Цели урока:
- расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;
- формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.
Оборудование:
- учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 1 класс Часть 1 («Я и мир вокруг»);
- рабочая тетрадь;
- презентация к уроку, компьютер, проектор, ноутбук, СМАРТ доска.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности |
Клип «Песня о дружбе». – Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока? Урок будет посвящён дружбе. – Молодцы. Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет посвящена дружбе и назовём мы её «Ты и твои друзья». Слайд 1 – Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться дружить. – У вас есть друзья? – А вы умеете дружить? – Вы хотите узнать, как правильно общаться с друзьями? Да. – Тогда начнём, пожелаем всем удачи в открытии нового. Что нам помогает в открытии нового? |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками (Коммуникативные УУД) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1. -С чего мы обычно начинаем урок? С повторения. На одном из последних уроков мы разговаривали о правилах общения в семье. Я предлагаю вспомнить их. Выберем высказывания, при соблюдении которых семья будет жить счастливо. Какие правила мы оставим? Слайд 2 Высказывания: 1) Помогать друг другу. 2) Смотреть телевизор. 3) Не убирать в комнате. 4) Вместе отдыхать. 5) Поздно вставать и поздно ложиться. 6) Заботиться о младших сестрёнках и братишках. 7) Помогать родителям, бабушкам и дедушкам. 8) Просить купить себе игрушку. 9) Поздравлять с праздниками. 10) Рассказывать друг другу новости. На слайде учитель фиксирует выбранные правила: помогать друг другу вместе отдыхать заботиться о младших сестрёнках и братишках помогать родителям, бабушкам и дедушкам поздравлять с праздниками рассказывать друг другу новости – Вы соблюдаете эти правила? – Что мы повторили? Правила общения в семье. – Почему я выбрала именно это задание? Эти знания помогут нам в открытии нового. – Какое задание я вам сейчас предложу? Выполнить пробное действие. – Что вам покажет пробное действие? Чего мы не знаем. 2. Пробное действие. – А теперь подумайте, как следует вести себя с друзьями. Слайд 3 – Запишите номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями. – Время на выполнение задания закончилось. У кого нет ответа? – У кого есть ответ? – Назовите выбранные номера. – Кто считает иначе? На доске учитель фиксирует номера выбранных ответов. – Что вы видите? Разное количество выбранных картинок. – Кто из вас может обосновать правильность своего выбора? Не можем обосновать. – Что это значит? Мы столкнулись с затруднением. – В чём затруднение? Мы не можем обосновать… – Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? Надо остановиться, подумать. |
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
3. Проблемное объяснение нового знания | – Какое задание вы выполняли? Надо было выбрать номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями. – В чём причина затруднения? Почему не смогли обосновать ответ? Нет эталона. – Какую цель перед собой поставите? Узнать правила общения между друзьями. – Дополним тему урока. О каких правилах пойдёт речь на уроке? О правилах дружбы. Учитель вывешивает табличку: Правила дружбы. – В начале урока мы повторили правила общения в семье. Предлагаю вернуться к ним. Слайд 4 – Какие правила общения в семье могут пригодиться в общении с друзьями? Учитель вывешивает правила на доску. помогать друг другу вместе отдыхать поздравлять с праздниками рассказывать друг другу новости Учитель убирает заботиться о младших сестрёнках и братишках помогать родителям, бабушкам и дедушкам – Предлагаю вернуться к теме урока. Прочитайте её. Ты и твои друзья. – Попробуйте объяснить, как вы понимаете определения «друг», «дружба». Вам знакомы эти слова? Высказывания детей. – Я предлагаю уточнить определения с помощью толкового словарика в учебнике. Друг – близкий тебе человек, но не родственник. – А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Слайд 5 ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой; ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов. – Вы правильно высказывались? Молодцы. – Как вы считаете, это все правила дружбы? Нет. – Мы выяснили, что обозначают слова друг и дружба, теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем. – Откройте рабочую тетрадь на с.33 зад.1 Слайд 6 – Посмотрите на ребят. – С кем из этих ребят хочется дружить? Обведи рисунок. Объясните почему. Дети высказывают мнения. – А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? Который улыбается. – В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания. – Покажите мимикой выражение внимания, удивления, печали, удовольствия, страдания, вины, радости. – Какое выражение было приятнее изображать? Радостное. – Что вам помогло показать радость? Улыбка. – Конечно, улыбаться было приятней, с помощью улыбки можно сообщить без слов о прекрасном настроении. – Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом – улыбнитесь. – Мы открыли ещё одно правило дружбы, назовите его. Надо улыбаться. Учитель прикрепляет правило дружбы «Чаще улыбайся». – Действительно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки. – Как вы считаете, это все правила дружбы? 1. –Чтобы узнать другие правила дружбы, откроем учебник на стр. 76 -77. Давайте попробуем выбрать из каждой пары советов тот, который подходит в общении с друзьями. Проверка результатов работы с объяснением выбора. – Почему не выбрали другие слова? – Посмотрите на правила, можно их объединить и составить правило общения с друзьями? – Давайте уточним общее правило дружбы, прочитаем в учебнике на стр. 78. – Прочитайте его. Как вы понимаете его смысл? Появляется запись: «Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой». – Мы познакомились ещё с одним правилом дружбы. Посмотрите на доску. Что мы вывели? Правила, эталон дружбы. – Мы с вами пришли к выводу, что дружить – это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку. – Вы преодолели затруднение? Да, мы составили правила дружбы. |
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД) Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками (Коммуникативные УУД) |
4. Первичное закрепление во внешней речи | – Какая работа нам сейчас с вами предстоит. Закрепить новое знание. 1. – Мы проводим в школе много времени, школа – наш второй дом. А в доме должно быть уютно и комфортно. Как называют учеников, которые учатся в одном классе? Одноклассниками. – Давайте обсудим, что вам нравится в одноклассниках. – Дружный у нас коллектив? – Есть ли у вас друзья среди одноклассников? Задание в парах. – Давайте поближе познакомимся с одноклассниками, узнаем, кто с кем дружит. –Расскажите друг другу в парах о своём друге, используя правила дружбы. Учащиеся выполняют задание. – Время вышло. Кто хочет всем рассказать о своём друге? – Продолжите фразу: Друг – тот, кто ... – Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей.В пословице говорится: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». Надо уметь считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, уметь оказывать помощь. 2.– Как нужно разговаривать с людьми, чтобы не обижать их? Разыгрывание сценки общения с друзьями. Разыгрывание ситуаций: – Попробуйте сейчас у своего друга что-то попросить. – Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться. – Какие правила общения с друзьями вы использовали? – Предлагаю вернуться к пробному действию. Слайд 7 – Какие картинки показывают, что ребята соблюдают правила общения с друзьями. |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные УУД) Управление поведением партнера, оценка действия партнера (Коммуникативные УУД) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой | – Как вы считаете, для чего мы открыли правила дружбы? Чтобы мы могли использовать их в общении с друзьями. – Мы хорошо поработали, но вместе. Готовы ли вы проверить, как вы усвоили новое знание самостоятельно? Да. – Что для этого я вам предложу? Выполнить самостоятельную работу. – Откройте рабочую тетрадь на странице 34, №3. Отметьте знаком + те картинки, где дети поступают правильно. Какие советы им дадите? Вклейте рядом с выбранным правилом нужный совет. Слайд 8 Разговаривайте спокойно. Помогайте друг другу в работе. Делитесь друг с другом. – Проверьте себя по образцу. Слайд 9 – Если выполнили задание верно, поставьте знак «+», если есть ошибки – «?». – У кого есть ошибки? – Как вы думаете, почему они появились? – Какой вывод можно сделать по самостоятельной работе7 |
|
6. Включение в систему знаний | Слайд 10 – Все народы во все времена почитали дружбу. А вы знаете, что существует Международный день дружбы? Он отмечается 30 июля. Его целью является укрепление дружеских отношений между разными народами и уважительное восприятие различных культур. Существует и Международный день друзей, он отмечается 9 июня. В 1893 году был открыт астероид Амицития, в переводе с латинского языка означает «дружба». В нашем городе словом «Дружба» названы детский летний лагерь, улица города, микрорайон, альметьевская компания нефтепровод «Дружба». – А вы встречали это слово? Так называется каша… |
|
7. Рефлексия учебной деятельности |
– Настало время подвести итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Мы составили правила дружбы. – Какие у вас были затруднения? Не могли обосновать ответы, не было эталона. – Удалось ли вам их преодолеть? Мы справились с затруднениями. – Как вы записали новое знание, что составили? Мы составили эталон. – Был ли этот урок вам полезен? Чем? ‒ Помогут ли вам в жизни правила дружбы? – Ребята, я предлагаю вам оценить своё умение дружить. – Выберете утверждение, с которым вы согласны и озвучьте его. Слайд 11 1) Я люблю интересно проводить время со своими друзьями. 2) Я настоящий друг. 3) Я постараюсь защитить друзей. 4) Я поделюсь с другом тем, что имею. Выслушивают высказывания детей. Оценивание учителем. Отметить учеников, которые: – правильно составляли рассказы о своих друзьях; – правильно сделали выводы; – правильно выполнили самостоятельную работу; – сумели договориться в совместной работе; разыграли роли. – А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу с помощью смайликов. – А завершим наш урок маленьким четверостишьем: Мы открыли все секреты. Как нам дружбу сохранить Выполняйте все советы, И легко вам будет жить! – Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Слайд 12 – Вспомним слова мультипликационного героя Кота Леопольда и произнесём все вместе: «Ребята, давайте жить дружно!» Обратить внимание на главное правило общения – «Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой». Улыбка – главное правило общения. – Если вы научитесь общаться, то вы всегда будете окружены хорошими друзьями. |
Рефлексия (Коммуникативные УУД) Смыслообразование (Личностные УУД) Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |