай совет спасателям, которые пытаются   вытащить   из   проруби утопающего:

А) Бежать бегом к нему по тонкому льду;
Б) идти медленно по тонкому льду;
В) ползти на животе по тонкому льду.

Ученики отвечают на вопросы
Рефлексия
  1. Что дал мне сегодняшний урок?
  2. Чем ценен для меня изученный материал?
  3. Как я оцениваю свою работу на уроке?
  4. Испытываю ли я эмоциональный подъем, чувство удовлетворенности от урока?
Отвечают на вопросы.
Подача домашнего задания Прочитать §33, ответить на вопросы после параграфа.
Выполнит на оценку.

5: упражнение 12 (1,4)
4: упражнение 12 (1,2)
3: упражнение 12 (1), стр. 81.

Ответить письменно на вопросы 2 и 3.
Подготовить доклад о барометре-анероиде.

Индивидуальные вопросы:

  1. Можно ли стоять на лампочках?
  2. Прочна ли яичная скорлупа?
  3. Что произойдет если шарики в шариковой ручках будут делать меньшего размера?
  4. Почему при постройке дома все стены выводят одновременно почти до одинаковой высоты?
  5. Почему буря которая летом валит живые деревья часто не может свалить стоящие
    рядом сухие деревья, если они не подгнили?
Записывают домашнее задание. Ребята желающие получить дополнительную оценку получают индивидуальные задания
Подведение итогов За работу  на уроке  выставляется оценка.
До свидания!
До свидание!

Список литературы:

  1. Перышкин А.В. Физика 7 класс
  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике 8 класс
  3. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике 6-7 класс
  4. Генштейн Г.А. Решение ключевых задач по физике 7-9 класс
  5. Копылова О.Е. Личностно ориентированные технологии обучения. [Электронный ресурс] режим доступа: http://rspu.edu.ru/li/journal/kopilova.htm. Дата обращения:05.01.2013. 17:14.