Проектная деятельность в классе фортепиано в образовательном пространстве ДМШ

Разделы: Внеклассная работа


Последние десятилетие характеризуются появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании. Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся – одна из основных задач современной музыкальной педагогики. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на любом музыкальном инструменте с использованием инновационных методов обучения, способствующих развитию у детей интереса к музыке и творческих возможностей. В связи с этим назрела необходимость перестроить процесс обучения с позиции формирования познавательной активности и развития творческого потенциала личности учащегося. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в ДМШ.

Целью работы является постановка проблемы комплексного подхода в обучении в ДМШ на примере проектной деятельности учащихся, направленной на воспитание творческих способностей и познавательной активности учащихся.

Инновационные формы обучения многообразны и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения. Именно в рамках их взаимодействия и представляется перспективным использование методики проектной деятельности учащихся, которая в этом плане открывает большие возможности, так как направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта, обучение нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих навыков учащихся.

Все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в зерне, содержатся в проектной деятельности, которая является одной из популярных форм организации работы с учащимися. Специфика проектов в ДМШ заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в проекте по искусству, всегда требует привлечения интегрированного знания. Музыка и изобразительное искусство теснейшим образом связаны с литературой. В их сочетании таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся.

В данной статье мы не будем останавливаться на методике работы над проектом, его основных принципах, так как эти моменты достаточно подробно описаны в методической литературе. Нам хочется поделиться опытом работы над проектом в классе специального фортепиано, так как это, возможно, многим покажется необычным – ведь мы привыкли чаще всего иметь дело со звуковым воплощением образов, считая основной задачей оснастить ученика навыками звукоизвлечения, техническим запасом, умением слышать полифоническую ткань произведения.

Конечно, перестроить весь учебный процесс, превратив его в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но использовать ее в обучении в ДМШ представляется сегодня необходимым. Учащиеся моего класса участвуют в различного рода конференциях с представлением творческих работ по проблемам культуры и искусства. Участие в проекте дает им возможность увидеть реальную практическую значимость затраченных усилий. Наиболее ценным при работе над проектом является то, что теоретические знания ребенок должен уметь реализовать на практике. Все это вместе оптимизирует познавательную активность, развивает мышление, формирует эстетический вкус и эмоциональную чуткость к произведениям искусства.

Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности учащихся. Учащимся предлагается интересная тема, которая содержит несколько направлений для исследования. Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные: разучивание и сочинение собственных произведений, сбор информации, подбор зрительного ряда, плакатов и текстов для выступления. Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих основные положения темы или театрализованное представление содержания работы. Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и работ, сочинение стихов, проведение анкетирования, интервью по заданной теме и т. д.

В прошлые годы учащиеся ДМШ под моим руководством выполнили проекты и исследовательские работы по проблемам, где тесно взаимодействуют все три музы – живопись, поэзия и музыка:

  • “Музыкальные инструменты в мировой живописи” – Вертинская Оля, 2003;
  • “Образы родной природы в живописи, поэзии и музыке” – Михетко Вита, 2004 г., которая под впечатлением творчества русских пейзажистов написала стихотворения к картинам художников;
  • “Картинки с выставки” – Свалова Саша и Казакова Даша, 2005 г. исследовали проблемы взаимодействия живописи и музыки в творчестве М. Мусоргского;
  • “Эхо скифских пиров” – Перегудова Юля, 2006 г., занималась мало изученной проблемой изображения русских народных инструментов в изобразительном искусстве Древней Руси.

В этом году в нашей школе впервые проводился фестиваль проектной деятельности учащихся. Учащиеся моего класса представляли проекты по следующей тематике:

  • “Спорт, музыка и я” (Василий Брит, 3 кл.);
  • “Вдохновение – это озарение или труд?” (Глухова Ирина, 8 кл., Толмачева Мария, 5 кл.; Рохмистова Ксения, 5 кл.; Макарова Света и Гонохова Полина, 1 кл., Соколов Алексей, 3 кл.);
  • “Музыка Бетховена в свете других искусств” (Кравцова Полина, 8 кл., Афонина Настя, 2 кл., Брит Василий, 3 кл.);
  • “Цветы мне нежно улыбались” (Афонина Екатерина, 8 кл., Кравцова Полина, 8 кл.).

Как видно из этого списка, выбор тематики весьма обширен и разнообразен. Тематика проектов в классе фортепиано должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний по истории музыки, пониманием специфики художественного образа, но осознанием учащегося себя как части мировой музыкальной культуры, сотворца художественного произведения. Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения обобщать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, соответствующую замыслу исполняемых произведений.

Для проекта могут быть предложены темы, завершающие определенный этап программы и представленные как итог работы. Это может быть творческая работа, не связанная напрямую с прохождением исполнительской программы, но позволяющая оценить способности учащихся к межпредметной интеграции, синтезу полученных знаний и творческий потенциал в выборе, обосновании и форме реализации темы. Как видно из перечисленных направлений проектной деятельности, они разнообразны и дают возможность целостного восприятия культурных пластов разных стран и народов. При выполнении проекта учащиеся фортепианного отделения ДМШ должны обязательно разучить произведение как воплощение практического результата проекта. Такой уровень решения задачи позволяет применить свои знания на практике, становится стимулом к собственному творчеству.

Искренни и непосредственны были учащиеся в представлении проекта “Вдохновение – это озарение или труд?”, когда показывали практические результаты работы над проектом. Их выступление стало ярким и зрелищным. В тщательно подобранных высказываниях выдающихся людей, в песнях и стихах они показали важность вдохновения как необходимой составляющей творческого процесса обучения в музыкальной школе. Они творчески отнеслись к заданию: сами должны были придумать вопросы зрителям, распределили роли, помогали друг другу. Толмачева Маша и Рохмистова Ксения провели анкетирование среди учащихся своего класса, задавая им вопросы:

  1. Знаешь ли ты, что такое вдохновение?
  2. Испытывал ли ты когда-нибудь вдохновение?
  3. Как возникает вдохновение?
  4. Что тебе помогает сочинять стихи, пьесы, писать картины?
  5. Сможешь ли ты сейчас сочинить стих, творческий объект?
  6. Как ты считаешь, для создания произведения нужно ждать, когда придет вдохновение, или нужно трудиться?

Творческие моменты нашли выражение в создании стихов и выполнении рисунков учащимися 1 класса по Вариациям Барахтиной на темы русских народных песен “Ах, вы, сени” и “Тень-тень”, которые они выучили на уроках по специальности. Рохмистова Ксения, учащаяся 5 класса, сочинила стихотворение под названием “Вдохновение”, в котором выразила свое отношение к музыке. Источником же для стиха послужил “Этюд си минор” Геллера, который очень нравился учащейся:

Руками клавиш я касаюсь,
И льется музыка моя.
Она уносит в мир желаний,
Мир сказки, чуда и добра.

Играю музыку и слышу,
Как ветер шелестит листвой,
И дождь стучит по мокрой крыше,
Хрустальный звон колоколов.

Вот распускаются ромашки,
Кивают дружно головой,
И кружит шмель над ними важный,
Найдя нектар любимый свой.

Вот что мне звуки рассказали,
Я постаралась их понять.
Наполнив легкою печалью,
Мне в душу светит благодать.

Соколов Алексей, учащийся 3 класса, сочинил песню (стихи и музыку) о России. Правда, стихотворный текст, воспевающий могучую силу Родины, был далек от совершенства, но ребята дружно помогали ему сочинять текст. Самый главный вывод, которые сделали ребята в ходе работы над проектом состоял в следующем: для того чтобы создать любое произведение, нужно не ждать, пока придет вдохновение, а приложить старание и трудолюбие.

Одним из существенных моментов восприятия культуры эпохи является общая настроенность учащихся, их интерес к данному периоду искусства или творчеству композитора. Ярким подтверждением этому служит работа “Музыка Бетховена в свете других искусств”. Этот проект выполняли учащиеся 2, 4 и 8 классов: Афонина Настя, Брит Василий и Полина Кравцова, которая к 8 классу накопила достаточный исполнительский опыт произведений Бетховена. На протяжении всех лет обучения она исполнила практически все наиболее популярные произведения великого немецкого композитора от “Сурка” до Сонаты № 1 фа минор. Свой выбор темы она обосновала желанием приблизить композитора, “повернуть лицом” к ученику XXI века, показать его человеческие черты: любовь, страдание, борьбу с недугом и победу в этой борьбе.

В проекте мы постарались проследить, как, поднимаясь по ступеням мастерства, учащиеся постигают мир бетховенских образов. Следует подчеркнуть, что все произведения Бетховена учащиеся учили на уроке по специальности, то есть проект не является сухим теоретизированием, а подкрепляется практической деятельностью. На каждой ступени познания учащиеся приобретают что-то новое. С первого знакомства музыка Бетховена оживает в образах несложных пьес. Чтобы сделать “Сонатину” Соль мажор более доступной для восприятия, учащаяся Афонина Настя создала книжку, которая содержала сказку, где героями являются бабочки и цветы. Она выполнила также иллюстрации, что в итоге привело к более выразительному исполнению самого произведения. Работа над сочинением сказки сочеталась с решением профессиональных задач, точных приемов исполнения, разбором строения сонатной формы.

При исполнении бетховенских Сонат в средних и старших классах (Сонатина Фа мажор, Соната № 1 и № 20) учащаяся Кравцова П. нашла аналогии в живописи и скульптуре. Здесь уже учащиеся обладают более совершенным пониманием строения сонатной формы, знакомы с законами ее развития и драматургии. На заключительном этапе учащаяся задала вопрос: если бы Бетховен был художником, какое полотно он написал? Вывод соответствовал характеру музыки композитора: он написал бы грандиозное полотно светлого будущего человечества. Актуальность затронутой темы состоит в том, чтобы подтвердить высокую гуманистическую направленность творчества Л. ван Бетховена и его непреходящее значение для развития мировой музыкальной культуры.

Основной целью авторского проекта “Спорт, музыка и я”, подготовленного учащимся 3 класса Василием Бритом, было показать, какие качества развивает человек, занимаясь различными видами деятельности. Неожиданное сопоставление спорта и музыки в работе оказалось весьма эффективным. Его эта тема заинтересовала потому, что он занимается спортом: футболом, шахматами (получил 3 разряд), стрельбой и, конечно, музыкой.

Работая над проектом, учащийся решал важные для себя вопросы: что общего между спортом и музыкой? Для чего нужно ими заниматься? Что дают занятия музыкой и спортом? В своем выступлении он словно вступил в полемику с невидимыми оппонентами, которые считают, что спорт и музыка несовместимы, и успешно доказал, что они могут стать друзьями и союзниками, сделают жизнь более насыщенной и интересной.

В ходе работы над проектом, Васе удалось показать, что между спортом и музыкой есть много общего, занятия музыкой и спортом являются областью, где каждый может развивать свои способности. Он выяснил, кто из великих людей – композиторов, шахматистов и футболистов – совмещал эти виды деятельности, сумел понять, что успешность в жизни закладывается во время обучения. У него есть все основания для подобных утверждений, так как на исполнительских конкурсах в г. Северске, Томске он неоднократно получал звание Лауреата. Пьесы в его исполнении размещены на сайтах фестивалей детского и юношеского творчества “Апельсин” и “Южный полюс”. Он подчеркнул, что узнал много нового для себя и выразил уверенность, что эти навыки пригодятся ему в дальнейшем.

Тема “Цветы мне нежно улыбались” посвящена символике цветов в мировом искусстве и является актуальной для любой девушки, которая не может не любить цветы. Во все времена цветы были любимы человеком. Люди устают от однообразия бетонных дорог, от пластикового уюта квартир, они высаживают цветы в своих двориках, которые становятся островками совершенства и тонкой гармонии, смягчают души своим очарованием. Городские цветы, пробивающиеся сквозь асфальт, наполняют сердца красотой. В самом скромном полевом цветке заключается вся Россия с ее скромными красками, богатством линий и форм, очарованием лугов и полей. Каждый цветок имеет свою историю возникновения, свой смысл, свой язык, с цветами связано множество легенд и преданий, о которых в поэтической форме и рассказали авторы проекта. Они подтвердили их неувядающую красоту, запечатленную в произведениях искусства. И, конечно, в качестве примера они привели не только произведения художников, но и песни композиторов, посвященные цветам.

Ответственным моментом в подготовке проекта является выбор формы для его презентации. Наиболее ярко это можно сделать в виде театрализованного действия, над которым учащиеся работают с удовольствием, раскрываясь эмоционально и обретая подлинную свободу в раскрытии своих возможностей.

Проектная деятельность учащихся предполагает также создание мультимедийных презентаций. Для подготовки презентации учащийся должен провести исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить свою работу в продукт индивидуального творчества, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в будущем. Включается элемент соревнования с соперниками, что позволяет повысить самооценку ученика, чтобы сделать выступление ярким и запоминающимся.

Проектная деятельность учащихся как сотрудничество и сотворчество формируют дружеские отношения в коллективе детей, что является особенно ценным в классах, где обучение происходит в форме индивидуальных занятий. Мои ученики, участники проектов, подружились, стали больше общаться после уроков, в перерывах между занятиями и даже ждать друг друга, чтобы вместе пойти домой. Участие в проекте дает им возможность пережить ситуацию успеха, что закладывает основы для будущей жизни.

Таким образом, педагоги, применяющие проектный метод в своей работе на исполнительских отделениях в ДМШ, могут убедиться, что при совместной творческой работе дети лучше разбираются в проблемах мировой музыкальной культуры и успешно осваивают их не только в познавательном, но и в творческом плане. Проектная деятельность вносит разнообразие в учебную работу, в череду серых будней, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует инициативности. В процессе выполнения проекта проявляются самые разнообразные практические задачи, которые влекут за собой потребность в новых знаниях и формируют умения и навыки. Ценность метода проектной деятельности состоит в том, что он развивает творческие способности учащихся, так как им дана возможность проявить свои лучшие качества, развивает умение общаться, слушать и понимать других, выражать себя и взаимодействовать внутри группы. Следовательно, комплексный подход в проектной деятельности представляет собой установку на всестороннее развитие творческих способностей учащихся на основе музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, взятыми в их целостности, способен сформировать определенные черты личности учащегося и повлиять на становление его духовной культуры в целом.

Литература.

  1. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. – “Интеграция образования”, 2004, № 2. – с. 77–86.
  2. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – “Школьные технологии”, 2000, № 2. – с. 43–52.
  3. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. – “Воспитание школьников”, 2003, № 8, с. 33–36.
  4. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? – “Методист”, 2004, № 1, с. 39–46.
  5. Ржанова И. Урок-проект. – “Педагогическая техника”, 2004, № 1. – с. 14–16.
  6. Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе. – “Образование в современной школе, 2003, № 9, с. 20–22.
  7. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. – “Исследовательская работа школьников”, 2004, № 1. – с. 22–32.