Система работы учителя по развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).

Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.

Познавательная активность – личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственную познавательную активность – ученик.

Следовательно, активизацией познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.

Степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от уровня их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но, если у ученика эти качества слабо выражены, то развитие их тоже входит в профессиональную функцию учителя.

Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Поэтому в условиях адаптивного обучения (коммунальное государственное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 является адаптивной школой: в ней нет специального отбора учащихся, контингент смешанный) целесообразен следующей подход к познавательной активности, где выделяется:

  • нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней к ней отношением,
  • ситуативно-активный, как переходная ступень от нулевой к стабильной,
  • исполнительской активности в учебном процессе,
  • творческой активности, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника. [1].

Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь учащемуся перейти с нулевого уровня активности на ситуативно-активный уровень, а с него на активно-исполнительский. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли его воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «камчатке».

Многолетняя практика позволила мне провести наблюдения за деятельностью учащихся в учебном процессе, проследить за развитием их познавательной активности и составить мониторинговую карту.

Цель работы: формирование в процессе обучения через активизацию познавательной деятельности учащихся коммуникативных, социальных, информационных компетенций.

Одним из важных моментов в реализации данной цели является мотивация ученика, где интерес выступает как эмоционально-познавательное отношение к предмету, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Задачи:

  • самообразование учителя;
  • обеспечение качества образования и в то же время сохранение его фундаментальности;
  • применение в практике преподавания биологии элементов современных педагогических технологий;
  • отслеживание изменений уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Виды исследования:

  • обзорно-аналитический;
  • теоретический;
  • методический;
  • мониторинг уровня познавательной активности учащихся.

Исследование осуществлялось в теоретическом и практическом аспектах.

Работа по активизации познавательной деятельности учитывает следующие принципы:

    • учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся каждого типа активности;
    • наглядности;
    • выбора оптимальных методов, форм и средств обучения;
    • комплексный подход к обучению и воспитанию;
    • научность обучения и его доступности;
    • интеграции предметов естественнонаучного цикла;
    • систематичности обучения и его связь с практикой;
    • коллективного взаимодействия;
    • сознательности, активности, творчества;
  • создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся.

Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание «ситуации успеха» для каждого учащегося [2];
  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • проведение бинарных уроков;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Система работы по отслеживанию развития познавательной активности включает несколько этапов: диагностический, деятельностный, результативный.

Элементы системы работы

  • Разработка программы оценки учебных достижений. Критерии оценки разработаны с учетом следующих функций оценивания деятельности учащихся: диагностической, обучающей, развивающей, воспитывающей, стимулирующей и корректирующей.
  • Распределение учебного материала по темам согласно календарно-тематического планирования.
  • Ознакомление учащихся с критериями оценки учебных достижений по предмету.
  • Анкетирование с целью выявления мотивации к предмету.
  • Фиксация показателей деятельности учащихся в журнале регистрации учебных достижений.
  • Применение методов и приемов, стимулирующих мотивационную сферу учащихся.
  • Подведение и анализ итогов после изучения каждой темы.
  • Сообщение учащимся результатов их работы с последующей консультацией по «западающим» критериям.
  • Работа с учащимися на уроках, внеурочные консультации, закрепление «сильных» учеников за «слабыми», дифференцированный подход
  • Повторное анкетирование учащихся по выявлению мотивации при обучении в старшем звене средней общеобразовательной школы.

Критерии оценки учебных достижений (что оценивалось и отслеживалось):

  • умение выделить учебную задачу,
  • работа с информацией,
  • участие в совместной работе,
  • предметные знания, умения,
  • работа с демонстрационным материалом.

Каждый критерий отслеживания оценивался по 8-мибалльной шкале, т.е. 2 балла на каждый уровень познавательной активности. Таким образом, для учащихся с нулевым уровнем активности количество баллов колеблется в пределах 0-2, ситуативно-активным уровнем – 2-4, исполнительским уровнем – 4-6, творческим уровнем активности – 6-8 баллов.

В итоге работы была создана фактологическая база педагогического мониторинга, на основе её построена мониторинговая карта развития познавательной активности, которая наглядно по годам продемонстрировала изменение уровня познавательной активности. Соответственно этому повысился и уровень качества знаний учащихся.
Таким образом, основываясь на программу оценки учебных достижений, учитывая психолого-педагогические особенности учащихся разных типов активности в учебном взаимодействии, можно добиться повышения уровня познавательной активности, формирования ключевых компетенций, а, как следствие, повышения качества знаний.

Список литературы.

    • Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении./Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.О. Косовой. – СПб: Изд-во «Полиграф-С», 2002.
    • Галеева Н.Л. Сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.