У учителей начальных классов возникает много вопросов при подготовке и проведении уроков окружающего мира. Сегодня эта ситуация усложняется, поскольку в курсе изучения окружающего мира действуют параллельно несколько учебных программ.
Материал учебника предполагает обязательной “вработку” каждого ученика в изучаемую тему, поэтому на уроках содержащих значительный объем информации, целесообразно использовать работу в группах.
Польский педагог и психолог В. Оконь подчеркивает, что “работа в группе предоставляет ученику большую свободу по сравнению с фронтальной формой обучения, где он стеснен присутствием учителя и класса, с другой стороны, эта свобода ограничена свободой других членов группы… Тем самым, групповая работа способствует воспитанию демократических начал в процессе образования. Воспитательная ценность заключается и в совместном переживании, вызванном решением задач группой и формирования на этой основе своих научных убеждений” [3 c.76]
Каковы же особенности работы в группах?
- способствует реализации общественно-воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим
- способствует реализации познавательных целей, повышает познавательную активность и самостоятельность
- расширяет границы межличностных отношений и способствует возникновению связей между учащимися
- делает объективным процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.
Работу в группах удобно использовать при изучении тем о значении растений и животных в природе и жизни человека. Уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений и диких животных под влиянием хозяйственной деятельности человека; сбора растений, неумеренной охоты и рыбной ловли, вытаптывания и фактора беспокойства. Охрана растений и животных. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.
В качестве наглядности используются таблицы “Охраняемые растения”, “Охраняемые животные”, открытки серии “Их нужно спасти”, слайды “По заповедным местам”, мультимедийные приложения.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задание для комбинированной работы. После выполненной работы один-два ученика от каждой группы знакомят класс со своими вопросами и подготовленными ответами, остальные группы принимали участие в обсуждении. Такая организация деятельности позволяет за урок оценить работу значительного большинства учащихся.
Фрагмент 1
Учащиеся класса работают по группам. На работу отводится3-4 минуты, от каждой группы отвечает по одному человеку, хотя ответ готовят все. Если ответ неполный, сначала помогают ответить участники данной группы, а потом уже учащиеся из других групп.
Задание 1
1-я группа .Что дают растения животным, а животные растениям? (Взаимосвязь растений и животных)
2-я группа. Что дают растения человеку (Роль растений в жизни человека)
3-я группа. Что дают животные человеку? (Роль животных в жизни человека)
4-я группа. Показать на схеме, что произойдет, если:
- человек срубит все деревья в лесу?
- люди будут мыть автомобили в водоеме?
1. Рисунок воображаемого леса: если человек срубит деревья - погибнут или уйдут в другие места растительноядные животные (белка, заяц, мелкие птицы), вслед за ними мигрируют хищники, которым нечем будет питаться (куницы, волки, хищные птицы); на вырубках начнут размножаться насекомые; исчезнут деревья - не станет грибов, уменьшится количество ягод… Более серьезные последствия: лес удерживает корнями деревьев воду, не станет деревьев – понизится уровень грунтовых вод, станет страдать от засухи почва, что приведет к снижению урожая.
2. Если люди будут мыть автомобили в реке, погибнут многочисленные мелкие рачки, которыми питаются промысловые рыбы, начнут размножаться микроорганизмы - вода зацветет-начнет задыхаться рыба. В конечном итоге- исчезнет рыба в реке, а воду нельзя будет использовать на нужды человека.
Итог фрагмента: в природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного элемента ведет к нарушению в “слаженном оркестре” живых организмов.
Фрагмент 2
Знакомство с Красной книгой.
1-я группа. Почему книга такого цвета? Общие сведения о книге.
2-я группа. Организуют работу по слайдам или таблицам “Охраняемые животные”. Лучше если информация будет содержать краеведческий материал. Например,учащиеся рассказывают о бобрах или о выхухоли.
3-я группа. Организует работу по слайдам или по таблицам “Охраняемые растения”. Обсуждение должно затрагивать краеведческий аспект: включить материалы по охраняемым растениям на территории родного края.
4-я группа. Готовит материал о лекарственных растениях.
Дети обычно готовят материал на самые распространенные виды лекарственных растений (подорожник, зверобой, крапива, липа, и др.)
Итог фрагмента: беречь нужно не только редкие и исчезающие виды растений и животных, но и те, которые еще встречаются в наших лесах и степях. Помни: в природе все взаимосвязано!
Фрагмент 3
Что значит охранять природу?
1-я группа. Учащиеся придумывают “ запрещающие” знаки о правилах поведения в природе. Обосновывают необходимость соблюдения этого знака.
2-я группа. Учащиеся разрабатывают “Кодекс правил поведения в природе”, в котором могут быть следующие положения:
- нельзя собирать редкие растения;
- не надо собирать для гербария ничего лишнего;
- не будем срывать для букетов растущие в природе растения;
-не будем сбивать ногой грибы, которые мы не знаем
- будем ходить только по тропинкам;
- нельзя шуметь в лесу, иначе мы можем побеспокоить птиц в гнездах и других лесных обитателей.
3-я группа. Учащиеся готовят выступления о создании и роли заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных. Эффективно включить краеведческий материал.
Итог фрагмента: в природе важно уметь правильно себя вести.
Таким образом, работа в “группах” является одним из приемов формирования основных видов УУД, что отвечает реализации требований выполнению ФГОС второго поколения.