Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Чем питаются звери" (УМК "Школа XXI в."). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Форма урока: урок – экспедиция.

ФОУД: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Задачи:

  1. Сформировать понятия: “насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные звери”.
  2. Развивать умение выделять существенные признаки, умение делать выводы.
  3. Прививать навыки культуры поведения в лесу, при работе в группах.
Цель Содержание учебного
материала
Методы и приемы ФОУД Деятельность
1) учителя,
2) учащихся
УУД
1. Органи-зационный момент

Включение учащихся в деловой ритм
(1 мин.)

Учитель: Ноги?
Дети: На месте!
Учитель: Локти?
Дети: У края!
Учитель: Спина?
Дети: Прямая!
Учитель: За новыми знаниями?
Дети: Готовы!
Проверка готовности к уроку. Фронтальная. 1. Проверяет готовность к уроку.

2. Рапортуют о готовности.

Личностны.
2. Актуализация знаний с последующей постановкой целей урока и определением темы

Обеспечение мотивации учения, актуализация субъектного опыта учащихся (7 мин.)

Вступительное слово учителя:

– Самое удивительное и замечательное явление природы – жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету – Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: в знойных пустынях , в вечных снегах, в воде, в воздухе, в лесах.

– А кто живёт в лесах?

– Правильно, животные.

– Группы животных (рисунок 1)

– Какой признак помогает определить принадлежность к той или иной группе?

– Почему я выделила слово звери?

– Что мы уже знаем об этой группе?

(Повторение понятий “млекопитающие”,тело покрыто шерстью и.т.д.)

– А что бы хотели узнать?

– Учитель обобщает ответы детей и предлагает отправиться на уроке в зоологическую экспедицию в лес.

Кто может объяснить значение этих слов.

Предположения учащихся.

– Где мы можем узнать точное значение этих слов?

– Работа с Толковым словарём.

– Что возьмём с собой? Сбор рюкзака.

– В лесу надо соблюдать определённые правила. Составление правил поведения в лесу.

– Знакомство с планом работы экспедиции:

1. Познакомимся с разнообразием зверей.
2. Ответим на вопрос. На какие виды делятся звери в зависимости от того, чем питаются?
3. Будем наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Сообщение темы и цели в виде проблемного вопроса. Групповая, фронтальная. 1. Предлагает задания, побуждает к высказыванию организует формулировку темы и цели.

2. Работа ют с толковым словарём, составляют схему, составляют правила поведения в лесу, знакомятся с планом проведения экскурсии.

Коммуникативные, регулятивные, знаково-символические.
3. Освоение нового материала

Обеспечение усвоения учащимися понятий “насекомоядные, травоядные, хищные или плотоядные, всеядные звери”.
(20 мин.)

Учитель: Мы в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Как много растений и животных! (Демонстрация слайдов со звуковым сопровождением)

– Каких зверей вы узнали?

– Понаблюдайте, чем они питаются?

– Расскажите о них.

– Сообщения учащихся (один из группы рассказывает, остальные дополняют).

Практическая работа.

Учитель: Зверей великое множество, попытаемся разделить их на группы.

– Руководители групп получают конверты. В них картинки с изображением зверей, которых видели в лесу.

Задание: Распределить зверей на группы, в зависимости от того чем они питаются.

Инструкция: В случае затруднения обращайтесь к Энциклопедии о животных.

– Проверка работ в группе фронтально. Аргументирование ответов.

– Составление схемы (рис. 2).

– А сейчас загадка: Зимой спит,

Летом улья ворошит.

– Предлагаю вам провести исследование и определить медведь – это хищник или …

– Работа в группах со статьёй.

– Ответы учащихся. Аргументирование.

– Добавляем группу “всеядные”.

– А сейчас предлагаю вам сделать привал и посмотреть видео ролик “Питание зверей”.

– Беседа после просмотра:

– Что удивило?

– Что нового узнали

Сообщение, самостоятельная работа,

Работа с дополнительной литературой,

ИКТ технологии, исследование, диалог

Групповая, фронтальная 1. Организует практическую работу, коллективную проверку, побуждает к  высказыванию мнения, контролирует  выполнение работы.

2. Рассматривают картинки, Работают со справочной литературой, сравнивают, делают выводы, делятся впечатлениями.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, знаково-символические.
4. Первичное закрепление нового материала

Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысления изученного материала
(6 мин.)

Работа с учебником на стр. 34–35.

– Рассмотри рисунки, расставь фишки: красную – рядом с хищниками, зелёную – рядом – с травоядными, жёлтую – рядом с насекомоядными, синюю – рядом с всеядными.

– Проверка в парах.

– Дополни группы.

Работа с учебником. Индивидуальная,

парная.

1. Организует деятельность учащихся по воспроизведению признаков изученных объектов.

2. Работают самостоятельно

Регулятивные.
5. Самопроверка

Выявление качества усвоения учащимися знаний.
(3 мин.)

Нарисуй зелёную бусинку если согласен с утверждением, и красную – если не согласен.

– Звери – это животные ,покрытые шерстью.

– Звери – это млекопитающие.

– Ёжик –это насекомоядный зверь.

– Тигр – травоядный зверь.

– Медведь – всеядное животное.

– Язык муравьеда для того чтобы распробовать пищу.

Графический диктант. Индивидуальная. 1. Осуществляет контроль.

2. Выполняют работу сличают с эталоном, оценивают.

Регулятивные.
6. Подведение итогов

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.
(3 мин.)

Что получилось, что не получилось. Незаконченные предложения. Фронтальная. 1. Называет основные позиции нового материала.

2. Дети продолжают предложения.

Регулятивные.