В последнее время достаточно широкое распространение получила технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Урок, проведенный с использованием технологии критического мышления, включает три этапа: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.
На стадии вызова учащимся предложено, не зная ничего о клетке, составить текст и согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить “плюс” или “минус”.
На стадии осмысления новой информации используется прием “Маркировочная таблица” совместно с приемом “Пометки на полях”. Происходит непосредственная, направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается маркировкой текста и заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст учебника.
Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой стадии происходит осознание новых приобретенных знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям (составлению текста вначале урока) и вносят изменения (исправляют ошибки).
Тема: Клетка: история изучения. Клеточная теория.
Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структуировать и передавать информацию при изучении темы: Клетка: история изучения. Клеточная теория.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей изучения клетки, основными положениями клеточной теории;
- развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы;
- развитие навыков работы в группе.
Оборудование: таб. «Строение животной и растительной клетке», раздаточный материал, учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 368с.
Приёмы и стратегии: составления списка «известной информации», приём верные и неверные утверждения, «инсерт», заполнение таблиц, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
ХОД УРОКА
Стадия вызова:
Они есть в любом из нас.
Мы их видим очень редко.
Есть ядро и цитоплазма,
Есть у каждой живой…
(Клетки). Анна Коллерт.
Учитель: Как Вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Правильно о клетке.
С целью актуализации знаний я предлагаю своим ученикам попробовать вспомнить все, что они знают о клетке и записать в тетрадь.
Предлагаю после выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений.
Вопрос теста |
До изложения нового материала |
После изложения материала |
Клетка является структурно – функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов | ||
Клеткам присуще мембранное строение | ||
Ядро главная составная часть клетки | ||
Клетки размножаются только делением | ||
Клеточное строение организма – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение | ||
Клетка – элементарная единица жизни | ||
Клетки всех живых существ сходны по строению и функциям | ||
Клетки образуются путём слияния яйцеклетки и сперматозоида | ||
Создателями клеточной теории являются – Ч.Дарвин, А.Уоллес | ||
Клеточная теория приемлема для вирусов | ||
О единстве органического мира свидетельствует клеточное строение всех организмов на Земле |
Давайте обсудим результаты Вашей работы, выясним, кто согласен? кто нет и почему?
У учащихся возникают вопросы, а как на самом деле?
В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке.
Стадия осмысления содержания
Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащиеся изучают текст учебника на стр.24-28 учебника. На данной стадии используется технологический приём «Инсерт» для сохранения интереса к теме. Учащиеся читают текст, ставя на полях специальные отметки.
«V» – это я знаю.
«+» – новая информация.
«–» – информация противоречивая моим знаниям.
«?» – хотел бы узнать об этом больше.
После проработке текста следующим шагом учащиеся заполняют таблицу.
«V» – это я знаю. | «+» – новая информация. | «–» – информация противоречивая моим знаниям. | «?» – хотел бы узнать об этом больше. |
Учащимся предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией.
Стадия рефлексии
– А теперь давайте вернёмся к нашим записям, сделанным в начале урока. Оцените их достоверность, используя полученную информацию на уроке.
Выводы:
– По каким вопросам ваше мнение совпало?
– По каким вопросам ваше мнение изменилось?
Почему? (ответы учеников)
Домашнее задание.
Творческое задание – составить кроссворд “Клеточная теория”.
Используемая литература:
- В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень»: учеб. Для 10-11 Кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 368с.
- Методичка биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова «Общая биология» (базовый уровень) авт.-сост. Т.В.Зарудная, Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. Москва 2006 год.