Содержание
- Введение.
- Цель и задачи проекта.
- Поиск информации.
- Механизм реализации проекта.
- Защита проекта.
- Рефлексия.
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Литература.
- Приложения.
Введение
Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:
- А не опасен ли компьютер моему ребенку?
- Сколько времени можно проводить за ним?
- Не мешает ли он нормальному развитию детей?
Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.
Компьютер - это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.
Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.
Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.
С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.
О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.
Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет - зависимых людей:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- проблемы с учебой.
Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.
Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.
Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.
Задачи исследования:
1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.
2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.
3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Задачи определяют принципы проекта:
- принцип сознательности,
- принцип активности,
- принцип наглядности,
- принцип доступности,
- принцип связи теории с практикой,
- принцип “ Не навреди!”
Ожидаемый результат.
- Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.
- Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.
- Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.
Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.
- Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.
- Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.
Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.
- Эмоциональный настрой учащихся.
- Доверительное общение.
- Привлечение большего количества детей в мероприятия.
Для решения поставленных задач были
использованы следующие методы и приёмы:
Необходимые условия реализации проекта.
- Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).
- Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).
- Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.
Поиск информации.
Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.
Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.
Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.
В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер - за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.
Содержание и механизм реализации проекта
Для работы над проектом ребята составили план:
№ этапа | Название этапа | Вид деятельности учащихся | Исполнители |
1 | Поиск информации | Работа с источниками в библиотеке, в Интернет | Группа 1 |
2 | Обработка информации | Выбор нужных материалов. Подбор различных упражнений |
Группа 1 Группа 4 |
3 | Исследование | Соцопрос, наблюдения | Группа 2 |
4 | Обработка исследования | Создание таблиц, диаграмм | Группа 2 |
5 | Оформление работ | Создание презентаций, плаката, памяток, проведение бесед, мероприятий, оформление фотовыставки | Группа 3 Группа 5 Группа 7 |
6 | Защита | Защита проекта | Группа 6 |
Участники проекта разбились на группы, распределили обязанности. Каждая поставила перед собой определённую цель:
а) определить источники информации, собирать и проанализировать информацию;
б) определить способы представления результатов;
1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.
Встретилась с учителями информатики, директором школы. Учащиеся взяли у них интервью, из которых узнали о возможностях компьютеров, о том, какую роль играют они в жизни человека. Провели опрос учителей школы.
2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”, выставку плакатов “Не навреди!”, на лучший лозунг.
3 группа обратилась за консультацией к школьному фельдшеру, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Совместно с родителями нашли на DVD дисках фильм "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека", "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека". Фельдшер провела беседы для учащихся 1-6 классов, а учащиеся 4 “ Б” класса показали фрагменты из фильмов, совместно с учителями подготовили и провели классный час “ Дороже алмаза свои два глаза”.
4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами 1-6 классов.
5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для всех ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.
6 группа под руководством учителей подготовила мини – сценки о вреде и пользе компьютера. Ребята готовили костюмы, распределяли роли, подбирали музыкальное сопровождение.
7 группа посетила место работы родителей и выяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер. Ребята 4 классов оформили фотовыставку: “Незаменимый помощник”.
Защита проекта.
Презентация прошла в форме топ-шоу “ Компьютер – друг или враг”.
- “Из истории компьютера” сообщения со слайд-презентацией.
- Мини- сценка о вреде и пользе компьютера “ Теремок”.
- "Дискуссионные качели".
- Разучивание комплекса упражнений, помогающего, при работе с компьютером.
- Подведение итогов конкурсов сочинений и плакатов.
- Представление фотовыставки.
- После представления участники проекта подарили учащимся закладки- памятки.
Рефлексия.
После презентации в беседе с ребятами подвели итоги. Была проведена рефлексия деятельности, где ученики оценили своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Детям были предложены вопросы:
- Понравилось ли вам работать в группе?
- Какие роли вы выполняли в процессе работы?
- Чему научились друг от друга?
- Какую часть выполнили самостоятельно?
- Какой вид работы принес положительные эмоции?
- Какие умения приобрели, работая по проекту?
- Если бы заново начать работу, то что бы вы изменили?
Участники проекта были рады констатировать, что все задуманное получилось. Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Они считают, что подняли очень актуальную проблему. Никто из учеников не остался в стороне.
Авторы проекта не только участвовали в тех же мероприятиях, что и их одноклассники, но и ещё глубже изучали историю, работали с литературой в библиотеке, анализировали, обобщали, проводили анкетирование, брали интервью.
В ходе работы им необходимо было сотрудничать друг с другом, оказывать помощь, распределять обязанности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирать лучшее решение.
Авторы проекта предложили подарить памятки с упражнениями в кабинеты информатики и учителям, работающим на компьютере. Также ребята решили выйти со своим проектом на учащихся других школ.
Для нас важно видеть своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью. Важно, что ребята сами восприняли этот проект как серьёзную и нужную работу. Такая работа стимулирует творчество учащихся, рождает потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт.
Опрос учителей школы показал, что компьютер:
- облегчил подготовку к урокам – 90 %
- ребята лучше усваивают материал – 89 %
- используют компьютер в работе – 97 %
- каждый день работают на компьютере - 57 %
- работа на компьютере сказывается на здоровье – 98 %
Педагоги высказали свое мнение по поводу проекта.
- Хорошо, что затронута актуальная проблема о влиянии компьютера на здоровье.
- Важно, что ребята не только нашли нужный материал, сами разучили упражнения по сохранению и укреплению здоровья, но и применяют на практике.
- Приятно и то, что они поделились опытом с другими учащимися и учителями.
Учащиеся 4 “Б” класса встретились с директором школы Правдиной Л.В. В ходе беседы, были рассмотрены следующие вопросы:
- Сколько компьютерных классов в школе?
- Сколько мультимедийных проекторов?
- Как компьютеризация повлияла на учебный процесс?
- Как вы считаете, компьютер – друг или враг?
Людмила Викторовна рассказала ребятам, что в школе создано 3 компьютерных класса, работают 6 мультимедийных кабинетов, используется интерактивная доска Star Board.
Благодаря компьютеризации, расширились информационные возможности: учителя смогли более разнообразить уроки, ребята лучше усваивают новый материал, самостоятельно готовятся к урокам. Используя Интернет, они могут найти ответы на любые вопросы.
Людмила Викторовна высказала свое мнение что компьютер – это друг. Без него в современном мире, при огромном потоке информации невозможно обойтись. Она напомнила детям о том, что вредно засиживаться за компьютером долго. Нужно заботиться о своем здоровье, поэтому проект считает своевременным, нужным. Важно чтобы работа над ним была продолжена.
Родителей тоже заинтересовал проект. Они активно участвовали: давали интервью, помогали детям искать информацию. Опрос показал, что родители удовлетворены результатами проекта, считают, что он поможет сохранить здоровье детей. Также они с удовольствием будут использовать при работе на компьютере памятки, которые разработали их дети. В ходе опроса после проекта выяснилось, что ребята и дома, играя на компьютере, применяют разученные гимнастики.
- Нужно ли выполнять здоровьесберегающие упражнения при работе за компьютером – 100 %.
- Применяет ли ваш ребенок упражнения, гимнастики с которыми познакомился – 65 %.
- Как вы считаете, помогут ли знания, полученные в ходе реализации проекта, вашему ребенку – 88 %.
В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись, и такой проект был необходим для учащихся нашей школы.
Мы сделали следующие выводы:
Компьютер – наш друг, он помогает нам:
- находить материал при подготовке к урокам;
- общаться по Интернету;
- играть;
- рисовать;
- создавать слайд-презентации.
Но, нужно, чтобы он не превратился во “врага”. Для этого:
- выполнять упражнения для сохранения зрения и укрепления осанки;
- не сиди за компьютером более 1 часа в день;
- больше бывай на свежем воздухе и общайся с друзьями.
Основные нормативные акты по безопасной работе на компьютере.
- На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ разработаны и с 30 июня 2003 г. введены в действие обязательные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 содержат санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.
- На сегодняшний день это основной нормативный документ по безопасной работе на компьютере. Он введен в действие взамен СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", которые действовали с 01.01.1997.
- Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о совершенствовании системы обеспечения детей в образовательных учреждениях (1992 г.)
- Устав МОУ “Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2”.
Литература
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
- Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
- По материалам http://baby.com.ua, http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm, http://comp-doctor.ru/law/law.php
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
- Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.