Класс: 5 класс
Раздел программы: Компьютер для начинающих
Цель урока:
обобщить и проверить знания обучающихся по темам “Клавиши клавиатуры”, “Устройство компьютера”, “Текстовый редактор KWrite” и “Графический редактор Color Paint”.Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и проверить знания о назначении клавиш клавиатуры;
- обобщить и проверить знания о компонентах ПК;
- проверить умение учащихся работать с текстовым и графическим редакторами;
- формировать умения и навыки, носящие общеинтеллектуальный характер, операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений.
Воспитательные:
- воспитание умения рационально организовывать свою работу;
- воспитание эстетики работы;
- воспитание уважения к окружающим людям.
Развивающие:
- развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого мышления;
- развитие умения анализировать и сравнивать;
- развитие интереса к изучаемому предмету.
Тип урока:
проверка знаний обучающихся с применением компьютерных технологий (программного обеспечения).Оборудование
:- компьютерный класс с операционной системой Linux, текстовым редактором KWrite, графическим редактором ColorPaint;
- персональный компьютер для учителя;
- мультимедийный проектор (для показа презентации). <Приложение1>
Используемые образовательные технологии:
- игровая;
- разноуровневого обучения.
Время
: 45 минут.План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Повторение и обобщение изученного ранее материала – 41 мин.
а) испытание “Определи вид транспорта” - 12 мин.
б) станция “Служебная” - 8 мин.
в) станция “Кодовая” - 9 мин.
г) станция “Логическая” - 12 мин.
Подведение итогов урока. Выставление оценок – 2 мин.
Ход урока
1. Организационный момент – 2 мин.
Проверка готовности команд к эффективной работе, представление команд гостям.
2. Повторение и обобщение изученного ранее материала – 41 мин.
(Cлайд 1)
- В 5 классе вы начали изучать новый предмет Информатика. Вы познакомились с устройством компьютера, научились работать с помощью мыши на компьютере, научились работать на клавиатуре. И все эти действия вы проводили с помощью программ – KWrite и Color Paint.
- Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру “Путешествие в Информашково”.
Ребята, а на каком виде транспорта мы отправимся в дальнее путешествие? (Самолёт, пароход, автомобиль и т.д.)
(Cлайд 2)
- А это мы сейчас выясним! Сейчас Вам предстоит первое испытание: в графическом редакторе Color Paint необходимо из частей собрать рисунок и раскрасить его. Если картинка собрана верно и раскрашена команда получает 3 жетона, картинка собрана, но не раскрашена - 2 жетона, собрана с небольшими недочётами - 1 жетон, собрана неправильно - не получает жетонов. Это испытание необходимо пройти за 5 минут.
(Работают с файлом Собери картинку.bmp в Color Paint 12 минут.)
(Cлайд 3)
- Молодцы, ребята! Мы отправляемся в путешествие на виртуальном паровозике, а ваши команды будут вагончиками. Каждый вагончик имеет свой цвет. Таким образом, у нас будет три вагончика - красный, зелёный и голубой. В пути наш паровозик будет делать остановки на станциях.
Итак, В ПУТЬ!
(Cлайд 4)
- На нашем пути первая станция Служебная.
(Cлайд 5)
На данной станции давайте вспомним назначение основных служебных клавиш на клавиатуре компьютера и проверим, насколько хорошо вы их знаете.
За каждый правильный ответ вы получаете – жетон, если ошиблись с первого раза, можно изменить свой ответ, но жетон не получаете. Каждая команда на этой станции может получить по 10 жетонов.
На экране появляется вопрос о назначении клавиши, а вы поднимаете карточку с её названием.
(Cлайд 6)
Вопросы:
- для записи заглавных букв и знаков над цифрами (Shift);
- для перехода на новую строку (Enter);
- удаление символа слева от курсора (Backspace);
- удаление символа справа от курсора (Delete);
- печать только заглавных букв (CapsLock);
- перевод курсора в начало строки (Home);
- перевод курсора в конец строки (End);
- выход из текущего режима (Esc).
- перемещение курсора на экранную страницу вверх (Page Up)
- перемещение курсора на экранную страницу вниз (Page Down)
- Молодцы, вспомнили назначение клавиш и едем дальше.
(Cлайд 7)
- На нашем пути вторая станция Кодовая.
(Cлайд 8)
В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с устройством компьютера. Найдите эти термины. (Участники команд совещаются, затем в текстовом процессоре Open Office Writer выделяют цветом или изменяют цвет шрифта найденные ответы.) Каждый правильный ответ оценивается в один жетон. Максимальное количество жетонов – 6 для каждой команды.
(Cлайд 9)
Пример: В присутствии начальника Потап робел как ребенок.
Этот процесс орнитологии называют миграцией.
Ответ. Процессор (процесс орнитологии)
Потом они торжествовали и радовались, как дети.
Ответ. Монитор (Потом они торжествовали)
Несмотря на это, его феска не раз падала с головы.
Ответ. Сканер (феска не раз)
Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.
Ответ. Принтер (Днепр интересна)
По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Ответ. Мышка (мы шкаф)
Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.
Ответ. Модем (комод ему)
- Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились! Садитесь поудобнее, и продолжаем наше путешествие. Поехали!
(Cлайд 10)
И вот мы прибыли на третью станцию – Логическую.
(Cлайд 11)
(Cлайд 12)
- Найдите закономерности и заполните пустые клетки таблицы.
Сначала нужно заполнить пустые клетки по диагонали (цветные), а затем в строках.
(Команда работает в текстовом процессоре Open Office Writer, вводя с клавиатуры числа в пустые клетки таблицы. Каждый правильный ответ оценивается в один жетон. Максимальное количество жетонов – 14 для каждой команды.)
3. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 2 мин.
- Ну, а теперь возвращаемся домой!
(Cлайд 13)
- Вот и закончилось сегодня наше маленькое путешествие в Информашково. Мы с вами сделали 3 остановки, показали свои знания и умения в различных областях информатики, тем самым каждая команда набрала жетоны, которые будут подсчитаны и в зависимости от их количества выставлены оценки.
(Cлайд 14)
- Итак, победителем сегодня является команда ........................, которая получила ....... жетонов.
Домашнее задание: составить на листочках кроссворд, используя основные понятия текстового редактора KWrite и графического редактора Color Paint.
(Cлайд 15)
Урок закончился. Спасибо за работу!
Самоанализ урока. <Приложение11>
Список литературы и Интернет – ресурсов
- Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л. Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5–7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Картинки для презентации: http://office.microsoft.com
- Мультфильм “Паровозик из Ромашково” для презентации: http://tfile.ru