Цель: создать условия для осмысления характеристики звука [ш] и буквы Ш через проектную деятельность.
Задачи:
- спланировать деятельность на уроке;
- помочь открыть изучаемую букву;
- помочь составить характеристику согласного звука [ш];
- создать модель звука [ш];
- выявить особенность звука [ш];
- изготовить опорную схему для сообщения;
- составить устный рассказ – сообщение о букве Ш.
- Учащиеся должны знать:
- характеристику звука
- этапы составления проекта
- роли участников проекта
Учащиеся должны уметь:
- выполнять звуко-буквенный анализ слов;
- давать характеристику звукам;
- экспериментировать, делать выводы;
- на основе выводов составлять сообщение;
- участвовать в проекте в качестве члена одной из групп.
Оборудование:
- таблички с названием разделов обучающего пространства доски;
- “СБОРКА”
- раздаточный материал;
- заготовки с планом проекта, частями проекта.
Ход урока
1. Орг. момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели!
2. Постановка учебной задачи.
Звучит музыка “Буратино”.
- Ребята, вы узнали, о ком эта песня? (Буратино)
- Что вы знаете про этого героя?
- Зачем Папа Карло купил Азбуку? (Чтобы Буратино учился)
- А куда попал Буратино?
- Как вы думаете, почему Буратино не смог попасть в школу? (не смог прочитать слово)
- А почему? (не знает букву)
- Как мы сможем помочь Буратино? Что для этого нужно сделать? (узнать новую букву)
- Какая же тема нашего урока? (изучение новой буквы)
- Какую цель мы ставим на уроке? (составить рассказ про букву)
3. Составление плана работы.
Мы будем сегодня разрабатывать проект новой буквы.
Вспомним этапы работы над проектом (карточки на доске)
- Распределение на группы
- Составление плана
- Разработка составных частей плана
- Проиллюстрировать
- Испытание
Нашей экспериментальной лабораторией будет левая часть доска, а местом сборки проекта – основная часть доски.
4. Проектирование.
Рассмотрите рисунки. Давайте их озвучим. (Уши, шары, мыши, шоколад)
Что общего в произношении этих слов?(слышится звук [ш])
С чего начинаем работать над звуком? (алгоритм на доске)
- Характеристика звука
- Модель звука
- Звуки? буква
- На что похожа буква
- Из каких элементов состоит
- Применение буквы
Произнесите звук [ш]. Дайте ему характеристику.
Игра “Угадай-ка”
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно...Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему ...
Выделите в словах – шары, шишек, штанишек – звук [ш].
Как произносится этот звук – твердо или мягко?
Какой вывод можно сделать? (звук твердый)
Сделайте в группах сравнение количества звуков и букв. (на доске ЗВ=Б)
5. Смоделируем – оживим человечка.
Работа в группах с человечками.
Мальвина тоже сделала для Буратино модель, чем она отличается от нашей? (знак!)
Почему Мальвина поставила этот знак? (нужно быть осторожным)
Как нужно произносить звук Ш – твердо или мягко? (всегда твердо)
Нужна ли буква чтобы показывать твердость согласного? (нет)
Давайте сделаем вывод. Если после звука Ш слышится и, то какую букву надо писать? (И)
Прикрепляется правило на доску –ШИ пиши с И.
Давайте проверим как вы усвоили это правило. Выполните задание в группах – вставьте Ы или И.(карточки группам)
Звук Ш какой буквой обозначим? (буквой Ш).
На что похожа буква Ш? (проверка домашнего задания. Дети прикрепляют на доску рисунки с буквой Ш)
А из каких элементов состоит буква Ш? В группах сконструируйте букву Ш. Найдите нужные элементы.
Наш проект подходит к концу. Мы многое узнали про букву Ш, осталось узнать, сможем ли мы применить наши знания на практике. Последний этап нашей работы – применение знаний. Каждая группа должна составить слоги для чтения другой группе.
Как вы думаете, смогли ли мы помочь Буратино? Сможем ли написать букву в слове, которое Буратино не смог прочитать?
Слайд – вставить букву.
Мы помогли Буратино узнать еще одну букву алфавита. За это он говорит нам – спасибо, и дарит золотой ключик в страну знаний.
А нам осталось составить рассказ – сообщение о букве по опорным схемам.
6. Самоанализ
- Получилось ли составить рассказ?
- Что помогло справиться с поставленной целью?
- Что нового, интересного узнали о букве Ш?
- Хотелось бы вам продолжить изучение?
- Что еще хотелось бы узнать?
- Кого бы вы поблагодарили в своей группе за работу?
Я благодарю всех вас за сегодняшний урок!