Тип урока: урок сообщения новых знаний
Цель: формирование знаний у учащихся конкретного смысла умножения 4.
Задачи:
- учить умножать и делить на 4;
- записывать и выполнять умножение числа 4;
- совершенствовать умение решать задачи на умножение;
- развивать сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;
- способствовать развитию учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
- воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, развивать интерес к предмету.
Оборудование. Демонстрационные пособия: «Абак», «Таблица умножения»; индивидуальные пособия: «Квадрат с уголком», «Умножай и дели».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала
2.1. На этом этапе работы включаю упражнения на нахождение неизвестного множителя:
х • 2 = 8 3 • а = 15
2.2. Повторяем все случаи умножения и деления на «2», «3», «4» (4 • 1; 4 • 2; 4 • 3; 4 • 10;)
2.3.
Учитель (вопросы для учащихся) | Учащиеся (ответы учащихся) |
– Решаем задачу. У кошки 4 лапы. Сколько лап у двух кошек? – Как узнали? Сколько лап у трех кошек? Сколько лап у четырех кошек? |
8 4 • 2 = 8 (л.) 4 • 3 = 12(л.) 4 • 4 = 16(л.) |
3. Усвоение новых знаний
Переходим к составлению таблицы на «4» по постоянному первому множителю. На доске заранее записана таблица умножения «4»:
4 • 4 =
4 • 5 =
4 • 6 =
4 • 7 =
4 • 8 =
4 • 9 =
Коллективное составление и запись учителем на доске таблицы умножения числа «4» с использованием «АБАКА»
Учитель (вопросы для учащихся) |
Учащиеся (ответы учащихся) |
Открываю кружочки
– Сколько кружков? Как посчитали?
– Запишите вычисление сложением внизу под таблицей умножения. – Изобразите произведение этих чисел, используя квадрат с уголком.
– Значит, сколько получится, если 4•4?
– Сколько кружков? Как посчитали? – Как изобразите на квадратах?
– Сколько всего квадратиков? |
4 + 4 + 4 =12
16
4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20 20 Переставить местами множители: 6 • 4 – это 6 + 6 + 6
+ 6 = 24 |
Как только будут рассмотрены все случаи умножения «4», ученики хором читают таблицу умножения.
Учащиеся (ответы учащихся) | Учитель (вопросы для учащихся) |
– Какие еще примеры можно составить
с такими же результатами на умножение? – Какие примеры на деление можно составить по этим примерам? – Как вы их получили? – Рассмотрите все примеры первой таблицы и скажите, что интересного вы заметили? |
Переставить местами множители. 20 : 4
= 5; 20 : 5 = 4… |
4. Закрепление нового материала
– Обведите таблицу карандашом и выучите наизусть.
4.1. Стираю на доске результаты всех примеров,
предлагаю детям закрыть тетради и повторяем
таблицу умножения «4»
Отвечают обязательно хором, так как, если ребенок
не уверен в своих знаниях, у него в сознании не
успеет зафиксироваться мысль о том, что он не
знает. Это очень важный психологический момент в
процессе познания.
4.2. Далее проводится закрепление нового материала с применением наглядного пособия «Микрокалькулятор»
4.3. Проводится знакомство учащихся с вычислением площади квадрата. Подчеркиваю, что квадрат тоже является прямоугольником, но ширина и длина у него одинаковая, поэтому площадь его вычисляется по формуле S = а • а.
4.4. Проводится игра «Учитель и ученик» с применением демонстрационного пособия «Умножай и дели» (Приложение 1).
5. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали сегодня на
уроке?
– Что на уроке в изучаемой теме было
главным?
– Что на уроке в изучаемой теме было
интересным?
– Вы сегодня поработали очень хорошо! Молодцы!
6. Домашнее задание