Методическое пособие по разработке и внедрению учебных занятий по правовому просвещению школьников "Избирательное право"

Разделы: Внеклассная работа


Возраст учащихся: 8-11 класс

Способствует изучению таких разделов обществознания как “Человек, политика, власть”, “Выборы в демократическом обществе”, “Процедура выборов”, “Политическая культура человека”.

Проблемные места, возникающие при изучении этих тем

  1. Общественные проблемы: пассивность избирателей; неэффективность выборов; грязные выборные технологии; отсутствие самостоятельной политической позиции.
  2.  Вопросы внутреннего развития: готов ли я активно участвовать в процессе выборов; верю ли я в выборы как в хороший способ формирования органов власти.
  3.  Дискуссионные вопросы: Должны ли выборы быть всеобщими?; Должны ли выборы быть равными? Должны ли выборы быть прямыми? Должны ли выборы быть тайными? Должно ли быть участие в выборах обязательным под угрозой наказания (например, штраф)? Должен ли кандидат обязательно прожить какое-то время в том избирательном округе, от которого он избирается?

Прожектные идеи, с помощью которых можно решить одну из выбранных проблем. (Рассматриваются только содержательные вопросы. Прожектная идея может быть одна.)

  1.  Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
  2.  Отработка навыков организации и проведения выборов, участие в избирательной компании.
  3.  Выработка ответственного отношения к выборам как способу выявления воли народа.

Обоснование выбора одной из прожектных идей через анализ реальной ситуации, в которой предстоит реализовывать разработанное учебное занятие. Занятие завершает изучение основ государственного (конституционного) права и посвящено проблеме выборов как одного из наиболее доступных способов гражданского участия и одной из наиболее действенных процедур демократического общества. Занятие позволяет сфокусировать внимание учащегося на важных аспектах практического права, отраженных во всем курсе: они предоставляют гражданам возможность участвовать в управлении, решая общие дела и влияя на их решения, используя правовые процедуры, ощущать ответственность за свои решения и действия.

Цели:

  • Познакомить учащихся с основами избирательного права.
  • Укрепить интерес учащихся к выборам как краеугольному институту демократического государства.
  • Способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях.

Задачи:

  • Знания: объяснить, какова главная цель выборов; перечислить четыре основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки; описать, как проходят выборы.
  • Умения и навыки: организовать и провести выборы; участвовать в избирательной кампании.
  •  Отношение: выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.

Планируемый результат (с позиции компетентностей, формируемых у школьников)

  • Формирование предметных компетентностей.
  • Формирование коммуникативных компетентностей.
  • Формирование социальных компетентностей.

Перечень критериев/инструментов проверки достижения планируемых результатов: Для достижения планируемых результатов целесообразно использовать активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интерактивные методы: игра “Выборы”; тестирование. Оценивание: аргументы в дискуссии; участие в игре.

Время, необходимое для реализации учебного занятия: 3 часа

Требуемые ресурсы (технические):

  • информация сети Интернет,
  • учебник,
  • оформление доски в аудитории,
  • экран, проектор,
  • компьютер.

Самостоятельная деятельность учащихся в предлагаемом учебном занятии: (Приложение 4)

  • поиск информации в Интернет по теме: “Выборы в истории человечества”,
  • участие в игре “Выборы”,
  • подготовка домашнего задания (сообщение, кроссворд...)
  • работа с тестами,
  • подготовка презентации.

Триада вопросов

Основополагающий вопрос – Что такое выборы? (Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей (например, “Что значит “быть свободным”?”)

Проблемные вопросы учебной темы: (Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые учащиеся ищут ответ в результате участия в проекте)

  • Какова главная цель выборов?
  • Какова формула современных выборов и в
  • Чем ее преимущества и недостатки
  • Как проходят выборы?

Частные вопросы:

  • Вспомни, когда были последние выборы?
  • Как ты считаешь, почему не все избиратели ходят на выборы?
  • Какую информацию о кандидатах должен иметь избиратель?
  • Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ)
  • Тестирование

Важным элементом в школьном (классном) самоуправлении являются выборы. Основные этапы избирательного процесса при проведении любых выборов схожи. Поэтому, поучаствовав в школьных выборах (даже тренировочных), можно получить представление о современной избирательной процедуре в целом. (Приложение 1)

Учащимся предлагаются для изучения, обсуждения и использования в деловой игре памятки. (Приложение 2)

Правила игры

Это могут быть имитационные выборы только с целью ознакомления с процедурой и отработки избирательных навыков (в этом “игровом” варианте можно имитировать любые выборы — главы местного самоуправления, губернатора, депутата, президента). Это могут быть реальные выборы — старосты класса, совета класса, представителя в будущий совет школы, уполномоченного по правам человека класса, представителя класса в молодежной организации и т. п.

Самое главное — чтобы ученики понимали учебные и практические цели этих выборов.

Задача учителя — служить консультантом по вопросам организации выборов.

Учитель также может выступить в качестве судьи (возможно, наряду с двумя учениками) в случае конфликта кандидатов или избирателей с избирательной комиссией. Если есть такая возможность, в качестве консультанта и судьи стоит пригласить юриста, студента юридического ВУЗа или члена настоящей избирательной комиссии.

Проведение выборов (по любому сценарию) должно быть заранее согласовано учителем с администрацией школы, с другими учителями — они должны быть готовы к появлению наглядной агитации, к тому, что группы поддержки будут вовлекать их в предвыборную борьбу, а главное — к тому, что они могут стать объектом критики (иногда, популистской) со стороны кандидатов.

Основные этапы избирательного процесса проходят во внеурочное время.

На занятии необходимо договориться о процедуре выборов (создать основные правила выборов — нормы “закона о выборах...”).

Обсудите с учениками:

  • кто избирается;
  • когда пройдет голосование (дата выборов);
  • каковы “границы” избирательного округа, кто войдет в список избирателей (класс, параллель);
  • действует ли формула “всеобщие, равные, прямые, тайные выборы” или в нее вносятся изменения? (если да, то соответствуют ли эти изменения Конституции, международным документам о правах человека?);
  • сколько человек войдет в избирательную комиссию? (3 — обязательно нечетное число);
  • сколько подписей необходимо собрать для регистрации в качестве кандидата;
  • каков крайний срок сдачи подписей в избирательную комиссию (дата составления избирательных бюллетеней и официального начала предвыборной агитации);
  • сколько избирателей должны принять участие в голосовании, чтобы выборы считались действительными (50%, 25%, нет ограничения);
  • кто признается победителем выборов (набравший относительное большинство голосов или набравший абсолютное большинство голосов (50% участников голосования плюс один голос)? Если абсолютный победитель в первом туре не выявлен, то будет ли проводиться второй тур и когда.

Обсудите с учениками: критерии оценивания игры (Приложение 3)