Цели урока:
- Создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес к изучению математики.
- На интегрированном уроке показать связь математики с экологией с помощью решения прикладной задачи.
Задачи урока:
Воспитательные:
- Избежать на уроке ситуации “лишнего”.
- Воспитывать умение работать самостоятельно.
- Умение видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, желание помочь.
Развивающие:
- Развивать социальное сотрудничество: ученик – учитель.
- Развивать навыки самостоятельной работы и грамотной устной речи.
- Развивать познавательный интерес к математике через различные формы деятельности на уроке.
Обучающие:
- Повторить определение экологии и ознакомит учеников с некоторыми аспектами темы “Лес”.
- Повторить по математике темы: “Формулы”, “Степень числа”, “Решение уравнения”.
- Обучить прикладному применению темы “Формулы” при решении задачи с экологической тематикой.
- Закрепить вычислительные навыки.
Ход урока
Организационный момент.
- Сообщение нового материала.
- Релаксация и построение макета
- Решение прикладной задачи с экологической направленностью.
- Экологические проблемы леса.
- Домашнее задание.
Этап 1 (3 мин) |
Организационный момент. ( С помощью разрезанных карточек – листочков деревьев каждый ученик ищет коллегу) |
Этап 2 (15 мин) |
Актуализация знаний по экологии и повторение пройденного материала по математике. |
Мы с вами продолжаем цикл уроков направленных на изучение окружающего мира. В этом нам помогает, какая наука?
Правильно. Экология. (Слайд №1)
Что нас успокаивает и радует? Что нас кормит и одевает? Где живут звери и птицы? Что называют легкими нашей планеты? (Слайд №2)Дети отвечают и анализируют.
Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Что же такое лес?
- Лес – это природное сообщество. Как лес нам помогает жить? (Слайд №3) Дети отвечают и анализируют. (запись в тетради)
- Лес поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит всё живое на земле.
- Лес испаряет влагу, которая собирается в облаках и выпадает на землю в виде дождей.
- Лес очиститель загрязнённых вод.
- Лес служит фильтром для сажи и пыли, то есть очищает атмосферу.
(Слайд №4)
Какие леса бывают? Дети рассказывают: Леса бывают разного вида, это зависит от формы листочков кроны дерева.
Чтобы определить виды леса мы с вами займёмся устным счётом. (Слайд №5) (на доске ученики решают элементарный устный счёт, и плакат с устным счётом) Дети делают вывод: листвен – ные, хвой – ные, смешан-ные и тайга.
Леса бывают (Слайд №6) (запись в тетради)
В зависимости от вида леса деревья в них растут различные. Какие? Узнаем, ответив на вопросы следующего слайда
(Слайд № 7) (На стрелках записаны вопросы. Найдя ответы на них, учащиеся определят какие деревья растут в хвойных и лиственных лесах) (Слайд № 8)
В лесу растут только деревья?
Дети рассуждают, что в лесу растут кусты, трава, мох.
Лес – это дом для всего живого, кто живёт в норах в земле, кто на земле, кто на деревьях. Каждый на своём этаже. Этажи в лесу называются ярусами леса. Основных четыре яруса.
(Слайд № 9)
Решив уравнения и расставив корни уравнений в порядке убывания мы определим пароды каких деревьев в каком ярусе живут
(Слайд №10) (запись – решения в тетради) (Слайд №11)
Этап 3 (5 – 7 мин) | Релаксация + построение ярусности леса на макете |
(Слайд №12) – релаксация – работа в группах(3 ряда – 3 группы)
По кругу ученики друг другу задают пример из таблицы умножения и при этом пожимают друг другу руки.
Этап 4 (10 мин) | Решение прикладной задачи |
Лес это не только украшение земли. Где мы используем лес? Дети рассказывают. Он необходим для бытовых нужд, строительства, для производства мебели и музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и конечно же для производства бумаги. Проведём маленькое исследование и сделаем вычисления к следующей задаче.
Вычислить сколько нужно бумаги для того, чтобы обеспечить учебниками математики автора – Н. Я. Виленкина всех учеников нашего класса?
(Слайд №13) Этапы работы.
На доске ученик по схеме решает задачу. (Слайд №14) – проверка
1. Размеры одного листа учебника 17 см. на 21см.
S = 17 * 21 = 357 см?
2. В учебнике 288 страниц. Листов в 2 раза меньше – 144 листа.
144 * 357 = 51408 см2 примерно 5м2
3. В классе 25 человек.
25 * 5 = 125 м2 на всех учеников
(Слайд №15) Решение задачи.
Какой вывод нужно сделать из решенной задачи – прежде чем портить учебник, подумай, сколько бумаги нужно потратить, а бумагу делают из древесины.
Этап 5 (5 мин) | Экологические проблемы леса |
Что мы с вами можем сделать для леса – это обернуть учебники, не рисовать в них и не рвать. (ответы детей)
Что лес даёт для людей? (ответы детей)
Зная, что лес даёт людям жизнь, тепло, одежду, еду. Люди не берегут лес. Лес гибнет от рук человека.
Что делает человек не так? (ответы детей)
- Захламление леса мусором.
- Лесные пожары.
- Незаконные вырубки леса.
- Выпас скота.
- Химическая обработка деревьев. (Слайд №16)
Мы ученики 5 класса тоже можем помочь лесу.
Правильно в нём себя вести. Как? (Ответы детей) (Слайд №17)
Что нового и интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?
Что лес – это природное сообщество, что жизнь лесных обитателей взаимосвязана с жизнью растений. Что в лесу, как в любом доме есть этажи – ярусы леса и пароды каких деревьев растут там; как надо вести себя в лесу.
Вывод какой? Лес надо беречь. (Слайд №18)
(Слайд №19) (Смайлик - понравилось или не понравилось)
Этап 6 (5 мин) | Домашнее задание: нарисовать рекламу
леса. Самооценка урока - дорисовать смайлик. |
(Слайд №20)