Цели и задачи:
- Расширить знания о деревянной игрушке – матрешке.
- Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
- Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Оборудование. Для учителя: поднос, ручник (полотенце), игрушки матрёшки, образцы рисунков матрёшек и росписей, диск с фильмом, диск с русскими народными песнями, шаблон матрёшки, гуашь, кисти, палитра, простой карандаш.
Для детей: шаблоны матрёшек, простой карандаш, гуашь, тряпочка, кисти, палочки или спички, палитра, непроливайка, клеёнка.
План урока.
- Организационная часть.
- Вводная часть о различных матрёшках России.
- Объяснение учебной задачи.
- Самостоятельная работа.
- Выставка лучших работ. Итог.
Ход урока
1. Организационный момент.
К уроку всё готово
И хочется начать.
Гуашью будем снова
Кого-то рисовать
2. Вводная часть о различных матрёшках России.
Звучит русская народная песня.
Учитель: Наш урок неспроста начался с этой старинной русской песни, и обратите внимание на стол, который находится в центре нашего класса (на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами). Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?
Конечно, старинные русские вещи. Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров.
О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Правильно, там лежат матрешки.
Какая красивая матрешка. А тут еще одна.
Этой игрушке дети посвящали стихи. Послушайте стихотворение одной семилетней девочки.
Подарили мне матрешку,
Допустила я оплошку:
Разломила пополам – интересно, что же там?
Там еще одна матрешка, улыбается, дурёшка,
Хоть и жаль ее ломать
Буду дальше разбирать.
– Что называют матрешкой?
– Из чего ее изготовляют? (Ответы детей.)
Матрешкой называют точеную разъемную игрушку. Изготовляют ее из древесины.
– А вы знаете, как появилась матрешка?
Чтобы ответить на этот вопрос отправимся в музей матрёшек.
Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной “крестьяночки”. Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Вот как это было, нам расскажут экскурсоводы.
1-й ученик (показывает на картину и рассказывает).
Этот дедуля (лысоватый старичок с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий) был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукурокую (или попросту – Фукуруму) – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом пониже.
2-й ученик (показывает на картину и рассказывает).
Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки. Знаменитый токарь из Загорска Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её. “Настоящая Матрёна!” – воскликнул кто-то, увидев куклу. Это была девушка – крестьянка, в руках она держала петуха и одета она была в русский сарафан и платочек. Русскую деревянную куклу называли матрёшкой по имени Матрёна, Матрёнушка, Матрёша – очень распространённому в народной среде. В основе этого имени латинское слово “матер” – мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства.
– По видам росписи матрешки делятся на загорских или сергиев-посадских, семеновских или хохломских, полховско-майданских.
3-й ученик: Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В узоре встречаются крупные и мелкие цветы, ягоды вишни и малины. Загорские матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое. Узоры выполняются приёмом “тычка”.
Я из Сергиева Посада.
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан,
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
4-й ученик: Семёновская матрёшка. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Мастера сочетают яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы.
Я из тихого зелёного
Городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых
В подарок принесла.
5-й ученик: Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Главный элемент – цветок шиповника – символ любви, материнства. Волосы уложены в замысловатые колечки. Это самые яркие матрешки, с капризными, чуть строгими лицами.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
И сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красным.
Учитель: Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.
Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. Благодаря популярности матрешки, ее изготовляют не только в Семенове, Полховском Майдане, но и у нас в Твери.
6-й ученик: Характер Тверской матрёшки – озорной, задорный, и вся она нарядная. Первые Тверские пятиместные матрёшки были “одеты” художниками в шубки и платки, потом появились матрёшки в платочках и сарафанах – фартуках с цветочной росписью. Отличается Тверская матрёшка от всех остальных тем, что все основные контуры игрушки выполняются выжигательным аппаратом.
Каких ещё матрёшек можно встретить вы узнаете, посмотрев фильм
– Понравился фильм? Какие матрёшки вам запомнились?
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для глаз.
– посмотрите вверх, не поднимая головы (только глазами);
– вниз;
– вправо;
– влево;
– на кончик носа – и быстро зажмуриться;
– широко открыть глаза и закрыть их, прижав к глазам ладони.
Повторить!
– посмотрите туда (верхний левый угол комнаты);
– на игрушки (на мой палец);
– затем туда (верхний правый угол комнаты).
Закройте глаза и погладьте лицо, как будто умываетесь.
3. Объяснение учебной задачи.
А теперь мы вернёмся из музея в класс, чтобы самим научиться рисовать матрёшку.
Научить хочу я вас,
Как матрёшку рисовать.
Последовательность выполнения работы: (работаем вместе, выполняя контуры карандашом).
- Положи шаблон матрёшки перед собой.
- Нарисовать лицо вам поможет круг.
- Нарисуй платок.
- Проведи вертикальную тонкую линию от макушки до самого низа для симметрии.
- Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).
- Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.
- Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
- Раскрась матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса!
У нас получилась целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень
похожи друг на друга. Матрешки очень разные, красивые, но чего-то им не
хватает...
Ах, да ведь наряд у них скучный, слишком однотонный для русской игрушки. Давайте
мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличать сестричек друг от друга, мы сейчас
их распишем, каждый на свой вкус.
Нарисуем на платочках
Очень яркие цветочки.
Завитки, листочки,
Маленькие точки.
Постараемся немножко –
Станет радостной матрешка!
Сейчас еще раз повторим, какие элементы кистевой росписи лучше использовать для украшения наших матрешек, и дружно примемся за дело!
(Цветы, листочки, точки, кружочки, волнистые линии, завитки, целые букеты.)
– Посмотрите на узоры Загорский мастеров. Какие элементы вам знакомы?
– А сейчас обратите внимание на Семёновскую роспись. Вам она знакома?
– В росписи Полховского Майдана какие элементы вы знаете?
– Ну и наконец, Тверская роспись. Знакома ли вам она? Что не понятно?
Рисовать будем гуашью. Какой цвет гуаши лучше использовать? Правильно,
желтый, красный, синий, зеленый и т.д. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка
получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки,
завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов – короткими толстыми
штрихами. Можно использовать для работы и тампончики, как мастера из города
Загорска.
Тампончики я помогу вам сделать из спичек и кусочков ваты.
– Возьмите в руки правильно кисточку, и мы вместе в воздухе попробуем прорисовать некоторые элементы узоров. (“тычки”, примакивание, волнистые линии, завитки, кружочки)
Физкультминутка.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём.
(Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке.
(Ходьба на месте.)
Там садимся на пенёк,
И опять у нас урок.
(Дети садятся за парты.)
Учитель: Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Это любимая игрушка детей. Приятно любоваться ими, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Матрешка всегда выручит, если нет подходящего подарка и некогда его искать, это хорошее украшение в вашем доме и, наконец, сам процесс росписи доставляет массу удовольствия мастеру. А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети начинают расписывать матрешек. По окончании работы дети аккуратно наклеивают своих матрешек на длинный лист обоев, оформленный в виде зеленого лужка.
Учитель: Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Им очень нравится на этом весеннем лугу.
5. Выставка лучших работ.
Итог урока.
– Что вам сегодня больше всего запомнилось?
– Какую матрешку ты задумал?
– Кому ее можно подарить? (Другу, подруге, гостям)
Ученик:
Ох вы, гости дорогие,
У нас матрешки расписные,
Мы украшали их, старались,
Подарить вам собирались,
Но подарим немного других матрёшек.
(Дети дарят гостям подарки и поют частушки.)
Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем.
Очень любим мы частушки,
Мы от них не устаем.Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку,
Сосчитайте до пяти,
Нас попробуйте найти.Любовалися мы чудом,
Громко восхищалися.
У матрешки красотой
Сраженные осталисяНаша русская матрешка
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секретВелика Россия наша
И затейлив в ней народ.
Создал русскую матрешку
На весь мир молва идет.Мы частушек много знаем,
Исполнять их обещаем.
Только время подошло,
Может, свидимся еще.
Спасибо всем.