В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Познавательная активность – личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создает, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственную познавательную активность – ученик.
Следовательно, активизацией познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности.
Степень познавательной активности учеников зависит и от них самих, от уровня их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но, если у ученика эти качества слабо выражены, то развитие их тоже входит в профессиональную функцию учителя.
Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Поэтому в условиях адаптивного обучения (коммунальное государственное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 является адаптивной школой: в ней нет специального отбора учащихся, контингент смешанный) целесообразен следующей подход к познавательной активности, где выделяется:
- нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней к ней отношением,
- ситуативно-активный, как переходная ступень от нулевой к стабильной,
- исполнительской активности в учебном процессе,
- творческой активности, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника. [1].
Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь учащемуся перейти с нулевого уровня активности на ситуативно-активный уровень, а с него на активно-исполнительский. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли его воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «камчатке».
Многолетняя практика позволила мне провести наблюдения за деятельностью учащихся в учебном процессе, проследить за развитием их познавательной активности и составить мониторинговую карту.
Цель работы: формирование в процессе обучения через активизацию познавательной деятельности учащихся коммуникативных, социальных, информационных компетенций.
Одним из важных моментов в реализации данной цели является мотивация ученика, где интерес выступает как эмоционально-познавательное отношение к предмету, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.
Задачи:
- самообразование учителя;
- обеспечение качества образования и в то же время сохранение его фундаментальности;
- применение в практике преподавания биологии элементов современных педагогических технологий;
- отслеживание изменений уровня познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Виды исследования:
- обзорно-аналитический;
- теоретический;
- методический;
- мониторинг уровня познавательной активности учащихся.
Исследование осуществлялось в теоретическом и практическом аспектах.
Работа по активизации познавательной деятельности учитывает следующие принципы:
- учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся каждого типа активности;
- наглядности;
- выбора оптимальных методов, форм и средств обучения;
- комплексный подход к обучению и воспитанию;
- научность обучения и его доступности;
- интеграции предметов естественнонаучного цикла;
- систематичности обучения и его связь с практикой;
- коллективного взаимодействия;
- сознательности, активности, творчества;
- создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся.
Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание «ситуации успеха» для каждого учащегося [2];
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- проведение бинарных уроков;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Система работы по отслеживанию развития познавательной активности включает несколько этапов: диагностический, деятельностный, результативный.
Элементы системы работы
- Разработка программы оценки учебных достижений. Критерии оценки разработаны с учетом следующих функций оценивания деятельности учащихся: диагностической, обучающей, развивающей, воспитывающей, стимулирующей и корректирующей.
- Распределение учебного материала по темам согласно календарно-тематического планирования.
- Ознакомление учащихся с критериями оценки учебных достижений по предмету.
- Анкетирование с целью выявления мотивации к предмету.
- Фиксация показателей деятельности учащихся в журнале регистрации учебных достижений.
- Применение методов и приемов, стимулирующих мотивационную сферу учащихся.
- Подведение и анализ итогов после изучения каждой темы.
- Сообщение учащимся результатов их работы с последующей консультацией по «западающим» критериям.
- Работа с учащимися на уроках, внеурочные консультации, закрепление «сильных» учеников за «слабыми», дифференцированный подход
- Повторное анкетирование учащихся по выявлению мотивации при обучении в старшем звене средней общеобразовательной школы.
Критерии оценки учебных достижений (что оценивалось и отслеживалось):
- умение выделить учебную задачу,
- работа с информацией,
- участие в совместной работе,
- предметные знания, умения,
- работа с демонстрационным материалом.
Каждый критерий отслеживания оценивался по 8-мибалльной шкале, т.е. 2 балла на каждый уровень познавательной активности. Таким образом, для учащихся с нулевым уровнем активности количество баллов колеблется в пределах 0-2, ситуативно-активным уровнем – 2-4, исполнительским уровнем – 4-6, творческим уровнем активности – 6-8 баллов.
В итоге работы была создана фактологическая
база педагогического мониторинга, на основе её
построена мониторинговая карта развития
познавательной активности, которая наглядно по
годам продемонстрировала изменение уровня
познавательной активности. Соответственно этому
повысился и уровень качества знаний учащихся.
Таким образом, основываясь на программу оценки
учебных достижений, учитывая
психолого-педагогические особенности учащихся
разных типов активности в учебном
взаимодействии, можно добиться повышения уровня
познавательной активности, формирования
ключевых компетенций, а, как следствие, повышения
качества знаний.
Список литературы.
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении./Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.О. Косовой. – СПб: Изд-во «Полиграф-С», 2002.
- Галеева Н.Л. Сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.