Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать изученное по теме «Имя числительное».
- Проверить умения и навыки правописания имен числительных и их употребления их в речи.
- Уметь высказываться на данную тему.
- Развивать творческие способности обучающихся, поддерживать их стремление к исследовательской деятельности.
Оборудование: перфокарты, ребусы, опорные конспекты, рисунки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное». Мы повторим с вами значение количественных и порядковых числительных, их правописание и склонение. В тетрадях запишите число. Классная работа. Повторение.
II. Актуализация прежних знаний
1. Вступительная беседа с учащимися
– Что вам особенно понравилось при изучении
этой части речи?
– Что вас поразило?
– Какой параграф, какой материал больше всего
понравился?
2. Выборочный диктант
– Ребята, сейчас вам предстоит распознать числительные из общего списка слов с числовым значением и записать их. Все в тетрадях, 1 ученик у доски.
Двойка, утроить, пять, тройка, вдвоем, миллион, пятак, пятикратный, двузначный, трое, семьдесят, тысяча, удвоить, семидневный, трижды, втрое, миллиард, удесятерить, тройной, двойня, пятнадцать, второй, раздваиваться, оба, трехэтажный, полтора.
– Давайте проверим. Как ты определил, что эти
слова числительные? (Дать определение
числительных)
– Почему вы не записали слова «тысяча,
миллион, миллиард»?
3. Склонение количественных имен числительных
– Все числительные делятся на две большие
группы. Какие? (Количественные и порядковые)
– В течение нескольких уроков мы с вами учились
употреблять числительные в косвенных падежах.
Перед вами весь урок будут лежать опорные
конспекты1. В случае затруднения обращайтесь к
ним.
– Посмотрите на доску. Правильно прочитайте
записанные на ней числительные и выберите нужную
форму для относящихся к ним существительным.
Правильно задайте вопрос. Укажите разряд
числительного. Работать будем по группам.
- Проехать 271 (километр)
- Не оказалось 490 (книга)
- К 7 3/5 + 2 1/2
- Увидели 3 (мальчики)
- Приготовить к 1 (сентябрь)
- Поздравить с 8 (март)
- С 3 (апрель) по 17 (июнь)
– Выберите любое из этих словосочетаний и запишите его в тетради. Буквой укажите разряд числительного.
– Какие три числительных склоняются
по-особенному?
– Что вы знаете о склонении числительных 40, 90, 100?
Сколько падежных окончаний имеют эти
числительные? (Подготовленные учащиеся
рассказывают историю чисел 40, 90, 100)
– Перед вами предложения с этими числительными,
ваша задача раскрыть скобки и поставить
числительное и существительное в нужную форму.
- Бидон с 90 литрами молока.
- Он остановился в 100 метрах от гаража.
- Из 40 бобров одну шубу шьют.
– Молодцы. Теперь самое время поработать с перфокартами, проверить ваше умение правильно писать числительные с Ь и без него. Я буду диктовать вам слова, а вы заполняете значками (+) перфокарту. Работу выполняем на оценку.
Слова для работы: семьсот, восемьдесят, сорок, двести, одиннадцать, шестнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, семнадцать.
Образец перфокарты
Ь в сер. | Ьв конце | Нет ь. | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
– Ребята, обменяйтесь листочками и проверьте друг у друга выполненное задание. Сверьте с моими ответами. Поставьте оценки. Кому удалось выполнить эту работу без ошибок? А кому придется подучить эту орфограмму? (Собрать перфокарты, положительные оценки выставить в журнал).
– А теперь послушайте небольшой текст.
«Петя читает вслух какой-то рассказ. В
комнату входит старший брат Пети, студент,
будущий учитель русского языка. Он слышит только
последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое
заколачивали щели новыми досками, шестеро
удерживали их веревками».
– Уверен, что среди восьмерых работавших не
было ни одной женщины, – сказал брат.
– Точно. Но как ты догадался? Ведь ты не читал
рассказ?
– Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой
фразе упоминаются необычные числительные,
которые имеют одну особенность…»
– Какую? Ответьте.
– А что вы знаете о собирательных числительных?
– Посмотрите на доску и выполните следующее
задание: замените (где возможно) количественные
числительные собирательными. Один ученик
отвечает вслух, все записывают в тетради. (На
доске цифра 7 и картинки с изображением: брюки,
девочка, тетради, цыплята, мальчики).
– Что вы знаете о числительном 7? Вспомните
пословицы с этим числительным.
– Что вы знаете о склонении числительного
ОБА?
– Выполните задание: вставьте нужную форму этого
числительного в предложения.
- На … стенах висели стенды.
- Хорошие отношения установились между … странами.
- … детей приняли в секцию.
- У … ребят отличные оценки.
– В чем особенность склонения дробных числительных?
Проверить домашнее упр. 389
4. Склонение порядковых числительных
– В чем особенность склонения порядковых
числительных.
Задание (устно): Замените количественные
имена числительные порядковыми. Например:
двенадцать — двенадцатый.
Девятнадцать, пятьдесят, семьдесят, семьдесят три, восемьдесят, девяносто пять, сто, триста, четыреста двадцать восемь, шестьсот пятьдесят, девятьсот, тысяча, пятьдесят тысяч, три миллиона, двенадцать миллионов шестьсот двадцать тысяч семьсот тридцать четыре.
5. Творческое задание
– Попробуйте заменить некоторые части слов или целые слова цифрами в следующем предложении (запишите его):
«Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку». (7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3).
6. Употребление имен числительных в речи
– В каких сферах нашей жизни употребляются
числительные?
– Для чего нужны числительные в нашей речи?
– Представьте, что вы хотите провести лыжную
прогулку в классе или устроить книжную выставку.
Лыжи нужно взять у физрука (1 вариант), а книги (2
вариант) надо взять в библиотеке. Составьте
расписку.
7. Синтаксическая роль числительного.
– Произведите синтаксический разбор данных предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли имени числительного.
- Дважды два – четыре.
- Семеро одного не ждут.
- Первый блин всегда комом.
- Пушкин родился в 1799 году.
III. Итоги урока
1. Беседа
– Посмотрите свою классную работу и ответьте, о какой части речи мы сегодня говорили?
– Это самостоятельная и служебная часть речи?
– Что обозначает?
– Каковы постоянные признаки?
– Каковы непостоянные признаки?
– Какие орфограммы с числительными вы знаете
– Какова роль числительных в предложении?
2. Выставить оценки учащимся за работу на уроке.
IV. Домашнее задание
- Выучить словарные слова.
- Подготовиться к контрольной работе по теме.
- Поработать над проектом по темам:
- «Имена числительные в загадках, пословицах, поговорках»
- «Имена числительные в названиях книг, кино- и мультфильмов»
- «Народные секреты магических чисел»
- «Роль числительных в нашей жизни»