Цели урока:
1. Методом исследовательской работы
охарактеризовать расположение и виды ледников.
2. Способствовать развитию умений математически и графически оформлять
результаты.
3. Воспитание увлеченности предметом,
познавательного интереса.
Оборудование: таблицы “Горный ледник”, “Природа Антарктиды”, карта полушарий.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод проведения урока – урок исследование.
Ход урока
1. Организация класса к уроку.
2. Актуализация знаний:
Работа производится по интерактивной доске.
А. На доске дана рисуночная свертка по теме “Река”. Задание прочитать и указать, что обозначают цифры. (Формирование коммуникативных умений.)
(1 – исток реки , 2 – устье реки, 3 – главная река, 4 – правый приток, 5 – левый приток, 6 – водораздел.)
Б. С помощью рисуночной свертки указать сточные и бессточные озера, доказать по карте полушарий примерами.
В.Работа в парах: нахождение по карте объектов Гидросферы: (формирование картографических умений).
1-й вариант Каспийское море Берингово море Амазонка Волга Енисей Вдп.Анхель Нил |
2-й вариант Черное море Охотское море Миссисипи Кама Обь вдп. Ниагарский Конго |
Г. Дайте определения следующим объектам гидросферы. (Для проверки используется слайд-триггер.)
1. Водораздел.
2. Питание реки.
3. Режим реки.
4. Русло реки.
5. Пойма реки.
3. Изучение новой темы:
Включается фрагмент из мультимедиа учебника “География. Начальный курс” “Ледники”.
Учитель: “Ребята, сегодня мы ознакомимся со следующим типом внутренних вод. Наверное, никто из вас не видел ледники, но можем сказать, где они находятся. Ледник – это скопление льда. Этот лед не похож на лед, который мы видим зимой на наших водоемах. Лед ледника образован из снега”.
– Какие условия необходимы для образования ледника.
(Ожидаемый ответ: постоянная низкая температура, много снега.)
– Есть ли на Земле места, где образуются ледники.
Сегодня на уроке мы должны доказать наличие и виды ледников на нашей планете
Задание 1. (Формирование картографических умений.)
Открывается таблица – 1-й этап изучения темы.
Учащимся предлагается начертить и заполнить таблицу:______
№
1 |
Географические координаты
2 |
Географическое название 3 |
Абсолютная высота
4 |
1. | Ош.78з.д. | Влк. Руис | 5400 |
2 | 42 с.ш.42 в.д. | Г.Эльбрус | 5642 |
3. | 62 с.ш.152з.д. | Г.Мак-Кинли | 6194 |
4. | 70 с.ш 50 з.д. | О.Гренландия | 200 |
3–4 графы таблицы заполняются учащимися самостоятельно (формирование навыков самостоятельной работы с картой).
Задание 2. (Работа с интерактивной доской. 2 этап изучения темы.)
Работа в рабочих тетрадях: чертят оси координат и обозначают данные объекты в виде схемы (формируются навыки графических навыков).
Ребята, представьте себе, сегодня 25 июня, температура воздуха у подножия вулкана Руис +25°С, у подножия горы Эльбрус +20°С, у подножия горы Мак-Кинли +10°С, на побережье острова Гренландия 0°С, вам надо определить температуру воздуха на вершине каждой точки.
На данном этапе учащиеся определяют высоту прохождения отметки 0°С в каждой из предложенных точек. На каждые 1000м температура понижается на 6°С. (Например, 25-(5100:1000X6)= 25– 30,6 = – 5,6.) (Идет формирование вычислительных навыков.)
Задание 3. Исследование хода снеговой линии от экватора к полюсам по построенным графикам, (формирование умении исследовать, рассуждать).
Работа с учебником. Ответ на вопрос как называются ледники в точках 1–3, и в точке 4.
Задание 4. Самарский метод пересказа отрывка об айсбергах, который заключается в последовательном выполнении упражнений по 1–2 минуте каждый:
– Чтение отрывка текста по учебнику.
– Осознание и осмысление прочитанного. Ответы на вопросы: Какими свойствами
обладает ледник? Что такое айсберг?
– Запись на доске ключевых слов: ледник, айсберг,
сползание.
– Пересказ отрывка хорошим учеником и прослушивание его учениками.
– Жужжащий пересказ в парах.
– Пересказ текста слабым учеником.
Домашнее задание:
Изучить § 25, записать в тетрадях ответ на вопрос “Каково значение ледников?”.
Закрепление изученного:
– Как образуются ледники.
– От чего зависит высота снеговой линии.
– Виды ледников.
Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.