Цели урока:
- Создание условия для осознания влияния углового коэффициента и свободного члена на взаимное расположение графиков линейных функций.
- Развитие мыслительной деятельности на основе упражнений в соотнесении понятия и слова, познавательную активность, навыки мыслительных операций, а также логическое мышление, память и внимание учащихся.
- Формировать умение высказывать свои мысли, слушать других, вести диалоги, отстаивать свою точку зрения, умение представлять результаты своей работы.
Тип урока: “открытие” нового знания.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока, дидактический материал, ЭОР.
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент Цель: настроить учащихся на рабочий лад. |
К открытию любого нового знания надо подготовиться. Как лучше нам провести опрос по изученной дома теории?
|
Ученики выбирают способ опроса. |
2. Актуализация знаний |
Мы повторили теорию (знания), теперь повторим практику (умения) 1. Слайд 2. Выбрать из предложенного списка линейные функции:
2. Дана линейная функция у = 5 – 2х. Найти у(0), у(1), у(-2). 3. Дана функция у = kx. Найти k, если прямая проходит через точку (-2; 8) 4. Решить уравнение: 0 = – 2х + 5 5. Определить взаимное расположение прямых, не строя графики а) у = 3х и у = – х + 2 б) у = 3х и у = 3х + 2 в) у = 3х + 2 и у = – х + 2 Учитель подчеркивает, что учащиеся столкнулись с затруднением – незнанием. Какую же цель мы можем поставить перед собой на уроке? |
Слушают ответ. 1 вариант отвечает второму, затем 2 вариант отвечает первому. Фронтальная работа. Ответ по “поднятой руке”. Ученики должны сказать, что не могут выполнить задание. Ученики формулируют цель: например: выяснить, как определить взаимное расположение графиков функции по формулам. |
3. Решение проблемы Цель: работая в группах, выполняя разные задания, сделать выводы по поставленной проблеме. “Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.” |
Учитель выясняет, как лучше организовать решение этой
проблемы:
Обычно, ребята выбирают последний вариант Каждый группа – это исследовательская группа. Задача каждой группы:
1-я группа: Задание: Построить в одной системе координат графики функций и выяснить взаимное расположение графиков в зависимости от коэффициентов: у = 2х + 3 Сделать вывод (гипотезу) 2-я группа: Задание: Построить в одной системе координат графики функций и выяснить взаимное расположение графиков в зависимости от коэффициентов: у = 2х + 5
3-я группа. Задание: Каким будет угол наклона прямой к положительному направлению оси х в зависимости от коэффициентов, если у = – 2х + 5 Сделать вывод (гипотезу). 4-я группа. Задание: Найти координаты точки пересечения графика функции у = x + 4 с осями координат не строя графика функции. Учитель напоминает, что время для решения проблемы подошло к концу. Предлагает группам приступить к защите своих предположений. Во время выступления групп на экране должно высвечиваться правильное построение графиков После заслушивания выводов, учитель подчеркивает, что открытия ребят не являются научными утверждениями, а только их предположения. Предлагает сравнить свои выводы с учебником.
|
Слушают объяснение. Читают учебник, затем применяют. Работают в группах. Класс “разбит” на группы. В каждую группу входит “сильный” ученик, “хороший” ученик и два “слабых” ученика (если такие есть). Ребята распределяют обязанности. Выполняют задания в подготовленных системах координат. Наблюдают, анализируют, делают выводы. Обдумывают выступление группы, решают, кто будет выступать. Выступают группы со своими выводами. Открывают учебники на стр. 73 и читают вывод в рамочке и на стр. 74 первый абзац. Зачитываем вслух |
4. Первичная проверка понимания http://fcior.edu.ru/card/14328/vzaimnoe-raspolozhenie-grafikov-lineynyh-funkciy-p1.html |
|
Фронтальная работа. |
5. Закрепление | Учитель предлагает закрепить полученные знания,
выполнив упражнение из учебника №369 стр. 86 График некоторой линейной функции вида у = kх + 1 параллелен графику функции у = – 0,4х. Найдите значение коэффициента k и выясните, принадлежит ли этому графику точка М(50; – 19). Учитель приглашает желающего ученика записать решение на доске. |
Ребята выполняют задание самостоятельно, затем сверяют свои ответы в парах и группах. |
6. Обобщение и систематизация | Что мы сегодня узнали о линейной функции? http://fcior.edu.ru/card/9013/vzaimnoe-raspolozhenie-grafikov-lineynyh-funkciy-i1.html Прослушиваем еще раз теорию о взаимном расположении графиков линейных функций в зависимости от коэффициентов k и b. |
Мы выяснили зависимость взаимного расположения графиков
линейных функций в зависимости от коэффициентов.
|
Тест: 1. Графики линейных функций параллельны, если:
2. Определите взаимное расположение графиков линейных функций y = 2х
+ 5 и y = -3х + 5. |
Ученики выполняют тест. Сверяют ответы. | |
7. Рефлексия | Самооценка. | Заполняют карточку с самооценкой. |
8. Итог | Кластер (подготовлен заранее). | Проговариваем основные понятия, связанные с линейной функцией. |
9. Домашнее задание | П.16, №359, №370, №372(г). |