Цели:
Образовательные:
- проверка знаний учащимися функций внешних устройств ПК;
- формирование у учащихся представления о внутренних устройствах персонального компьютера;
- закрепление умений и навыков работы в программах Microsoft Word и Power Point;
Развивающие:
Воспитательные:
Практические:
Задачи:
- актуализация и проверка знаний учащихся функций внешних устройств ПК;
- закрепление умений и навыков работы с автофигурами в Microsoft Word;
- введение в тему путем демонстрации внутренних устройств ПК;
- закрепление умений и навыков при создании презентаций в программе POWER POINT;
- развитие умений верно располагать внутренние устройства компьютера внутри системного блока.
Материалы и оборудование:
- компьютерный класс с установленными на каждом компьютере операционной системой Windows XP и Microsoft Office;
- мультимедийный проектор;
- текстовый файл “Функции внешних устройств ПК”, размещенном на всех ученических ПК
- три системных блока для демонстрации внутренних устройств ПК;
- таблица “Внутренние устройства компьютера” для заполнения каждому учащемуся;
- личная карточка достижений для каждого учащегося;
- шаблон презентации и макет стенда для работы в группах.
Предварительная работа с учащимися:
- некоторые учащиеся получают домашнее задание по некоторым внутренним устройствам ПК- жесткому диску, процессору, оперативной памяти
- подготовка консультантов (учащихся старших классов): разъяснение их функций и роли на уроке
ХОД УРОКА
1) Орг. момент (проверка готовности к уроку, приветствие учителя, представление консультантов)
- Здравствуйте ребята. Прежде, чем начать урок, я хотела бы представить вам наших консультантов – девочек из 10В класса, они сегодня будут нам помогать во время урока.
А собрались мы сегодня здесь, чтобы обсудить одну на мой взгляд очень важную тему. Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Ребята, мы все с вами очень дорожим друзьями, стараемся помочь им в беде, знаем их мысли и переживания. Компьютер тоже является нашим другом, мы общаемся с ним практически ежедневно, он во многом нам помогает! А значит, мы просто обязаны с вами знать, что происходит у него внутри, о чем он думает и чем мыслит! Но об этом немного позже!
2) Актуализация знаний учащихся (практическая работа).
- Сейчас я прошу вас вспомнить о чем мы говорили на последнем уроке?
О внешних устройствах ПК
Верно! А что это за устройства?
Устройства, которые подключаются к системному блоку снаружи!
Верно! Как еще называют внешние устройства компьютера?
Периферийные, устройства ввода/ вывода информации
Перечислим их…
Монитор, принтер, плоттер, мышь, трекбол, сенсорная панель, сканер, цифровые устройства, дигитайзер, колонки, наушники, микрофон.
Молодцы! Назвали вы все периферийные устройства без труда. А так же ли хорошо вы знаете их назначение??? А вот сейчас мы это и проверим…
- Предлагаю вам выполнить следующую работу на компьютерах. Мы с вами достаточно работали с различными автофигурами в текстовом редакторе. Сейчас познакомимся еще с одной, которая называется выноской. Посмотрите, пожалуйста на доску. Перед вами схема. Во-первых, вам требуется подписать названия всех устройств, изображенных здесь. Думаю, это вы сделаете легко. После чего вы должны установить соответствие между устройством выноской. Посмотрите, после выделения выноски, становится активным маленький желтый маркер, передвигая который, вы передвигаете указатель выноски (все это показывается на проекторе). У каждого из вас уже загружен файл (Приложение 1) с такой схемой, можете приступать к работе. Результаты вашей работы на уроке мои помощницы отобразят в личной карточке каждого из вас.
Учащиеся работают за компьютером в текстовом редакторе WORD. Один из них садится за рабочий стол учителя, чтобы гости могли наблюдать за работой через проектор. Задание: подписать устройства и установить соответствие между устройством и функцией, записанной в выноске (файл “СХЕМА” . По указанию учителя ребята садятся за рабочие места. Один из консультантов оценивает выполнение задания (1 балл присуждается за каждое верно подписанное и правильно расположенное в схеме устройство) и записывают результат в Личную карточку учащегося. Карточки лежат за компьютерными столами.
3) Изучение нового материала.
Ребята занимают свои рабочие места (столы расставлены для работы в группах).
Ну а теперь самое время заглянуть в новый мир. Говоря о внутреннем мире компьютера, мы с вами будем иметь в виду внутренне его строение. А внутренними устройствами компьютера называют все устройства, которые находятся внутри системного блока. Я думаю, вы уже об этом догадались. По мере того, как мы с вами будем эти красоты рассматривать, я предлагаю вам заполнять таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
Учитель объясняет материал. Консультанты (учащиеся 10 класса) помогают демонстрировать внутренние детали ПК. Ученики (выполнив дома индивидуальное задание) дополняют учителя. Остальные заполняют по мере получения новых сведений таблицу (Приложение 2):
Итак, перед вами системный блок со всеми его внутренними красотами. Первое устройство, о котором мы поговорим с вами – материнская плата. Это устройство компьютера, с помощью которого осуществляется обмен информацией и на которой имеются разъемы для процессора, оперативной памяти, видео- и звуковой карты, слоты для подключения внешних устройств.
Дальше мы рассмотрим с вами центральный процессор - несомненно самая важная часть. Располагается он на материнской плате, под радиатором, который охлаждает процессор во время работы. Радиатор крепится к процессору на специальную пасту, обладающую свойством теплопередачи. Процессор называют мозгом компьютера, потому что он обрабатывает всю информацию, выполняет все операции и вычисление результатов программы. (Дополняет ученик: Центральный процессор постоянно работает с памятью. Но скорость оперативной памяти не особо велика, чтобы процессор, при работе с ней, раскрывал полностью свой вычислительный потенциал. Поэтому, у процессоров существует своя собственная небольшая, но быстрая память – Кеш-память. Отсюда такая характеристика как разрядность процессора. Итак, разрядность процессора – это скорость выполнения элементарных операций. А количество операций, которые производит процессор за 1 секунду называется тактовой частотой). Итак, ЦП имеет ряд важнейших характеристик и о значении каждой из них нужно знать. Эти знания пригодятся вам чтобы в дальнейшем хорошо ориентироваться в выборе процессора для своего компьютера.
Жесткий диск. Мы уже знакомились с этим устройством, когда говорили о носителях информации и памяти компьютера. Для чего же нужен жесткий диск? (Учащиеся отвечают: для хранения информации). Верно. Жесткие магнитные диски представляют собой несколько дисков, покрытых слоем специального материала, заключенных в металлический корпус. За счет множества дорожек и большого количества дисков информационная емкость жестких дисков и их скорость записи достаточно велики. (Дополняет ученик: Часто жесткий диск называют винчестер. Бытует легенда, объясняющая, почему за жесткими дисками повелось такое причудливое название. При разработке первого жесткого диска инженеры использовали краткое внутреннее название “30-30”, потому что каждый из дисков в ходящих в его состав имел емкость 30 Мб. В то же время, широко известная в той же Америке магазинная винтовка О. Ф. Винчестера “Winchester 30-30” имела калибр - 0.30; может грохотал при своей работе первый винчестер как автомат или порохом от него пахло - не ясно, но с той поры стали называть жесткие диски винчестерами).
Оперативная память. Если на жестком диске память храниться долго, то оперативная память хранит информацию только во время работы компьютера. Как называется такая особенность оперативной памяти? (Отвечает ученик - энергозависимость, то есть ее содержимое стирается с выключением компьютера). Все операции по обработке информации, работа всех программ, установленных на компьютере осуществляются с использованием оперативной памяти.
Следующее устройство, о котором нужно сказать – это Дисковод. Для чего же он нужен? Дисковод — устройство компьютера, позволяющее осуществить чтение/запись информации на носители информации. На наших компьютерах установлены дисковды для флоппи-дисков, то есть для дискет. Как вы думаете почему эти дисководы все меньше и меньше используются? (Отвечает ученик: Объем памяти дискет очень мал, и поэтому они, так же как и дисководы для них стали менее полезными для нас. Наиболее распространенными являются дисководы для лазерных CD и DVD дисков. Их несколько видов . Одни позволяют только считывать информацию, другие еще и записывать)
Видеокарта и звуковая карта. Видеокарта обрабатывает графическую информацию и управляет ее выводом на экран монитора. Когда-то, очень давно, когда компьютеры работали только в текстовом режиме (это когда на экране только буквы и невозможно посмотреть кино или картинки), необходимости в таком устройстве не было. Всю работу по выводу изображения на экран брал на себя процессор. Однако при появлении цветного графического режима и операционной системы Windows работы у процессора прибавилось настолько, что он стал не справляться с ней. Пришлось предоставить ему помощника – видеокарту.
Пользователи со стажем наверняка помнят те времена, когда компьютеры умели только “пищать”. Времена меняются, и сейчас трудно представить себе компьютер без возможности воспроизведения и записи звука. Качество звука, издаваемого компьютером, зависит от двух устройств: звуковой карты и колонок.
Звуковая карта является внутренним устройством ПК, которое обрабатывает всю звуковую информацию и выводит её через колонки. Потребность в звуке и видео у пользователей компьютеров настолько велика, что практически все выпускаемые сегодня материнские платы содержат встроенные звуковую и видео платы. Такие материнские платы называют интегрированными.
Блок питания — источник электропитания, предназначенный для снабжения узлов компьютера электрической энергией. Блок питания также участвует в охлаждении компонентов внутри системного блока персонального компьютера.
Итак, мы с вами рассмотрели конфигурацию компьютера, то есть его внутреннее строение. Вы видите, что пользователь может сам комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости её модернизацию. Такой принцип называется принципом открытой архитектуры компьютера.
Внутренние устройства ПК | |||
Название | Функция | Дополнительные сведения | |
1 | Материнская плата | Обмен информацией | =//= |
2 | Процессор | Выполняет арифметические операции, управляет работой всех устройств ПК | Характеристики:
|
3 | Жесткий диск | Долговременное хранение информации | Характеристики: 1) объем 2) форм- фактор |
4 | Оперативная память | Кратковременное хранение информации | Особенность: энергозависима |
5 | Дисковод | Считывание информации и запись информации на носители | Виды: 1) для флоппи-дисков 2) CD 3) DVD |
6 | Видеопамять | Обработка графической информации | - осуществляет связь процессора и _монитора_ |
7 | Звуковая карта | Обработка звуковой информации | - осуществляет связь процессора и _колонок_ |
8 | Сетевая карта | Обеспечивает связь компьютера с другими компьютера сети | =//= |
9 | Блок питания | Снабжает все узлы ПК электроэнергией | =//= |
4) Закрепление нового материала:
- А теперь я предлагаю вам поработать в группе, дружно выполняя общее задание.
а) Работа в группах. Консультанты во время работы группы оценивают вклад каждого ученика в выполнение общего задания и записывают результат в личную карточку.
Группа 1:
Задание: Установить внутренние устройства ПК (материнскую плату, дисковод, жесткий диск, видеокарту, звуковую карту, оперативную память) на свои места.
Группа 2:
Задание: разобрать детали системного блока и установить их на стенд таким образом, чтоб детали были подписаны правильно.
Группа 3:
Задание: составить презентацию по шаблону (Приложение 3) по таблице, которую учащиеся должны были заполнить в течении объяснения нового материала.
б) Проверка выполненной работы:
Из 1 и 3 групп вызывается 2 учащегося, которые вместе с консультантом проверяют правильность выполненного задания группой 2. Из 2 и 3 групп вызывается 2 учащегося, которые вместе с консультантом проверяют правильность выполненного задания группой 1. В это время остальные работают по презентации, составленной 3й группой, подводя итоги изученного и одновременно проверяя правильность выполненного 3 группой задания. Ребята, которые проверяли задания других групп, садятся на места и продолжают работать. После окончании работы с презентацией ребятам предлагается самостоятельно выставить себе баллы за заполнение таблицы. Затем учащиеся отчитываются о проверки заданий групп. Подводятся итоги полученных баллов.
5) Разъяснение домашнего задания (учащимся раздаются карточки с изображениями внутренних устройств ПК, необходимо разместить соответствующие изображения в таблице).
Подведение итогов урока.