Цель урока: закрепить знания по пунктуации и орфографии, полученные в 7–8 классах; закрепить умение находить средства художественной выразительности, определять тему и проблему текста.
Иллюстративный материал: портрет Мустая Карима, тексты стихотворений
Методические приемы: анализ текста, грамматический разбор, определение средств художественной выразительности, творческая работа.
Я думы сердца в песню перелью
И буду петь хвалу земле моей.
Безмолвно я не кончу жизнь мою,
Как в жизни я не знал безмолвных
дней.
Мустай Карим.
Ход урока
Учитель. Сегодня у нас особенный урок. Он посвящен памяти Мустая Карима, большого поэта и удивительно мудрого, доброго Человека. Никто не оставляет эту землю бесследно. Остается память в сердцах родных и близких, остаются творения человеческих рук: великолепные здания, нетленные полотна… Остается слово поэта.
На примере лирики Мустая Карима мы вспомним и повторим способы создания художественного образа, пунктуацию простого предложения, некоторые орфограммы.
Запишите текст.
Говоря о поэте, мы всегда говорим о его любви. Только ею живет все, созданное им. Конечно же, самой большой любовью Мустая Карима была Башкирия– край седых гор и привольных степей, густых лесов и хрустальных рек.
Стихи Мустая Карима естественны, как дрожание зеленого листа на березе. В них ни крика, ни шума, ни претензии, но в этой простоте заключена великая мудрость.
- Определите тему текста.
- Определите основную мысль.
- Определите средства связи предложений в единый текст.
- Определите лексическое значение слова “претензия”.
- Объясните знаки препинания.
- Объясните орфограммы.
- Назовите средства художественной выразительности.
Дома вы должны были подобрать понравившиеся вам стихи Мустая Карима. Прочтите те строки, которые служат подтверждением основной мысли текста.
Запишите предложение и объясните знаки, орфограмму.
Патриот, гуманист, талантливый художник, философ, воин – все эти слова как нельзя более точно определяют личность Мустая Карима.
- Сделайте полный синтаксический разбор предложения.
- Определите лексическое значение слова “гуманист”.
- Прочитайте строки поэта, подтверждающие это высказывание.
Послушайте стихотворение. (читается стихотворение “Эту песню мать мне пела”).
- Определите основную идею этого стихотворения. Как вы понимаете эту материнскую песню-наказ?
- Спишите с доски, расставляя знаки препинания и орфограммы, отрывок из стихотворения.
Эту песню мать мне пела,
На руках меня качая.
Эту песню мать мне пела,
В путь-дорогу провожая.Помни: слава не находка на дороге.
На ветру один потухнешь
Без подмоги.
Каплей будешь только в море
Ты живою…
Пусть твой след не зарастет
Густой травою.
Стихи Мустая Карима образны и поэтичны.
- Запишите:
Черемуха вновь кипит,
Пеной сады полны.
В небе чистом плывет
Ломтик юной луны.
- Назовите средства художественной выразительности, использованные в этом четверостишье.
- Прочитайте подобранные вами дома строки, в которых есть наиболее интересные, на ваш взгляд, олицетворения, метафоры, эпитеты.
Сегодня на уроке мы не просто повторили изученные ранее правила синтаксиса и орфографии, но попытались хоть чуть-чуть приобщиться к творчеству великого поэта.
К сожалению, Мустая Карима уже нет с нами, но он оставил нам огромное богатство – свои стихи.
Напишите сочинение-миниатюру “Чем близка мне поэзия Мустая Карима”.
Учащиеся зачитывают работы.