Урок окружающего мира по теме "Ты и твои друзья. Правила дружбы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  1. расширить представление о понятиях «друг», «дружба», умения высказывать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями;
  2. формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.

Оборудование:

  • учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 1 класс Часть 1 («Я и мир вокруг»);
  • рабочая тетрадь;
  • презентация к уроку, компьютер, проектор, ноутбук, СМАРТ доска.

Ход урока 

Этап Деятельность учителя Универсальные действия
1. Самоопределение к деятельности



Клип «Песня о дружбе».
– Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока? Урок будет посвящён дружбе.
– Молодцы. Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет посвящена дружбе и назовём мы её «Ты и твои друзья». Слайд 1
– Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться дружить.
– У вас есть друзья?
– А вы умеете дружить?
– Вы хотите узнать, как правильно общаться с друзьями? Да.
Тогда начнём, пожелаем всем удачи в открытии нового. Что нам помогает в открытии нового?


Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. -С чего мы обычно начинаем урок? С повторения.
На одном из последних уроков мы разговаривали о правилах общения в семье. Я предлагаю вспомнить их. Выберем высказывания, при соблюдении которых семья будет жить счастливо. Какие правила мы оставим? Слайд 2
Высказывания:
1) Помогать друг другу.
2) Смотреть телевизор.
3) Не убирать в комнате.
4) Вместе отдыхать.
5) Поздно вставать и поздно ложиться.
6) Заботиться о младших сестрёнках и братишках.
7) Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
8) Просить купить себе игрушку.
9) Поздравлять с праздниками.
10) Рассказывать друг другу новости.
На слайде учитель фиксирует выбранные правила:
помогать друг другу
вместе отдыхать
заботиться о младших сестрёнках и братишках
помогать родителям, бабушкам и дедушкам
поздравлять с праздниками
рассказывать друг другу новости
– Вы соблюдаете эти правила?
– Что мы повторили? Правила общения в семье.
Почему я выбрала именно это задание? Эти знания помогут нам в открытии нового.
– Какое задание я вам сейчас предложу? Выполнить пробное действие.
Что вам покажет пробное действие? Чего мы не знаем.
2. Пробное действие.
– А теперь подумайте, как следует вести себя с друзьями. Слайд 3
Запишите номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями.
– Время на выполнение задания закончилось. У кого нет ответа?
– У кого есть ответ?
– Назовите выбранные номера.
– Кто считает иначе? На доске учитель фиксирует номера выбранных ответов.
Что вы видите? Разное количество выбранных картинок.
– Кто из вас может обосновать правильность своего выбора? Не можем обосновать.
– Что это значит? Мы столкнулись с затруднением.
В чём затруднение? Мы не можем обосновать…
Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? Надо остановиться, подумать.
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
3. Проблемное объяснение нового знания – Какое задание вы выполняли? Надо было выбрать номера картинок, на которых дети соблюдают правила общения с друзьями.
В чём причина затруднения? Почему не смогли обосновать ответ? Нет эталона.
Какую цель перед собой поставите? Узнать правила общения между друзьями.
– Дополним тему урока. О каких правилах пойдёт речь на уроке? О правилах дружбы.
Учитель вывешивает табличку: Правила дружбы.
– В начале урока мы повторили правила общения в семье. Предлагаю вернуться к ним.
Слайд 4
Какие правила общения в семье могут пригодиться в общении с друзьями? Учитель вывешивает правила на доску.
помогать друг другу
вместе отдыхать
поздравлять с праздниками
рассказывать друг другу новости
Учитель убирает заботиться о младших сестрёнках и братишках
помогать родителям, бабушкам и дедушкам
Предлагаю вернуться к теме урока. Прочитайте её. Ты и твои друзья.
Попробуйте объяснить, как вы понимаете определения «друг», «дружба». Вам знакомы эти слова? Высказывания детей.
– Я предлагаю уточнить определения с помощью толкового словарика в учебнике.
Друг – близкий тебе человек, но не родственник.
– А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. Слайд 5
ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой;
ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов.
– Вы правильно высказывались? Молодцы.
– Как вы считаете, это все правила дружбы? Нет.
– Мы выяснили, что обозначают слова друг и дружба, теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем.
– Откройте рабочую тетрадь на с.33 зад.1 Слайд 6
– Посмотрите на ребят.
– С кем из этих ребят хочется дружить? Обведи рисунок. Объясните почему.
Дети высказывают мнения.
– А в жизни, с каким человеком начать разговор легче и приятнее? Который улыбается.
В общении друг с другом большую роль играет мимика лица. Я предлагаю выполнить упражнение “Отражение” в парах, повернитесь друг к другу и внимательно выполняйте задания.
– Покажите мимикой выражение внимания, удивления, печали, удовольствия, страдания, вины, радости.
– Какое выражение было приятнее изображать? Радостное.
– Что вам помогло показать радость? Улыбка.
– Конечно, улыбаться было приятней, с помощью улыбки можно сообщить без слов о прекрасном настроении.
– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом – улыбнитесь.
– Мы открыли ещё одно правило дружбы, назовите его. Надо улыбаться. Учитель прикрепляет правило дружбы «Чаще улыбайся».
Действительно, общаться интереснее не с тем человеком, который всегда плачет или сердится, а с тем, который улыбается. Ведь дружба начинается с улыбки.
– Как вы считаете, это все правила дружбы?
1. –Чтобы узнать другие правила дружбы, откроем учебник на стр. 76 -77. Давайте попробуем выбрать из каждой пары советов тот, который подходит в общении с друзьями. Проверка результатов работы с объяснением выбора.
– Почему не выбрали другие слова?
– Посмотрите на правила, можно их объединить и составить правило общения с друзьями?
– Давайте уточним общее правило дружбы, прочитаем в учебнике на стр. 78.
– Прочитайте его. Как вы понимаете его смысл?
Появляется запись:
«Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой».
– Мы познакомились ещё с одним правилом дружбы. Посмотрите на доску. Что мы вывели? Правила, эталон дружбы.
– Мы с вами пришли к выводу, что дружить – это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.
– Вы преодолели затруднение? Да, мы составили правила дружбы.
Уметь слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД)
Уметь осуществлять анализ объектов
(Познавательные УУД)
Уметь проводить сравнение по заданным критериям
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
4. Первичное закрепление во внешней речи – Какая работа нам сейчас с вами предстоит. Закрепить новое знание.
1. – Мы проводим в школе много времени, школа – наш второй дом. А в доме должно быть уютно и комфортно. Как называют учеников, которые учатся в одном классе? Одноклассниками.
– Давайте обсудим, что вам нравится в одноклассниках.
– Дружный у нас коллектив?
– Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
Задание в парах.
Давайте поближе познакомимся с одноклассниками, узнаем, кто с кем дружит.
–Расскажите друг другу в парах о своём друге, используя правила дружбы.
Учащиеся выполняют задание.
Время вышло. Кто хочет всем рассказать о своём друге?
– Продолжите фразу: Друг – тот, кто ...
– Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей.В пословице говорится: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги». Надо уметь считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, уметь оказывать помощь.
2.– Как нужно разговаривать с людьми, чтобы не обижать их?            
Разыгрывание сценки общения с друзьями.
Разыгрывание ситуаций:
– Попробуйте сейчас у своего друга что-то попросить.
– Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться.
– Какие правила общения с друзьями вы использовали?
– Предлагаю вернуться к пробному действию. Слайд 7
– Какие картинки показывают, что ребята соблюдают правила общения с друзьями.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(Познавательные УУД)
Управление поведением партнера, оценка действия партнера
(Коммуникативные УУД)
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
(Коммуникативные УУД)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой – Как вы считаете, для чего мы открыли правила дружбы? Чтобы мы могли использовать их в общении с друзьями.
Мы хорошо поработали, но вместе. Готовы ли вы проверить, как вы усвоили новое знание самостоятельно? Да.
– Что для этого я вам предложу? Выполнить самостоятельную работу.
– Откройте рабочую тетрадь на странице 34, №3. Отметьте знаком + те картинки, где дети поступают правильно. Какие советы им дадите? Вклейте рядом с выбранным правилом нужный совет. Слайд 8
Разговаривайте спокойно.
Помогайте друг другу в работе.
Делитесь друг с другом.
Проверьте себя по образцу. Слайд 9
– Если выполнили задание верно, поставьте знак «+», если есть ошибки – «?».
– У кого есть ошибки?
– Как вы думаете, почему они появились?
– Какой вывод можно сделать по самостоятельной работе7
 
6. Включение в систему знаний Слайд 10
– Все народы во все времена почитали дружбу. А вы знаете, что существует Международный день дружбы? Он отмечается 30 июля. Его целью является укрепление дружеских отношений между разными народами и уважительное восприятие различных культур. Существует и Международный день друзей, он отмечается 9 июня.
В 1893 году был открыт астероид Амицития, в переводе с латинского языка означает «дружба».
В нашем городе словом «Дружба» названы детский летний лагерь, улица города, микрорайон, альметьевская компания нефтепровод «Дружба».
– А вы встречали это слово? Так называется каша…
 
7. Рефлексия учебной деятельности
– Настало время подвести итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли? Мы составили правила дружбы.
– Какие у вас были затруднения? Не могли обосновать ответы, не было эталона.
– Удалось ли вам их преодолеть? Мы справились с затруднениями.
Как вы записали новое знание, что составили? Мы составили эталон.
– Был ли этот урок вам полезен? Чем?
‒ Помогут ли вам в жизни правила дружбы?
– Ребята, я предлагаю вам оценить своё умение дружить.
– Выберете утверждение, с которым вы согласны и озвучьте его.
Слайд 11
1) Я люблю интересно проводить время со своими друзьями.
2) Я настоящий друг.
3) Я постараюсь защитить друзей.
4) Я поделюсь с другом тем, что имею.
Выслушивают высказывания детей.
Оценивание учителем.
Отметить учеников, которые:
– правильно составляли рассказы о своих друзьях;
– правильно сделали выводы;
– правильно выполнили самостоятельную работу;
– сумели договориться в совместной работе; разыграли роли.
– А теперь вспомните, как вы работали на протяжении всего урока, и оцените свою работу с помощью смайликов.
– А завершим наш урок маленьким четверостишьем:
Мы открыли все секреты.
Как нам дружбу сохранить
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
– Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Слайд 12
– Вспомним слова мультипликационного героя Кота Леопольда и произнесём все вместе: «Ребята, давайте жить дружно!»
Обратить внимание на главное правило общения – «Разговаривай с другом так, как бы ты хотел, чтобы он разговаривал с тобой». Улыбка – главное правило общения.
– Если вы научитесь общаться, то вы всегда будете окружены хорошими друзьями.
Рефлексия
(Коммуникативные УУД)
Смыслообразование
(Личностные УУД)
Регулятивные – умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей