Педагогические задачи: учить устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатом действий, между частью и целым; развивать навыки сложения и вычитания чисел 2, 3; стимулировать речевую активность обучающихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают: взаимосвязь между слагаемыми и суммой, между частью и целым; умеют: находить значения выражений, выполнять сложение и вычитание чисел 2, 3.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
- Регулятивные:
Личностные УУД: стремятся установить и понять границы собственного знания и “незнания”, самостоятельно освоить основы математических знаний.
Оборудование: карточки со словами “сумма”, “слагаемое”, “слагаемое”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Устный счёт.
– Ребята, мимо нашего лицея бежал сказочный герой, скажите кто это? (Буратино.)
– Он бежал в свою школу и растерял все свои задания. Нам надо ему помочь.
1. Вставь пропущенные числа:
– какое число стоит за числом 5?
– у какого числа соседи 3 и 5? И т. Д.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания: задание 1 на с. 40 (тетрадь).
– Работу начнем с написания изученных цифр. Прочитайте и продолжите числа первого и второго ряда.
2. Работа в паре (по карточкам из учебника з.6):
– Буратино – великий фотограф. Он фотографирует себя и своих друзей, и все фотографии помещает в фотоальбом. Сегодня он хотел показать им фотографии, но они рассыпались. Давайте поможем Буратино сложить все рисунки по порядку и рассказать историю, которая приключилась с его друзьями.
– Возьмите свои конверты и достаньте фото, попробуйте расположить их последовательно, друг за другом, что за чем происходило.
– Ребята, скажите, каждую отдельную фотографию, как можно назвать? (Части.)
– А весь рассказ вместе? (Целое.)
– Так, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Будем продолжать работать с целыми и частями.)
Учащиеся придумывают историю и рассказывают ее, дополняя друг друга.
III. Формулирование темы урока и “открытие” нового знания.
1. На доске вывешены равенства:
3 + 3 = 6
3 + 4 = 7
4 + 3 = 7
– Ребята, что написано на доске? (Равенства.)
– Какое действие выполняется? (Сложение.)
– Мы знаем, что каждое число в равенствах что-то обозначает. Прочитайте правильно примеры.
На доске появляется рисунок с геометрическими фигурами.
– Посмотрите, какие фигуры нарисовала Буратино. По какому признаку он объединила фигуры на рисунке?
– Скажите, какие равенства подходят для нашего рисунка? (Один у доски, остальные проверяют и оценивают кружочками.)
– Какие числа обозначают в каждом равенстве целое и части? Как по-другому мы называем части и целое? (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
2. Выполнение задания 2 на с. 6. Задание вынесено на доску.
– Посмотрите на рисунки Буратино. Что он нарисовал? Прочтите запись к первому рисунку Буратино. Соотнесите с рисунком. Со всем согласны? Что хотели бы изменить?
– Расскажите, как ребята нашли результаты действий, пользуясь словами “часть”, “целое”, “слагаемое”, “сумма”.
Учащиеся составляют рассказ и соотносят его с рисунком. Аналогичная работа проводится со вторым рисунком Буратино.
– Какой рассказ у вас получился?
– Прочитайте рассказ авторов учебника на с. 6.
Физкультминутка.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три – прижмем к плечам, на 4 – к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
IV. Первичное закрепление.
Групповая работа: задание 3 на с. 7 (по учебнику). Задание на телевизоре.
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека и записывают равенства к рисункам и результаты в тетрадь.
1 + 3 = 4
2 + 4 = 6
3 + 1 = 4
4 + 2 = 6
4 – 1 = 3
6 – 2 = 4
4 – 3 = 1
6 – 4 = 2
Проверка осуществляется посредством сигнальных карточек.
1 человек выбирает и вывешивает примеры на доске.
– Давайте прочитаем равенства, которые получили.
V. Самостоятельная работа: карточки, из задания 5 (с. 7, учебник) и 4 (с. 40, тетрадь) с взаимопроверкой.
VI. Итог урока.
– Как называются числа в действии сложения? Как найти целое или сумму? Как найти часть или слагаемое?