Возраст учащихся: 8-11 класс
Способствует изучению таких разделов обществознания как “Человек, политика, власть”, “Выборы в демократическом обществе”, “Процедура выборов”, “Политическая культура человека”.
Проблемные места, возникающие при изучении этих тем
- Общественные проблемы: пассивность избирателей; неэффективность выборов; грязные выборные технологии; отсутствие самостоятельной политической позиции.
- Вопросы внутреннего развития: готов ли я активно участвовать в процессе выборов; верю ли я в выборы как в хороший способ формирования органов власти.
- Дискуссионные вопросы: Должны ли выборы быть всеобщими?; Должны ли выборы быть равными? Должны ли выборы быть прямыми? Должны ли выборы быть тайными? Должно ли быть участие в выборах обязательным под угрозой наказания (например, штраф)? Должен ли кандидат обязательно прожить какое-то время в том избирательном округе, от которого он избирается?
Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем. (Рассматриваются только содержательные вопросы. Прожектная идея может быть одна.)
- Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
- Отработка навыков организации и проведения выборов, участие в избирательной компании.
- Выработка ответственного отношения к выборам как способу выявления воли народа.
Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие. Занятие завершает изучение основ государственного (конституционного) права и посвящено проблеме выборов как одного из наиболее доступных способов гражданского участия и одной из наиболее действенных процедур демократического общества. Занятие позволяет сфокусировать внимание учащегося на важных аспектах практического права, отраженных во всем курсе: они предоставляют гражданам возможность участвовать в управлении, решая общие дела и влияя на их решения, используя правовые процедуры, ощущать ответственность за свои решения и действия.
Цели:
- Познакомить учащихся с основами избирательного права.
- Укрепить интерес учащихся к выборам как краеугольному институту демократического государства.
- Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.
Задачи:
- Знания: объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать, как проходят выборы.
- Умения и навыки: организовать и провести выборы; участвовать в избирательной кампании.
- Отношение: выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.
Планируемый результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)
- Формирование предметных компетентностей.
- Формирование коммуникативных компетентностей.
- Формирование социальных компетентностей.
Перечень критериев/инструментов проверки достижения планируемых результатов: Для достижения планируемых результатов целесообразно использовать активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интерактивные методы: игра “Выборы”; тестирование. Оценивание: аргументы в дискуссии; участие в игре.
Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа
Требуемые ресурсы (технические):
- информация сети Интернет,
- учебник,
- оформление доски в аудитории,
- экран, проектор,
- компьютер.
Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии: (Приложение 4)
- поиск информации в Интернет по теме: “Выборы в истории человечества”,
- участие в игре “Выборы”,
- подготовка домашнего задания (сообщение, кроссворд...)
- работа с тестами,
- подготовка презентации.
Триада вопросов
Основополагающий вопрос – Что такое выборы? (Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей (например, “Что значит “быть свободным”?”)
Проблемные вопросы учебной темы: (Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте)
- Какова главная цель выборов?
- Какова формула современных выборов и в
- Чем ее преимущества и недостатки
- Как проходят выборы?
Частные вопросы:
- Вспомни, когда были последние выборы?
- Как ты считаешь, почему не все избиратели ходят на выборы?
- Какую информацию о кандидатах должен иметь избиратель?
- Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
- Тестирование
Важным элементом в школьном (классном) самоуправлении являются выборы. Основные этапы избирательного процесса при проведении любых выборов схожи. Поэтому, поучаствовав в школьных выборах (даже тренировочных), можно получить представление о современной избирательной процедуре в целом. (Приложение 1)
Учащимся предлагаются для изучения, обсуждения и использования в деловой игре памятки. (Приложение 2)
Правила игры
Это могут быть имитационные выборы только с целью ознакомления с процедурой и отработки избирательных навыков (в этом “игровом” варианте можно имитировать любые выборы — главы местного самоуправления, губернатора, депутата, президента). Это могут быть реальные выборы — старосты класса, совета класса, представителя в будущий совет школы, уполномоченного по правам человека класса, представителя класса в молодежной организации и т. п.
Самое главное — чтобы ученики понимали учебные и практические цели этих выборов.
Задача учителя — служить консультантом по вопросам организации выборов.
Учитель также может выступить в качестве судьи (возможно, наряду с двумя учениками) в случае конфликта кандидатов или избирателей с избирательной комиссией. Если есть такая возможность, в качестве консультанта и судьи стоит пригласить юриста, студента юридического ВУЗа или члена настоящей избирательной комиссии.
Проведение выборов (по любому сценарию) должно быть заранее согласовано учителем с администрацией школы, с другими учителями — они должны быть готовы к появлению наглядной агитации, к тому, что группы поддержки будут вовлекать их в предвыборную борьбу, а главное — к тому, что они могут стать объектом критики (иногда, популистской) со стороны кандидатов.
Основные этапы избирательного процесса проходят во внеурочное время.
На занятии необходимо договориться о процедуре выборов (создать основные правила выборов — нормы “закона о выборах...”).
Обсудите с учениками:
- кто избирается;
- когда пройдет голосование (дата выборов);
- каковы “границы” избирательного округа, кто войдет в список избирателей (класс, параллель);
- действует ли формула “всеобщие, равные, прямые, тайные выборы” или в нее вносятся изменения? (если да, то соответствуют ли эти изменения Конституции, международным документам о правах человека?);
- сколько человек войдет в избирательную комиссию? (3 — обязательно нечетное число);
- сколько подписей необходимо собрать для регистрации в качестве кандидата;
- каков крайний срок сдачи подписей в избирательную комиссию (дата составления избирательных бюллетеней и официального начала предвыборной агитации);
- сколько избирателей должны принять участие в голосовании, чтобы выборы считались действительными (50%, 25%, нет ограничения);
- кто признается победителем выборов (набравший относительное большинство голосов или набравший абсолютное большинство голосов (50% участников голосования плюс один голос)? Если абсолютный победитель в первом туре не выявлен, то будет ли проводиться второй тур и когда.
Обсудите с учениками: критерии оценивания игры (Приложение 3)