Цели и задачи игры:
- Закрепить знания по пройденным темам и научить применять эти знания в нестандартных ситуациях.
- Привитие интереса обучающихся к математике и физике, расширение их кругозора.
- Развитие творчества, любознательности, инициативы, культуры мышления.
- Воспитывать у детей чувства уважения к другому человеку, его выбору и мнению.
Этапы игры:
- Представление команд.
- Разминка.
- Теоретический.
- Экспериментальный.
- Домашнее задание.
Ход игры
1. Представление.
После жеребьевки каждая команда представляет себя. Жюри оценивает представление (максимальная оценка 3 балла).
2. Разминка.
Каждой команде по очереди задаются загадки, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.
У планет она большая,
Минимальна у частиц.
Ее на глаз не измеряют,
Ведь у нее немало лиц.
(Масса.)
Никто и ничто меня не остановит
Можно только отсчитать,
Я бесконечности равняюсь
Со Вселенною под стать.
(Время.)
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может?
(Угол.)
Бываю часто вертикальна,
Могу любой наклон принять,
Могу я лечь горизонтально,
Могу размер определять.
Могу в кольцо, спираль свернуться,
Могу я змейкой проползти,
Могу опять назад вернуться,
Могу огромный путь пройти.
(Длина.)
Я всей Вселенной управляю,
Тела в движение привожу,
С любой работой я справляюсь
И хороводы я вожу.
(Сила.)
Бываю я и постоянной
И чаще переменной,
А иногда мгновенной.
(Скорость.)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, –
Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? –
(Треугольник.)
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.
(Ноль.)
3. Теоретический.
1. Ответить на вопросы.
- Наука, изучающая природные явления? (Физика.)
- Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (Правильная.)
- Из чего состоят все тела? (Из молекул.)
- Число 17 – простое или составное? (Простое.)
- Линия, вдоль которой движется тело? (Траектория.)
- Как называется число, изображенное на координатной прямой? (Координата.)
- Величина, характеризующая быстроту движения? (Скорость.)
- Какое число не простое, ни составное? (1)
- Прибор для измерения массы тела? (Весы.)
- Как называются числа, используемые при счете предметов? (Натуральные.)
- Единицей измерения скорости является? (м/с)
- Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)
- В чем измеряется объем? (м³)
- Суммарный возраст членов семьи из 4 человек равняется 68, а 4 года назад равнялся 53. Сколько лет младшему члену семьи? – 3 года
Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл.
2. Составить все правильные формулы.
Участники по одному подходят к своему столу и берут только одну карточку с буквой, прикрепляют её на доске таким образом, чтобы в итоге получилась формула. За каждую правильно составленную формулу команда получает один балл, за ошибку – одно штрафное очко, которое вычтется из итогового количества баллов.
4. Экспериментальный.
Определить плотность вещества с помощью приборов:
1-й конверт: мензурка, стакан с водой, весы.
2-й конверт: линейка, весы.
Одна команда определяет плотность вещества с помощью приборов, указанных в конверте №1, а другая – в конверте №2. Номер конверта определяется путём жеребьёвки между капитанами команд.
Правильное выполнение – 5 баллов.
5. Домашнее задание.
1) Каждая команда демонстрирует физическое явление. Команда соперница должна угадать задуманное явление.
2) Каждая команда должна описать физический прибор, не называя его и не произнося название физической величины, которую он измеряет. Соперники должны угадать название прибора.
3) Каждая команда зашифровала одну из знаменитых фраз, задача соперников разгадать ребус.