Тип: комбинированный урок
Цели:
- обобщение ранее изученного материала по теме;
- изучение нового материала на сложение чисел с разными знаками; закрепление; контроль усвоения знаний и умений;
- систематизация всего материала;
- развитие умения применять теоретические знания к решению примеров, наблюдательности, внимания, познавательной активности, творческих способностей; формирование потребности в приобретении знаний;
- воспитание интереса к предмету, чувства взаимопомощи, умения общаться.
Применяемые методы обучения:
- поисковые;
- исследовательские;
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор для показа презентации, проекционный экран
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей урока (четверостишие)
- Проверка домашнего задания
- Актуализация опорных знаний (разминка – диктант)
- Дифференцированная работа
- Объяснение нового материала
- Закрепление нового материала
- Фронтальная устная работа. Дидактическая игра «открой картинку»
- Домашнее задание
- Контроль усвоения нового материала. Обучающая самостоятельная работа с проверкой ответов на экране.
- Историческая справка
- Итог урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
II. Постановка целей урока
На экране написана тема урока, но некоторые слова пропущены.
«Сложение …и… чисел». (Слайд 1)
– Догадайтесь, о каких числах идет речь? Каких слов не хватает? (Положительных, отрицательных).
Запись даты и темы урока.
– Ребята, я зачитаю вам четверостишие, а вы попробуйте определить цели урока. (Слайд 2)
III. Проверка домашнего задания
1. Какае целые числа заключены между: а)
– 6 < х < 2; х = – 5;– 4;– 3;– 2;– 1; 0; 1 |
2. Сколько целых чисел расположено: а)
между – 40 и 11 (50 целых: 39 + 10 + 1); |
IV. Актуализация опорных знаний
– Проведем математический диктант на проверку внимания. (Слайд 3)
Учащиеся дают определения натуральных, целых, противоположных чисел. Вспоминают, где на координатной прямой находятся положительные и отрицательные числа.
V. Дифференцированная работа (Слайд 4)
Задание №1 на сравнение рациональных чисел. Работаем самостоятельно, затем обсуждаем.
6 человек работают по карточкам на первых
партах на сравнение рациональных чисел.
Вспоминаем правила сравнения чисел с разными
знаками, отрицательных чисел. Дают определение
модуля числа. Вспоминаем, как найти модуль
положительного числа и отрицательного числа.
VI. Объяснение нового материала
Правило сложения отрицательных чисел (Слайд 5)
Составим примеры по схемам (схемы на экране) и
записываем их в тетрадь и на доску. (Слайды 6-7)
Самостоятельно формулируем правило сложения
чисел с разными знаками. Проговариваем его
несколько раз. (Слайд 8)
VII. Закрепление нового материала
Фронтальная работа: выполнение упражнения из учебника №1066 (на доске)
VIII. Фронтальная устная работа в форме дидактической игры «Открой картинку» (Слайды 9-17)
IX. Домашнее задание
Записать в дневник (Слайд 18)
X. Контроль усвоения нового материала – обучающая самостоятельная работа
Проходит в форме дидактической игры с
применением исторического материала.
На экране зашифровано слово. Задание: решите
примеры , замените ответы буквой, тогда отгадаете
слово, записав его в тетради. Учащиеся выходят к
доске и записывают слово на доске. (Слайды 21-22)
Записав слово в тетради, ребята читают его вслух: БРАХМАГУПТА.
XI. Историческая справка (Слайд 23)
Дополнительный вопрос: какой известный математик ввел координатную прямую для геометрического истолкования положительных и отрицательных чисел? (Рене Декарт, 1596-1650)
XII. Итог урока
– Что нового мы узнали?
Оценки за урок.
– Спасибо за урок.