Класс: 8
Продолжительность: 1 урок (45 минут).
УМК: О.С.Габриелян
Цели урока:
Образовательные:
- Формировать знания о строении атома, умения определять величину заряда ядра, число электронов, протонов и нейтронов; дать понятие “изотопы”, на основании чего уточнить понятие “химический элемент”.
Развивающие:
- Продолжить развивать умения сравнивать, анализировать.
- Способствовать развитию речи: обогащению и усложнению словарного запаса.
- Формировать умение работать индивидуально и в группе
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие.
- Способствовать формированию естественно-материалистического мировоззрения, развитию познавательного интереса, расширения кругозора учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- название и характеристику (заряд, масса) элементарных частиц атома;
- состояние элементарных частиц в атоме;
- какие характеристики атома зависят от числа протонов, числа протонов и нейтронов;
- что произойдет с атомом, если изменить число протонов, число нейтронов;
- что такое изотопы и нуклиды;
- почему относительная атомная масса не имеет целочисленного значения;
- почему свойства изотопов водорода различны в отличие от изотопов других элементов;
- современное определение понятия “химический элемент”.
Уметь:
- указывать положение элемента в периодической системе: порядковый номер, номер периода и его вид, номер группы, название подгруппы;
- по положению элемента в периодической системе определять: заряд ядра, число электронов в атоме, протонов и нейтронов в ядре.
Основные термины:
Химический элемент – это совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Изотопы – разновидности атомов химического элемента с одинаковым зарядом ядра, но разным массовым числом
Девиз урока: “Далеко лежит за пределами нашего чувства вся природа начал” (Тит Лукреций Кар)
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний;
Вид учебной деятельности учащихся (по Коротяеву Б.И.): восприятие и осознание, запоминание, воспроизведение и применение
Методы обучения: Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); словесные (беседа, объяснение), наглядные (таблицы, слайды), практические (упражнения), стимулирования (мотивация, поощрение, похвала)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства ведения урока:
- Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
- Презентация в Microsoft PowerPoint
План урока:
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Первичное закрепление и контроль новых знаний.
- Обсуждение домашнего задания.
- Подведение итогов урока.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя, содержание учебного материала | Деятельность учащихся |
Организационный Задача: подготовить учащихся к работе на уроке Критерий выполнения: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся Методы и методические приемы: фронтальная беседа |
Приветствие учащихся, фиксация
отсутствующих, проверка внешнего состояния
помещения, проверка подготовленности учащихся к
уроку; организация внимания; внутренняя
готовность; психологическая организация
внимания. Запись на доске даты и темы урока Состав ядра атома. Изотопы. Химический элемент. (Слайд №1). |
Приветствие; проверка готовности к
уроку. Запись в тетради даты и темы урока. Просмотр слайда. |
Подготовка учащихся к активному и
сознательному усвоению нового материала. Задача: Организация и направление к цели познавательной активности учащихся. Критерий выполнения: активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала. Методы и методические приемы: эвристическая беседа с элементами рассказа |
Формулировка цели урока (эвристическая
беседа) На свете много великих тайн. Вот, например, яблоко. - Какая же это тайна? Съесть его и – все дела! - А если разрезать яблоко пополам, что тогда? - Получатся две половинки яблока. - А если каждую из этих половинок – ещё раз пополам? - Яблоко разделится на 4 части. - А если ещё? - Получится 8 частей. - Правильно! Но сколько раз можно делить это яблоко? Есть ли предел делению его на части? Вот вам и великая тайна – делимость вещества. Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов. В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы). Само слово “атом”, кстати, что означает? Но в начале прошлого века ученые обнаружили, что атом, как и яблоко, можно делить на части. Так какова цель нашего урока? Запись на доске: Как устроен атом? (Слайд №2) |
Слушание объяснений учителя. Участие в
беседе Проговаривание ответов Обращение к учебнику в случае затруднения Формулировка цели урока
Атом - это наименьшая частица того или иного химического элемента, которая сохраняет его химические свойства. Атом – от греческого atomos – неделимый Цель нашего урока: узнать, как устроен атом. Просмотр слайда. |
Усвоение новых знаний Задача: Дать учащимся конкретное представление об открытии сложного строения атома, о названиях и характеристиках (заряд, масса) элементарных частиц атома; о состоянии элементарных частиц в атоме; добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов. Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, работа с терминами, использование таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио, работа с учебником. Проверка понимания учащимися нового материала. Задача: проверка глубины понимания учебного материала, создание нестандартных ситуаций при использовании знаний Методы и методические приемы: беседа с использованием таблицы учебника (таблицу №2 с.25) решение упражнений у доски и в тетрадях, самостоятельная работа, самопроверка. |
История открытие сложного строения
атома. Вступительное слово учителя. Многие ученые на основе экспериментальных данных пытались создать модель атома. Первая попытка принадлежит английскому физику Джозефу Томсону (Слайд № 3) Слушаем ученика 1 Приложение 1 |
Слушание и анализ выступлений одноклассников. Просмотр слайдов презентации. |
Что мы возьмем из сообщения о сэре
Джозефе Томсоне, чтобы ответить на вопрос урока?
(Слайд № 4) Чтобы проверить гипотезу Джозефа Томсона его ученик английский ученый Эрнест Резерфорд, (30 августа 1871 г. – 19 октября 1937 г.) лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года, провел эксперимент (Слайд №5 ). Слушаем ученика 2. (Слайды №6, №7) Приложение 2 |
Aтом имеет сложное строение Атом в целом нейтрален В атоме есть отрицательно заряженные электроны |
|
Первичное обобщение (Беседа с целью ответа на вопрос урока “Как устроен атом?”, таблица “Строение атома” (Слайд №8) | В ходе беседы и использования таблицы приходят к выводу, что сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц). | |
Модель Резерфорда не оказалась
последней Рассказ учителя с целью
заинтересовать учащихся для дальнейшего
изучения истории открытия строения атома. Поэт В.Брюсов в 1922 году под впечатлением от удивительных открытий физиков так дополнил модели электрона и атома: Быть может эти электроны – Того, “чего здесь нет”, оказалось более чем достаточно, но об этом вы узнаете в курсе физики. |
Слушание объяснений учителя | |
Названия и характеристики (заряд, масса)
элементарных частиц атома; состояние
элементарных частиц в атоме. Беседа с
использованием таблицы №2 с.25 учебника (Слайд №9)Приложение 3
Работа с терминами в ходе беседы. Приложение 4Вопросы беседы. (Слайд №10) Протоны (Нейтроны. Электроны.) Как обозначаются ? Где находятся? Какую имеют массу? Какой имеют заряд? Чему равно число протонов? |
Слушание объяснений учителя. Просмотр
слайдов презентации. Анализ таблицы. Ответы на вопросы. Работа с периодической системой. Просмотр слайдов презентации. Запись обозначений в тетрадь Участие в беседе. |
|
Использование Периодической системой
химических элементов Д.И. Менделеева для
определения состава атома Рассказ учителя с
элементами беседы.Строение любого атома мы можем
узнать по периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Каждому химическому
элементу присвоен порядковый номер и для каждого
элемента подсчитана атомная масса. Но это не
просто числа, они имеют физический смысл. В чем он
заключается, мы сейчас узнаем. Введем следующие обозначения (Слайд №11) Приложение 5 Первичное обобщение по использование Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома. |
Работа с периодической системой. Решение упражнений. Просмотр слайдов презентации.
Участие в беседе, просмотр слайдов, записи в тетрадях |
|
Усвоение новых знаний Задача: Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, добиться эффективности восприятия, первичного осознания, обеспечить должную научность, доступность изложения, оптимальный темп и систему методов. Критерии выполнения: правильность ответов учащихся, активное участие в работе, качество знаний на последующих этапах Методы и методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, постановка проблемной ситуации, эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, использование приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, использование мультимедио. |
Решение упражнений (Слайды №12,13,14) Приложение 6 Самостоятельная работа по заполнению таблицы (Слайд №15) Приложение 7 Организация самопроверка. Критерии оценки (Слайд №16) Постановка проблемы. Что произойдет с атомом элемента, если в его ядре изменить число протонов? К примеру, в ядро атома водорода добавить один протон? (Получится новое ядро с зарядом +2. Это ядро другого химического элемента – гелия. А если из ядра атома кислорода удалить два протона? Получится ядро с зарядом +6. А это химический элемент углерод. Процессы превращения атомов одних элементов в другие относят к ядерным реакциям Рассказ учителя. (Слайд №17) Приложение 8 |
Работа с раздаточным материалом.
Выполнение самостоятельной работы. Просмотр
слайдов презентации. Самопроверка по слайду. Слушание объяснений учителя. Участие в обсуждении проблемы. Просмотр слайдов презентации. |
Понятие “изотопы”. Постановка
проблемы - Что произойдет с атомом химического элемента, если в ядре изменится число нейтронов? Например, добавить в ядро атома водорода 1 нейтрон? Получится ли новый химический элемент? (Слайды №18, 19, 20,21,22,23) Углубление понятия “химический элемент” Приложение 9 |
Анализ проблемной ситуации. Участие в
обсуждении проблемы. Слушание объяснений
учителя. Просмотр слайдов презентации. Запись изотопов кислорода и определения “изотопы” в тетрадь. Анализ таблицы. Запись определения химического элемента в тетрадь |
|
Закрепление нового материала Задача: закрепить знания и умения по новому материалу, выработка знаний и умений оперировать ранее полученными знаниями, оказание дифференцированной помощи, анализ ошибок Критерии выполнения: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение соотносить между собой факты, понятия; активность учащихся Методы и методические приемы: беседа с использование таблиц, слайдов, самостоятельная работа |
Беседа с целью ответа на вопрос урока
“Как устроен атом?” Как вы думаете, мы ответили
на вопрос урока “Как устроен атом?” Кто
затрудняется, воспользуйтесь учебником, с.24. Приложение 10 (Слайд №25) Самостоятельная работа. Приложение 11 |
Участие в беседе, изучение учебных
текстов, выделение основных идей. Работа с раздаточным материалом. Заполнение таблицы. Контроль учителя. |
Информация учащихся о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению. Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Критерии выполнения: правильное выполнения домашнего задания всеми учениками Методы и методические приемы: |
На дом (Слайд №26): параграфы 6, 7 читать, упр.3,5 с.24-25 выполнить всем, образцы выполнения в тетрадях, упр. 3 оформите в виде таблицы; упр.5 обязательно пользуйтесь обозначениями элементарных частиц упр.1 с. 24 выполните, кто желает. |
Слушание объяснений учителя. Запись в дневники. |
Подведение итогов урока Задача: проанализировать , дать оценку успешности достижения цели. Критерии выполнения: осознание учащимися значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей Методы и методические приемы: беседа, самооценка деятельности на уроке |
Беседа. 1. Прочитаем тему урока. 2. Прочитаем цель урока. Ответили мы на главный вопрос урока “ Как устроен атом”? Какую оценку Вы поставили бы себе на уроке? Учитель предлагает взять стикеры красного, розового и желтого цвета и соответственно прикрепить на лист тетради:
Слайд № 27 Спасибо за работу! |
Участие в беседе. Рефлексия. |
Использованная литература:
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных уччреждений . М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003
Интернет-ресурсы:
- Урок Смирновой Т.А. “Строение атома. Изотопы”. urok.1sept.ru›articles/571120/
- Урок Васильевой Н. Г. “Строение атома” konkyrs.org›…uroki…po-khimii-stroenie-atoma-v…
- Гара Н.Н. Уроки химии prosv.ru›ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/6.html
- Урок Зыряновой В. А. "Строение атома" urok.1sept.ru›articles/583561/
- Разработка урока физики “Строение атома. Схема опыта Резерфорда” bogdanovka-school.narod.ru›teach2.htm