Развитие художественно-образного мышления через создание музыкального образа на занятиях в детских объединениях инструментального исполнительства

Разделы: Музыка


Начало презентации – заставка.

Слайд  1 звучит фонограмма: В.А.Моцарт. Маленькая ночная серенада, 1 часть, следующие лайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 – выводятся поочерёдно до слов “симфонический оркестр” на стр. 2.

Уважаемые коллеги, уважаемые дети! То, что будет показано на сегодняшнем мастер-классе – это то, чему посвящается часть рабочего времени на занятиях в детских объединениях инструментального исполнительства, без этого невозможно воспитать музыканта-исполнителя. Все предложенные к практике задания рассчитаны на активизацию воображения, личностное восприятие, ощущение музыки, рождающее те самые музыкальные образы, о которых заявлено в теме. Параллельно с выполнением этих заданий вы получите некоторые сопутствующие сведения: о теоретических музыкальных понятиях, о направлениях в музыке, о композиторах этих направлений. Некоторые произведения или их части будут разобраны по форме и структуре.

Все музыкальные примеры будут инструментальные: из барочной музыки прозвучит музыка Й.С.Баха и А.Вивальди, также из зарубежной классики не обойтись без Моцарта, из русских композиторов – не обойтись без великого романтика – П.Чайковского, также прозвучит музыка яркого представителя французской романтики К. Сен-Санса. У нас будет возможность помечтать под музыку Рихарда и Йогана Штрауса и Р.Шумана.

Итак, цель нашей предстоящей практики – открытие себя в мире музыкальных образов. Да, конечно, музыканту без этого не обойтись, но и не музыкант, развивая образное мышление, может по-другому взглянуть на жизнь и глубже почувствовать свой духовный мир. Слайд  13.

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.
Под звуки прошлое встаёт
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поёт,
То веет таинством прекрасным.
Александр Блок

С музыкой можно быть в разных отношениях. Я перечислю, а вы подумайте, в каких отношениях с музыкой вы находитесь:

– музыкально-теоретический вид отношений – это знания о том, как выстраивается произведение, о музыкальной форме, о выразительных средствах, об игровых приёмах.

Что вы сразу вспоминаете? Образовательную программу, в структуру которой педагог-музыкант втискивает свои отношения с детьми;

пассивное любительское познание – просто слушать и радоваться;

активное любительское познание – часто практикуемый на занятиях метод по определению настроения, характера, попытки осознать средства выразительности;

художественно-образное познание – познание эмоций, сопереживаний, которые возникают в процессе общения с музыкой, познание личностного смысла.

(Обсуждение с аудиторией.)

Давайте попробуем перечислить всех, кто участвует в создании музыки.

Кто пишет?

Ответ из аудитории: Композитор.

Исполняет? Кто?

Ответ: Артист.

Учит, как это делать? Кто?

Ответ: Педагог

Все они работают, и в результате их деятельности получается музыка…

Для кого они это делают? Сочиняют, играют, обучают?

Ответ: Для слушателя, для зрителя.

Он приходит в концертный зал, садится и слушает звуки, смотрит движения артиста…или что-то ещё должно быть?

Чего ждёт слушатель?

Ответ: Впечатлений. Ответных эмоций.

От того, насколько выразительно играет артист, зависит наш внутренний отклик, он никогда не появится, если артист играет без своего отношения к музыке, без своих музыкальных образов.

Чему завидовал Сальери, когда слушал музыку Моцарта?

…Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
…….

Мучительно завидую. – О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!
А.С.Пушкин

Чем ярче личность исполнителя, богаче его жизненный опыт, тем ярче его музыкальные образы, интересней, ярче его исполнение. Общение между слушателем и исполнителем происходит через музыкальные образы, вне образов музыка не живёт – это просто звуки и движения.

Музыка в хорошем исполнении таит в себе огромные возможности воздействия на человека, именно поэтому мы будем слушать шедевры мировой классики в исполнении лучших оркестров мира. Симфонический оркестр (Слайд  14) можно сравнить с художественной моделью общества. Разные инструменты – разные люди. У них есть дирижёр – через музыкальные образы лежит путь к пониманию их отношений. Нет согласия – нет музыки. Неслучайно рай (Слайд  15) изображают как ангельские хоры, тромбоны и арфы, а об идеальном общественном устройстве говорят музыкальным языком: гармония, лад, строй.

Подготовка к восприятию музыки через образы.

1. Восприятию музыкального образа способствуют связи с другими видами искусства – живое слово приближает к этой тончайшей сфере, а репродукции картин, поэзия дают возможность выйти за пределы музыки – в жизнь и далее, через размышление над миром возвращает нас к себе, к своему внутреннему ощущению.

Чтобы слушать музыку нужно быть готовым к восприятию.

Очень важна при восприятии музыки положительная эмоция. Также важна ритмическая организация тела. Если тело двигается мало, то и мышление ленивое, пантомима полезна тем, у кого плохо с воображением.

Что делал Барон Мюнгхаузен по утрам?

Ответ: Разгонял тучи.

Открою вам секрет, что разгонял тучи он не на небе, а у себя в душе. Начинать день и любое дело нужно в хорошем настроении.

Р.Штраус и его музыка Восход солнца поможет нам в этом. Слайд  16 – звучит фонограмма.

  • Действие. (Все стоят в свободных позах.)

Руки – лучи солнца – пытаются подняться, фанфары – образ восходящего солнца – звучат 3 раза. Звучание фанфар перебивают литавры – образ туч. Руки поднимаются со звучанием фанфар и бессильно падают, когда звучат литавры. На третий раз солнце пробивается сквозь тучи, фанфары победно звучат до конца. (Руки двигаются свободно вверх-вниз.)

Тучи и тяжёлые мысли уступают место свету и радости. Как настроение? Такова сила и магия музыкального образа, который сотворил чудо внутри нас, вокруг нас.

С каким композитором, прежде всего, идут ассоциации, когда мы говорим про космос?

Ответ: Бах! (Слайд  17).

Предлагаю закрыть глаза и представить себя в открытом космосе, кто как себя представляет – солнце, планета, спутник, комета, космическая станция и т.д., как вы несётесь в пространстве, попробуйте представить, как вы двигаетесь среди других планет, объектов, входите с ними в отношения. Слайд  18 звучит фонограмма, следующие Слайды 19, 20, 21 – выводятся поочерёдно.

  • Действие. (Произвольное движение под музыку И.С. Баха Токката фа минор.)

Не верю, нет, не органист
меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
а души – снизу вверх.
Там, над обломками эпох,
с улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах…
Глеб Семёнов.

2. Обратимся к музыке В.А. Моцарта, (Слайд  22) к его симфониям.

У каждой симфонии, как у каждого человека есть свой характер. Будем слушать отрывки из симфоний, я буду давать им характеристики, а вы попробуйте соотнести себя по характеру к какой-нибудь из них, кто как себя ощущает.

Слайд  23 – звучит фонограмма.

Симфония № 25, I часть – тревожная, волнительная, мятежная. Можно продолжить ряд характеристик…

(Называют.)

Кто может соотнести своё обычное состояние с этой музыкой?

(Поднимают руки.)

Слайд  24 звучит фонограмма.

Симфония № 35, I часть – симфония-праздник, подходит для торжественной церемонии, несёт себя достойно, неторопливо и уверенно. Продолжить…

(Называют.)

Кто отождествляет свой характер, своё эмоциональное состояния с этой музыкой? (Поднимают руки.)

Слайд  25 звучит фонограмма.

Симфония № 40, I часть – мечтательная, романтичная, увлекающая за собой в грёзы. Продолжить…

(Называют.)

Кто себя ощущает в этом музыкальном образе?

(Поднимают руки.)

Слайд  26 – звучит фонограмма.

Симфония № 40, 4 часть – неожиданная, пёстрая, живая, поворотливая. Продолжить ряд характеристик.

(Называют.)

Кто думает, что он такой?

(Поднимают руки.)

Через выполнение этого задания мы подошли к музыкальному образу с другой стороны – не искали его в музыке, а через музыку искали его внутри себя.

3. Ещё один приём подготовки к восприятию со специальным заданием называется вслушивание, он позволяет научиться сосредоточиться и услышать, то, что могло бы пройти мимо внимания.

К.Сен-Санс спрятал далеко в лесу кукушку, она кукует в глубине леса, попробуйте сосчитать, сколько раз она прокукует.

Слайд  27 звучит фонограмма.

  • (Прослушивание). (21 раз.)

4. Продолжая говорить о музыкальных образах, хочу сделать акцент на то, как важен диалог в виде системы вопросов и заданий, рождающий разные творческие прочтения, как не важна точная характеристика и ответ, и как важно впечатление, эмоция, личностная окрашенность, индивидуальное прочтение. В работе над выстраиванием цепочки образов не всегда правильно предварительное разъяснение музыки. Это не научит самостоятельному творческому восприятию.

Мы подошли к ещё одному приёму восприятия музыки – моделированию творческого процесса, моделированию музыкально-смысловой цепочки образов, движению от смысла к смыслу, от образа к образу. Важно определить настроение произведения, его эмоционально-образную сферу, совсем неважно подгонять исполнение к авторскому программному оригиналу.

Слайд  28.

Времена года – одно из известнейших произведений А. Вивальди в стиле барокко. Состоит из 4 концертов. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из 3 частей, соответствующих одному месяцу. Особенность стиля не ограничивает нас в фантазии, потому как предусматривает побочные смыслы, намёки и символы. В этих концертах А. Вивальди достигает прямой изобразительности – музыка говорит, не стоит напрягаться, чтобы увидеть, о чём говорит музыка. Каждому из концертов Вивальди предпослал сонет или программу своего видения этого произведения.

I часть концерта “Весна”. Форма этой части близка к форме рондо. Несколько эпизодов соединены одинаковыми припевами или рефренами. Всего 5 эпизодов и 5 рефренов, как пальцев на руках. Чтобы запомнить приготовьте руки. Одна рука будет

отмечать эпизоды, а другая – рефрены. Во время прослушивания мы будем загибать пальцы то на одной руке, если это рефрен, то на другой, если это эпизод. А я предлагаю вам заглянуть в мир музыкальных образов музыканта, который мог бы исполнить это произведение. Каким образом? Я буду передавать словами своё эмоциональное состояние, рассказывать об образах, которые рисует моё воображение, как если бы я исполняла эту музыку.

Слайд  29 звучит фонограмма, следующие Слайды 30, 31 выводятся поочерёдно.

  • (Прослушивание.)

Рефрен как долго и терпеливо мы ждали весну. Она, наконец, наступила. Торжество солнца и радости.

Эпизодприлёт птиц.

Рефрен во втором проведении он короче.

Эпизод тает снег, слышно как растёт трава и лопаются почки, звуки музыки передают тепло солнца.

Рефрени снова короткая вставка – природа ликует.

Эпизод часто весной погода меняется, опять налетели тучи, посыпал снег.

Рефрен и рефрен стал печальней (в миноре).

Эпизод птицы и звери мёрзнут в лесу, зовут жалобно весну.

Эпизод весна услышала их призыв, победила холод и снова наступила благодать.

Рефрен – знакомый мотив звучит утвердительно.

5. Теперь самостоятельная практика. Сейчас пройдёт ряд музыкальных отрывков. В основном это будет музыка П. Чайковского (Слайд  32) – разные сочинения, каждому отрывку будет соответствовать картинка-намёк. Мы должны связать эти отрывки в один сюжет через свою фантазию, через те образы, те ощущения, которые пригрезятся вам. Каждый будет создавать только одну картинку образов, навеянную музыкой, это должно быть продолжением фантазии предыдущего участника.

  • Действие (участники выстраиваются в цепочку).

Наша музыкальная сказка будет называться “Царская охота”. В старые времена развлечений было мало – не было ни телевизора, ни интернета, выезд на охоту был целым событием. К нему готовились: растили и учили собак, готовили лошадей, приводили в порядок оружие, повара готовили походную еду.

Слайд  33 – звучит фонограмма: П.Чайковский. Охота.

И вот, наконец, выезд состоялся – егеря впереди, охотники позади, собаки бегут следом, но, вдруг..

Слайд  34 – звучит фонограмма: Й. Штраус. Полька “На охоте”.

Заяц! Смотрите, заяц!…(продолжить первому из цепочки).

Слайд  35 – звучит фонограмма: Р. Шуман. Детские сцены. “Охотник целится”.

В погоне за зайцем охотники заблудились…(продолжить).

Слайд  36 – звучит фонограмма: П.Чайковский. Щелкунчик. Волшебный лес.

Охотники попали в волшебный лес…(продолжить).

Слайд  37 – звучит фонограмма: П.Чайковский. Щелкунчик. Волшебный замок.

Охотники увидели замок…(продолжить).

Слайд  38 – звучит фонограмма: П.Чайковский. Щелкунчик. Танец Принца и Принцессы.

К ним навстречу вышли…(продолжить).

Слайд  39, 40, 41 – звучит фонограмма: П.Чайковский. Щелкунчик. Танец Феи Драже.

Кто ещё пришёл на бал? (продолжить).

Слайд  42 – звучит фонограмма: Р.Шуман. Охотничья песня.

Смеркалось, охотники стали собираться домой. На обратной дороге они вспоминали своё приключение и пели весёлую песню.

6. И последняя практика на музыку Камиля Сен-Санса. Пожалуй, самое популярное его произведение Карнавал животных. Попробуйте отгадать, какое животное изображает музыка, как оно себя ведёт, что оно может делать, как оно это делает, а после того как появится картинка с отгадкой, мы сопоставим образы нашей фантазии и замысла автора этой музыки. (Картинка должна появляться после всех предположений участников).

Слайд  43 – звучит фонограмма: К. Сен-Санс. Карнавал животных. Вступление. Львы.

Итак, зрители готовы.

Мы ждём, когда начнётся представление, чувствуем волнение от ожидания, вот гаснет свет, занавес распахивается, и кто же первым выходит на сцену?

  • (Прослушивание.)

Кто это? (ответы слушателей, далее – Слайд  44).

Слайд  45 – звучит фонограмма: Куры и Петух.

Вы только посмотрите, какие ненасытные птицы, клюют всё быстрей, быстрей! Кто это? (ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  46 – звучит фонограмма: Антилопы и зебры.

Как быстро бегают эти животные, как у них мелькают ноги! Кто это?

(Ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  47 – звучит фонограмма: Черепаха.

Совсем не хочется двигаться, как медленно поворачивается голова и лапы, но так хочется потанцевать… и непременно Канкан, только очень – очень медленно. Кто это?

(Ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  48 – звучит фонограмма: Слон.

Тяжёлый шаг у этого животного! Кто это?

(Ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  49 – звучит фонограмма: Кенгуру.

То длинный прыжок, то короткий и с любопытством посмотрит! Кто это?

(Ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  50 – звучит фонограмма: Аквариум.

Стайкой плывут, пузырьки пускают. Кто это?

(Ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  51 – звучит фонограмма: Ослик.

Упрямец, лучше его не трогать. Кто это?

(Ответы слушателей, далее – открыть картинку).

Слайд  52 – звучит фонограмма: В.А.Моцарт. Маленькая ночная серенада, часть 4.

Пора подвести итоги.

Ясно, что музыку невозможно преподавать как другие гуманитарные предметы – просто сообщать сведения, давать всему точные названия.

Восприятие музыки может быть педагогически организовано. Оно должно быть подготовлено – через другие виды искусства, через живое слово педагога, таким образом, это может быть началом формирования культуры музыкального восприятия, художественно-образного мышления. Сочетание музыки, художественного слова, изобразительного искусства даёт безграничные возможности для развития воображения, рождения музыкальных образов и делает процесс восприятия музыки увлекательным и интересным.

И музыка внезапно над тобою на крыльях серафимов воспарила,
Тебя непобедимой красотою стихия звуков мощных покорила.
Ты слёзы льёшь? Плачь, плачь в блаженной муке,
Ведь слёзы те божественны, как звуки.

Иоганн-Вольфганг Гёте.