Тема урока "Гидролиз солей"

Разделы: Химия


Класс – 11

Предмет – химия

Цели:

  • Образовательные – сформировать представление о гидролизе солей, рассмотреть факторы, влияющие на смещение химического равновесия гидролитических реакций.
  • Развивающие – развивать умения писать уравнения гидролиза, определять среду растворов, устанавливать образование кислых или основных солей в реакциях, экспериментальным путем определять рН среды, анализировать, сравнивать, объяснять полученные результаты.
  • Воспитательные – формировать умения работать в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый.

Оборудование и реактивы: таблицы “Окраска индикаторов”, “Степень диссоциации кислот и щелочей”, “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”; на столах учащихся: растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3, NaHSO4, NaHCO3, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4, универсальная индикаторная бумага.

Планируемые результаты обучения: на изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе; объяснять процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1. Актуализация знаний Организует работу с текстом (стихотворение “Ваня и гидролиз”) (Приложение 1) [3],, мотивирует на изучение темы “Гидролиз солей”. Читают и анализируют стихотворение, определяют тему урока и задачи. 2 мин.
2. Изучение нового материала Организует выполнение лабораторной работы №1: Испытайте предложенные растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3 универсальной индикаторной бумагой. Определите характер среды. Объясните полученные результаты. Предоставляет инструкцию, напоминает учащимся о правилах ТБ. Выполняют лабораторный опыт №1. Определяют характер среды. Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для объяснения полученных результатов. 37 мин.
Организует беседу для решения возникших у учеников затруднений в объяснении полученных результатов:

- Что происходит с солями в растворе? (диссоциация)

- Какие частицы находятся в растворе? (катионы и анионы)

- Возможно ли взаимодействие ионов соли с полярными молекулами воды? В каких случаях оно возможно? (образование малодиссоциирующих частиц)

Приходят к выводу о взаимодействии ионов солей с молекулами воды, в результате чего в растворе накапливаются ионы водорода или гидроксид-ионы.
Организует работу учащихся с текстом “Гидролиз солей” (Приложение 2) [2], консультирует учащихся. Изучают процессы гидролиза солей, записывают уравнения гидролиза. Работают в группах, при необходимости обращаются к учителю за консультацией.
Организует выполнение лабораторного опыта №2. Определите характер среды водных растворов гидросульфата натрия NaHSO4 и гидрокарбоната натрия NaHCO3. Объясните полученные результаты. Запишите уравнения протекающих реакций. Выполняют лабораторный опыт №2. Анализируют состав солей, процессы гидролиза, записывают уравнение гидролиза:

НСО3- + НОН <—> Н2СО3 + ОН-

Организует беседу по вопросам:

- Угольная кислота нестойкая. Почему же не наблюдается выделение углекислого газа? (обратимый процесс)

- Какому принципу подчиняется состояние обратимых систем? (принцип Ле-Шателье)

- Как усилить гидролиз? (разбавление, повышение температуры)

Отвечают на вопросы.

Применяют принцип Ле-Шателье для гидролитических процессов.

Организует выполнение лабораторного опыта №3: Испытайте индикаторной бумагой растворы фосфата натрия Na3PO4, гидрофосфата натрия Na2HPO4 и дигидрофосфата натрия NaH2PO4. Запишите полученные результаты. Выполняют лабораторный опыт №3.Записывают полученные результаты.
Представляет учащимся таблицу (Приложение 3) для объяснения полученных результатов.

Приводит учащихся к выводу о том, что характер среды в растворах кислых солей зависит от соотношения констант диссоциации и гидролиза.

Анализируют таблицу и записывают процессы, происходящие в растворах солей.

1. Na3PO4 —> 3Na+ + РО43-

РО43- + НОН <—> НРО42- +ОН-

2. Na2HPO4 —> 2Na+ + HPO42-

HPO42- <—> H+ + РО43-

HPO42- + HOH <—> H2 PO4 - + OH-

3. NaH2PO4 —>Na+ + H2PO4-

H2PO4- <—> H+ + HPO42-

H2PO4- + HOH <—> H3 PO4 + OH-

3. Первичный контроль Предоставляет учащимся тестовые задания (Приложение 4). Работают в группах, обсуждают результаты, осуществляют взаимопроверку и самопроверку. 5 мин.
4. Домашнее задание Предлагает и комментирует домашнее задание: выучить теорию и ответить на вопрос: Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка? Записывают домашнее задание. 1 мин.

Литература.

1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. 11 класс. – М.: Блик плюс, 2000.

2. Можаев Г.М. Гидролиз солей http://www.kontren.narod.ru/lttrs/gydrol.htm

3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии (Серия “Школа радости”) – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.

4. Четверова Л.М. Гидролиз солей https://him.1sept.ru/2004/08/21.htm