Тема урока "Клетка: история изучения. Клеточная теория"

Разделы: Биология


В последнее время достаточно широкое распространение получила технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Урок, проведенный с использованием технологии критического мышления, включает три этапа: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.

На стадии вызова учащимся предложено, не зная ничего о клетке, составить текст и согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить “плюс” или  “минус”.

На стадии осмысления новой информации используется прием “Маркировочная таблица” совместно с приемом “Пометки на полях”. Происходит непосредственная, направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается маркировкой текста и заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст учебника.

Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой стадии происходит осознание новых приобретенных знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям (составлению текста вначале урока) и вносят изменения (исправляют ошибки).

Тема: Клетка: история изучения. Клеточная теория.

Цель урока: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структуировать и передавать информацию при изучении темы: Клетка: история изучения. Клеточная теория.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей изучения клетки, основными положениями клеточной теории;
  • развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы;
  • развитие навыков работы в группе.

Оборудование: таб. «Строение животной и растительной клетке», раздаточный материал, учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 368с.

Приёмы и стратегии:  составления  списка «известной информации», приём верные и неверные утверждения, «инсерт», заполнение таблиц, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

ХОД УРОКА

Стадия вызова:

Они есть в любом из нас.
Мы их видим очень редко.
Есть ядро и цитоплазма,
Есть у каждой живой…

(Клетки). Анна Коллерт.

Учитель: Как Вы думаете, о чём  сегодня пойдёт речь? Правильно о клетке.

С целью актуализации знаний я предлагаю своим ученикам попробовать вспомнить все, что они знают о клетке и записать в тетрадь.

Предлагаю после выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений.

Вопрос теста

До изложения нового материала

После изложения материала

Клетка является структурно – функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов    
Клеткам присуще мембранное строение    
Ядро главная составная часть клетки    
Клетки размножаются только делением    
Клеточное строение организма – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение    
Клетка – элементарная единица жизни    
Клетки всех живых существ сходны по строению и функциям    
Клетки образуются путём слияния яйцеклетки и сперматозоида    
Создателями клеточной теории являются – Ч.Дарвин, А.Уоллес    
Клеточная теория приемлема  для вирусов    
О единстве органического мира свидетельствует  клеточное строение всех организмов на Земле    

Давайте обсудим результаты Вашей работы, выясним, кто согласен? кто нет и почему?

У учащихся возникают вопросы, а как на самом деле?

В итоге учащиеся формулируют задачи собственной деятельности на уроке.

Стадия осмысления содержания

Для того чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащиеся изучают текст учебника на стр.24-28 учебника. На данной стадии используется технологический приём «Инсерт» для сохранения интереса к теме. Учащиеся читают текст, ставя на полях специальные отметки.

«V» – это я знаю.
«+» – новая информация.
«–» – информация противоречивая моим знаниям.
«?» – хотел бы узнать об этом больше.

После проработке текста следующим шагом учащиеся заполняют таблицу.

«V» – это я знаю. «+» – новая информация. «–» – информация противоречивая моим знаниям. «?» – хотел бы узнать об этом больше.

Учащимся предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией.

Стадия рефлексии

– А теперь давайте вернёмся к нашим записям, сделанным в начале урока. Оцените их достоверность, используя полученную информацию на уроке.

Выводы:

– По каким вопросам ваше мнение совпало?
– По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы учеников)

Домашнее задание.

Творческое задание – составить кроссворд “Клеточная теория”.

Используемая литература:

  1. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. «Общая биология. Базовый уровень»: учеб. Для 10-11 Кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 368с.
  2. Методичка биология.10 класс: поурочные планы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова «Общая биология» (базовый уровень) авт.-сост. Т.В.Зарудная, Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
  3. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. Москва 2006 год.