Интегрированный урок по чтению и русскому языку на тему "Уж небо осенью дышало…". Правописание парных согласных на конце слов"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • раскрыть идейное эмоциональное и эстетическое содержание поэтических и прозаических произведений по теме;
  • развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
  • учить выразительному чтению, расширять читательский кругозор;
  • развивать орфографическую зоркость, связную речь и творческое мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к природе;

Оборудование: портреты писателей; репродукции осенних пейзажей; музыкальные произведения о природе, анимации дождя, листопада, солнышка; выставка книг; фотографии осеннего сада; фрукты, овощи, ягоды, грибы; сочинения, рисунки учащихся об осени.

Ход урока

1. Сообщение темы.

Словарь.

- Какое сейчас время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Запишите их в словарь.

Осенние месяцы. (СОН)

  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь

- если догадались почему я так обвела, потом скажите.

2. Развиваем эмоции: нахмурились, как осенняя тучка.

Испортилось у нас настроение, слезки полились из глаз, а на них эти вечно спорящие друг с другом, кому встать в слово, парные согласные.

- Мы разрешим их спор?

Улыбнитесь как солнце, подарите ваши улыбки друг другу. Любое дело нам по плечу, когда мы вместе, и нет здесь места хмурости.

3. По каким предметам мы узнаем осень? Чтение Н. Сладкова “Эхо”.

4. Психологический тест.

- Любите ли вы осень? Конечно в поздней осени мало прелести:

Грязь Грязи
Слякоть Слякоти
Дождь Дождя
Холод Холода

- Но как поется в известной песне Эльдара Г.:

У природы нет плохой погоды –
Каждая погода благодать.

Пусть не будет грязи, слякоти, дождя и холода в нашей душе, чувства и мысли наши будут чисты.

Вывод: Кто может сделать вывод о правописании парных согласных в слабой позиции.

5. Нашу поэтическую галерею продолжит К. Бальмонт.

Осень.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее. 
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. 
Солнце реже смеется,
Нет в цветках благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

- Да, очень грустно смотреть на птичий клин в небе. Что – щемящее, сокровенное уносят они от тебя на своих крыльях.

- А теперь послушайте замечательное стихотворение об осени Н. Рубцова.

Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать – я был в лесу листом!
Сказать – я был в лесу дождем!
Поверьте мне: Я чист душою!

- Да природа очищает, наполняет красотой, добротой.

Заключение: вы услышали много красивых поэтических слов, связанных об осени, русскими писателями. А русская душа созвучна осени: и в той и в другой много грусти и печали. Но как сказал А. Пушкин “Печаль моя светла”.