Урок по русскому языку на тему "Обобщение по теме "Имя числительное"

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать изученное по теме «Имя числительное».
  • Проверить умения и навыки правописания имен  числительных и их употребления их в речи.
  • Уметь  высказываться на данную тему.
  • Развивать творческие способности обучающихся, поддерживать их стремление к исследовательской деятельности.

Оборудование: перфокарты,  ребусы, опорные конспекты, рисунки

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Как обойтись бы  без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.

– Здравствуйте,  ребята. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное». Мы повторим с вами значение количественных и порядковых числительных, их правописание и склонение. В тетрадях запишите число. Классная работа. Повторение.

II. Актуализация прежних знаний

1. Вступительная беседа с учащимися

– Что вам особенно понравилось при изучении этой части речи?
– Что вас поразило?
– Какой параграф, какой материал больше всего понравился?

2.  Выборочный диктант

– Ребята, сейчас вам предстоит распознать числительные из общего списка слов с числовым значением и записать их. Все в тетрадях, 1 ученик у доски.

Двойка, утроить, пять, тройка, вдвоем, миллион, пятак,  пятикратный, двузначный, трое, семьдесят, тысяча,  удвоить, семидневный, трижды, втрое, миллиард,   удесятерить, тройной, двойня, пятнадцать,   второй, раздваиваться, оба, трехэтажный, полтора.

– Давайте проверим. Как ты определил, что эти слова числительные? (Дать определение числительных)
– Почему вы не записали  слова «тысяча, миллион, миллиард»?

3. Склонение количественных имен числительных

– Все числительные делятся на две большие группы. Какие? (Количественные и порядковые)
– В течение нескольких уроков мы с вами учились употреблять числительные в косвенных падежах. Перед вами весь урок будут лежать опорные конспекты1. В случае затруднения обращайтесь к ним.
– Посмотрите на доску. Правильно прочитайте записанные на ней числительные и выберите нужную форму для относящихся к ним существительным. Правильно задайте вопрос. Укажите разряд числительного. Работать будем по группам.

  • Проехать 271 (километр)
  • Не оказалось 490 (книга)
  • К 7 3/5 + 2 1/2
  • Увидели 3 (мальчики)
  • Приготовить к 1 (сентябрь)
  • Поздравить с 8 (март)
  • С 3 (апрель) по 17 (июнь)

 – Выберите любое из этих словосочетаний и запишите его в тетради.  Буквой укажите разряд числительного.

– Какие три  числительных склоняются по-особенному? 
– Что вы знаете о склонении числительных 40, 90, 100? Сколько падежных окончаний имеют эти числительные? (Подготовленные учащиеся рассказывают историю чисел 40, 90, 100)
– Перед вами предложения с этими числительными, ваша задача раскрыть скобки и поставить числительное и существительное в нужную форму.

  • Бидон с 90 литрами молока.
  • Он остановился в 100 метрах от гаража.
  • Из 40 бобров одну шубу шьют.

– Молодцы. Теперь самое время поработать с перфокартами, проверить ваше умение правильно писать числительные с Ь и без него. Я буду диктовать вам слова, а вы заполняете значками (+)  перфокарту. Работу выполняем на оценку.

Слова для работы: семьсот, восемьдесят, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать. 

Образец перфокарты

  Ь в сер. Ьв конце Нет ь.
1      
2      
3      
4      
5      
6      
7      
8      
9      
10      

– Ребята, обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание. Сверьте  с моими ответами. Поставьте оценки. Кому удалось выполнить эту работу без ошибок? А кому придется подучить эту орфограмму? (Собрать перфокарты,  положительные оценки выставить в журнал).

– А теперь послушайте небольшой текст.

 «Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».
– Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, – сказал брат.
– Точно. Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
– Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…»

– Какую? Ответьте.
– А что вы знаете о собирательных числительных?
–  Посмотрите на доску и выполните следующее задание: замените (где возможно) количественные числительные собирательными. Один ученик отвечает вслух, все записывают в тетради.  (На доске цифра 7 и картинки с изображением: брюки, девочка, тетради, цыплята, мальчики).
– Что вы знаете о числительном 7? Вспомните пословицы с этим числительным.
– Что вы знаете о склонении  числительного ОБА?
– Выполните задание: вставьте нужную форму этого числительного в предложения.

  • На … стенах висели стенды.
  • Хорошие отношения установились между … странами.
  • … детей приняли в секцию.
  • У … ребят отличные оценки.

– В чем особенность склонения дробных числительных?

Проверить домашнее  упр. 389

4. Склонение порядковых числительных

–  В чем особенность склонения порядковых числительных.
Задание (устно):  Замените количественные имена числитель­ные порядковыми. Например: двенадцать — двенадцатый.

Девятнадцать, пятьдесят, семьдесят, семь­десят три, восемьдесят, девяносто пять, сто, триста, четыреста двадцать восемь, шестьсот пятьдесят, девятьсот, тысяча, пятьдесят тысяч, три миллиона, двенадцать миллионов шестьсот двадцать тысяч семьсот тридцать четыре.

5. Творческое задание

– Попробуйте заменить некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении (запишите его):

«Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку». (7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3).

6. Употребление имен числительных в речи

– В каких сферах нашей жизни употребляются числительные?
– Для чего нужны числительные в нашей речи?
– Представьте, что вы хотите провести лыжную прогулку в классе или устроить книжную выставку. Лыжи нужно взять у физрука (1 вариант), а книги (2 вариант) надо взять в библиотеке. Составьте расписку.

7. Синтаксическая роль числительного.

– Произведите синтаксический разбор данных предложений. Сделайте вывод о синтаксической  роли имени числительного.

  • Дважды два – четыре.
  • Семеро одного не ждут.
  • Первый блин всегда комом.
  • Пушкин родился в 1799 году.

III. Итоги урока

1. Беседа

– Посмотрите свою классную работу и ответьте, о какой части речи мы сегодня говорили?

– Это самостоятельная и служебная часть речи?
– Что обозначает?
– Каковы постоянные признаки?
– Каковы непостоянные признаки?
– Какие орфограммы с числительными вы знаете
– Какова роль числительных в предложении?

2. Выставить оценки учащимся за работу на уроке.

IV. Домашнее задание

  1. Выучить словарные слова.
  2. Подготовиться к контрольной работе по теме.
  3. Поработать над проектом по темам:
    • «Имена числительные в загадках, пословицах, поговорках»
    • «Имена числительные в названиях книг,  кино- и мультфильмов»
    • «Народные секреты магических чисел»
    • «Роль числительных в нашей жизни»

Приложение 1