Урок русского языка по теме "Комплексное повторение". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока: закрепить знания по пунктуации и орфографии, полученные в 7–8 классах; закрепить умение находить средства художественной выразительности, определять тему и проблему текста.

Иллюстративный материал: портрет Мустая Карима, тексты стихотворений

Методические приемы: анализ текста, грамматический разбор, определение средств художественной выразительности, творческая работа.

Я думы сердца в песню перелью
И буду петь хвалу земле моей.
Безмолвно я не кончу жизнь мою,
Как в жизни я не знал безмолвных
дней.
Мустай Карим.

Ход урока

Учитель. Сегодня у нас особенный урок. Он посвящен памяти Мустая Карима, большого поэта и удивительно мудрого, доброго Человека. Никто не оставляет эту землю бесследно. Остается память в сердцах родных и близких, остаются творения человеческих рук: великолепные здания, нетленные полотна… Остается слово поэта.

На примере лирики Мустая Карима мы вспомним и повторим способы создания художественного образа, пунктуацию простого предложения, некоторые орфограммы.

Запишите текст.

Говоря о поэте, мы всегда говорим о его любви. Только ею живет все, созданное им. Конечно же, самой большой любовью Мустая Карима была Башкирия– край седых гор и привольных степей, густых лесов и хрустальных рек.

Стихи Мустая Карима естественны, как дрожание зеленого листа на березе. В них ни крика, ни шума, ни претензии, но в этой простоте заключена великая мудрость.

  • Определите тему текста.
  • Определите основную мысль.
  • Определите средства связи предложений в единый текст.
  • Определите лексическое значение слова “претензия”.
  • Объясните знаки препинания.
  • Объясните орфограммы.
  • Назовите средства художественной выразительности.

Дома вы должны были подобрать понравившиеся вам стихи Мустая Карима. Прочтите те строки, которые служат подтверждением основной мысли текста.

Запишите предложение и объясните знаки, орфограмму.

Патриот, гуманист, талантливый художник, философ, воин – все эти слова как нельзя более точно определяют личность Мустая Карима.

  • Сделайте полный синтаксический разбор предложения.
  • Определите лексическое значение слова “гуманист”.
  • Прочитайте строки поэта, подтверждающие это высказывание.

Послушайте стихотворение. (читается стихотворение “Эту песню мать мне пела”).

  • Определите основную идею этого стихотворения. Как вы понимаете эту материнскую песню-наказ?
  • Спишите с доски, расставляя знаки препинания и орфограммы, отрывок из стихотворения.

Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая.
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая.

Помни: слава не находка на дороге.
На ветру один потухнешь
Без подмоги.
Каплей будешь только в море
Ты живою…
Пусть твой след не зарастет
Густой травою.

Стихи Мустая Карима образны и поэтичны.

  • Запишите:

Черемуха вновь кипит,
Пеной сады полны.
В небе чистом плывет
Ломтик юной луны.

  • Назовите средства художественной выразительности, использованные в этом четверостишье.
  • Прочитайте подобранные вами дома строки, в которых есть наиболее интересные, на ваш взгляд, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Сегодня на уроке мы не просто повторили изученные ранее правила синтаксиса и орфографии, но попытались хоть чуть-чуть приобщиться к творчеству великого поэта.

К сожалению, Мустая Карима уже нет с нами, но он оставил нам огромное богатство – свои стихи.

Напишите сочинение-миниатюру “Чем близка мне поэзия Мустая Карима”.

Учащиеся зачитывают работы.