Разработка урока по теме "Ледники"

Разделы: География


Цели урока:

1. Методом исследовательской работы охарактеризовать расположение и виды ледников.
2. Способствовать развитию умений математически и графически оформлять результаты.
3. Воспитание увлеченности предметом, познавательного интереса.

Оборудование: таблицы “Горный ледник”, “Природа Антарктиды”, карта полушарий.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод проведения урока – урок исследование.

Ход урока

1. Организация класса к уроку.

2. Актуализация знаний:

Работа производится по интерактивной доске.

А. На доске дана рисуночная свертка по теме “Река”. Задание прочитать и указать, что обозначают цифры. (Формирование коммуникативных умений.)

(1 – исток реки , 2 – устье реки, 3 – главная река, 4 – правый приток, 5 – левый приток, 6 – водораздел.)

Б. С помощью рисуночной свертки указать сточные и бессточные озера, доказать по карте полушарий примерами.

В.Работа в парах: нахождение по карте объектов Гидросферы: (формирование картографических умений).

1-й вариант
Каспийское море
Берингово море
Амазонка
Волга
Енисей
Вдп.Анхель
Нил
 2-й вариант
Черное море
Охотское море
Миссисипи
Кама
Обь
вдп. Ниагарский
Конго

Г. Дайте определения следующим объектам гидросферы. (Для проверки используется слайд-триггер.)

1. Водораздел.

2. Питание реки.

3. Режим реки.

4. Русло реки.

5. Пойма реки.

3. Изучение новой темы:

Включается фрагмент из мультимедиа учебника “География. Начальный курс” “Ледники”.

Учитель: “Ребята, сегодня мы ознакомимся со следующим типом внутренних вод. Наверное, никто из вас не видел ледники, но можем сказать, где они находятся. Ледник – это скопление льда. Этот лед не похож на лед, который мы видим зимой на наших водоемах. Лед ледника образован из снега”.

– Какие условия необходимы для образования ледника.

(Ожидаемый ответ: постоянная низкая температура, много снега.)

– Есть ли на Земле места, где образуются ледники.

Сегодня на уроке мы должны доказать наличие и виды ледников на нашей планете

Задание 1. (Формирование картографических умений.)

Открывается таблица – 1-й этап изучения темы.

Учащимся предлагается начертить и заполнить таблицу:______

1

Географические координаты

2

Географическое название

3

Абсолютная высота

4

1. Ош.78з.д. Влк. Руис 5400
2 42 с.ш.42 в.д. Г.Эльбрус 5642
3. 62 с.ш.152з.д. Г.Мак-Кинли 6194
4. 70 с.ш 50 з.д. О.Гренландия 200

3–4 графы таблицы заполняются учащимися самостоятельно (формирование навыков самостоятельной работы с картой).

Задание 2. (Работа с интерактивной доской. 2 этап изучения темы.)

Работа в рабочих тетрадях: чертят оси координат и обозначают данные объекты в виде схемы (формируются навыки графических навыков).

Ребята, представьте себе, сегодня 25 июня, температура воздуха у подножия вулкана Руис +25°С, у подножия горы Эльбрус +20°С, у подножия горы Мак-Кинли +10°С, на побережье острова Гренландия 0°С, вам надо определить температуру воздуха на вершине каждой точки.

На данном этапе учащиеся определяют высоту прохождения отметки 0°С в каждой из предложенных точек. На каждые 1000м температура понижается на 6°С. (Например, 25-(5100:1000X6)= 25– 30,6 = – 5,6.) (Идет формирование вычислительных навыков.)

Задание 3. Исследование хода снеговой линии от экватора к полюсам по построенным графикам, (формирование умении исследовать, рассуждать).

Работа с учебником. Ответ на вопрос как называются ледники в точках 1–3, и в точке 4.

Задание 4. Самарский метод пересказа отрывка об айсбергах, который заключается в последовательном выполнении упражнений по 1–2 минуте каждый:

– Чтение отрывка текста по учебнику.
– Осознание и осмысление прочитанного. Ответы на вопросы: Какими свойствами обладает ледник? Что такое айсберг?
– Запись на доске ключевых слов: ледник, айсберг, сползание.
– Пересказ отрывка хорошим учеником и прослушивание его учениками.
– Жужжащий пересказ в парах.
– Пересказ текста слабым учеником.

Домашнее задание:

Изучить § 25, записать в тетрадях ответ на вопрос “Каково значение ледников?”.

Закрепление изученного:
– Как образуются ледники.
– От чего зависит высота снеговой линии.
– Виды ледников.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.