Разработка урока по теме "Умножение на 4"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок сообщения новых знаний

Цель: формирование знаний  у учащихся конкретного смысла умножения  4.

Задачи:

  • учить умножать и делить на 4;
  • записывать и выполнять умножение числа  4;
  • совершенствовать умение  решать задачи на умножение;
  • развивать сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;
  • способствовать развитию учащихся и активизировать их познавательную деятельность;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбие, развивать интерес к предмету.

Оборудование. Демонстрационные пособия: «Абак»,  «Таблица умножения»; индивидуальные пособия: «Квадрат с уголком», «Умножай и дели».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала

2.1.  На этом этапе работы включаю упражнения на нахождение неизвестного множителя:

х • 2 = 8             3 • а = 15

2.2.  Повторяем все случаи умножения и деления на «2», «3», «4» (4 • 1; 4 • 2; 4 • 3; 4 • 10;)

2.3.

Учитель (вопросы для учащихся)

Учащиеся (ответы учащихся)

– Решаем задачу.
У кошки 4 лапы. Сколько лап у двух кошек?
– Как узнали?
Сколько лап у трех кошек?
Сколько лап у четырех кошек?

8
4 • 2 = 8 (л.)
4 • 3 = 12(л.)
4 • 4 = 16(л.)

3. Усвоение новых знаний

Переходим к составлению таблицы на «4» по постоянному первому множителю. На доске заранее записана таблица умножения «4»:

4 • 4 =
4 • 5 =
4 • 6 =
4 • 7 =
4 • 8 =
4 • 9 =

Коллективное составление и запись учителем на доске таблицы умножения числа «4» с использованием «АБАКА»

Учитель (вопросы для учащихся)

Учащиеся (ответы учащихся)

Открываю кружочки

– Сколько кружков? Как посчитали?
– Вычислите первое произведение  (4 • 4)
– Как вычисляли?
– Что нужно для того, чтобы посчитать быстрее?
– Что такое умножение?

 

– Запишите вычисление сложением внизу под таблицей умножения.

– Изобразите произведение этих чисел, используя квадрат с уголком.

 

 

 

 

– Значит, сколько получится, если 4•4?
Проговаривая, записываю равенство.
– Теперь вычислим следующее произведение 4 • 5
Открываю кружочки на АБАКЕ

          

– Сколько кружков? Как посчитали?

– Как изобразите на квадратах?

 

 

 

 

– Сколько всего квадратиков?
– Запишем эту сумму под первой.
– Как можно вычислить эту сумму, пользуясь результатом предыдущей?
– Значит, сколько получится, если 4 • 5?
Проговаривая, записываю равенство.
– Как иначе можно вычислить результат?
– Решаем следующий пример. Какой получился результат?
– Как вычисляли?
Записываем с проговариванием.
– Как по  другому можно решить этот пример?

 

 

 

4 + 4 + 4 =12
16
4 + 4+ 4 + 4 =16
Знать таблицу умножения на "4"
Умножение – это сложение двух одинаковых слагаемых

 

16
Записываем в тетрадях

 

 

 

 

4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20

20

16 + 4 = 20
20
Записывают в тетрадях.
Переставить местами множители.
5 • 4 – это 5 + 5 + 5 + 5 = 20
24
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 24
Записывают в тетрадях.

Переставить местами множители: 6 • 4 – это 6 + 6 + 6 + 6 = 24
Или прибавить к предыдущему результату «4»:  20 + 4 = 24

Как только будут рассмотрены все случаи умножения «4», ученики хором читают таблицу умножения.

Учащиеся (ответы учащихся)

Учитель (вопросы для учащихся)

– Какие еще примеры можно составить  с такими же результатами на умножение?
– Какие примеры на деление можно составить по этим  примерам?
– Как вы их получили?
– Рассмотрите все примеры первой таблицы и скажите, что интересного вы заметили?
Переставить местами множители.

20 : 4 = 5; 20 : 5 = 4…
Произведение делили на один из множителей и получали другой множитель.
Первые множители одинаковые, вторые множители увеличиваются на 1, а произведение увеличивается на 4 и являются только четными числами

4. Закрепление нового материала

– Обведите таблицу карандашом и выучите наизусть.

4.1. Стираю на доске результаты всех примеров, предлагаю детям закрыть тетради и повторяем таблицу умножения «4»
Отвечают обязательно хором, так как, если ребенок не уверен в своих знаниях, у него в сознании не успеет зафиксироваться мысль о том, что он не знает. Это очень важный психологический момент в процессе познания.

4.2. Далее проводится закрепление нового материала с применением наглядного пособия «Микрокалькулятор»

4.3. Проводится знакомство учащихся с вычислением площади квадрата. Подчеркиваю, что квадрат тоже является прямоугольником, но ширина и длина у него одинаковая, поэтому площадь его вычисляется по формуле S = а • а.

4.4. Проводится игра «Учитель и ученик» с применением демонстрационного пособия «Умножай и дели» (Приложение 1).

5. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что на уроке в изучаемой теме было главным?
Что на уроке в изучаемой теме было интересным?

– Вы сегодня поработали очень хорошо! Молодцы!

6. Домашнее задание