Класс – 11
Предмет – химия
Цели:
сформировать
представление о гидролизе солей, рассмотреть
факторы, влияющие на смещение химического
равновесия гидролитических реакций.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый.
Оборудование и реактивы: таблицы “Окраска индикаторов”, “Степень диссоциации кислот и щелочей”, “Растворимость солей, кислот и оснований в воде”; на столах учащихся: растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3, NaHSO4, NaHCO3, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4, универсальная индикаторная бумага.
Планируемые результаты обучения: на изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе; объяснять процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Актуализация знаний | Организует работу с текстом (стихотворение “Ваня и гидролиз”) (Приложение 1) [3],, мотивирует на изучение темы “Гидролиз солей”. | Читают и анализируют стихотворение, определяют тему урока и задачи. | 2 мин. |
2. Изучение нового материала | Организует выполнение лабораторной работы №1: Испытайте предложенные растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3 универсальной индикаторной бумагой. Определите характер среды. Объясните полученные результаты. Предоставляет инструкцию, напоминает учащимся о правилах ТБ. | Выполняют лабораторный опыт №1. Определяют характер среды. Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для объяснения полученных результатов. | 37 мин. |
Организует беседу для решения
возникших у учеников затруднений в объяснении
полученных результатов: - Что происходит с солями в растворе? (диссоциация) - Какие частицы находятся в растворе? (катионы и анионы) - Возможно ли взаимодействие ионов соли с полярными молекулами воды? В каких случаях оно возможно? (образование малодиссоциирующих частиц) |
Приходят к выводу о взаимодействии ионов солей с молекулами воды, в результате чего в растворе накапливаются ионы водорода или гидроксид-ионы. | ||
Организует работу учащихся с текстом “Гидролиз солей” (Приложение 2) [2], консультирует учащихся. | Изучают процессы гидролиза солей, записывают уравнения гидролиза. Работают в группах, при необходимости обращаются к учителю за консультацией. | ||
Организует выполнение лабораторного опыта №2. Определите характер среды водных растворов гидросульфата натрия NaHSO4 и гидрокарбоната натрия NaHCO3. Объясните полученные результаты. Запишите уравнения протекающих реакций. | Выполняют лабораторный опыт №2.
Анализируют состав солей, процессы гидролиза,
записывают уравнение гидролиза: НСО3- + НОН <—> Н2СО3 + ОН- |
||
Организует беседу по вопросам: - Угольная кислота нестойкая. Почему же не наблюдается выделение углекислого газа? (обратимый процесс) - Какому принципу подчиняется состояние обратимых систем? (принцип Ле-Шателье) - Как усилить гидролиз? (разбавление, повышение температуры) |
Отвечают на вопросы. Применяют принцип Ле-Шателье для гидролитических процессов. |
||
Организует выполнение лабораторного опыта №3: Испытайте индикаторной бумагой растворы фосфата натрия Na3PO4, гидрофосфата натрия Na2HPO4 и дигидрофосфата натрия NaH2PO4. Запишите полученные результаты. | Выполняют лабораторный опыт №3.Записывают полученные результаты. | ||
Представляет учащимся таблицу (Приложение 3) для объяснения
полученных результатов. Приводит учащихся к выводу о том, что характер среды в растворах кислых солей зависит от соотношения констант диссоциации и гидролиза. |
Анализируют таблицу и записывают
процессы, происходящие в растворах солей. 1. Na3PO4 —> 3Na+ + РО43- РО43- + НОН <—> НРО42- +ОН- 2. Na2HPO4 —> 2Na+ + HPO42- HPO42- <—> H+ + РО43- HPO42- + HOH <—> H2 PO4 - + OH- 3. NaH2PO4 —>Na+ + H2PO4- H2PO4- <—> H+ + HPO42- H2PO4- + HOH <—> H3 PO4 + OH- |
||
3. Первичный контроль | Предоставляет учащимся тестовые задания (Приложение 4). | Работают в группах, обсуждают результаты, осуществляют взаимопроверку и самопроверку. | 5 мин. |
4. Домашнее задание | Предлагает и комментирует домашнее задание: выучить теорию и ответить на вопрос: Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка? | Записывают домашнее задание. | 1 мин. |
Литература.
1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. 11 класс. – М.: Блик плюс, 2000.
2. Можаев Г.М. Гидролиз солей http://www.kontren.narod.ru/lttrs/gydrol.htm
3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии (Серия “Школа радости”) – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002.
4. Четверова Л.М. Гидролиз солей https://him.1sept.ru/2004/08/21.htm