Урок-ярмарка по теме "Старинные русские меры". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: знакомство обучающихся со старинными русскими мерами.

Задачи:

  • Формировать умение пользоваться старинными русскими мерами при решении задач.
  • Развивать коммуникативные качества обучающихся при работе в группах.
  • Воспитывать уважительное отношение обучающихся к старинным обычаям и традициям русского народа.

Оборудование: таблицы, старинные русские костюмы, жетоны, мультимедиа проектор

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель объявляет тему и цель урока

Ученики разбиваются на три группы

II. Из истории русской ярмарки

Учитель рассказывает о русской ярмарке.

У.: А теперь, ребята, давайте представим, что мы попали на ярмарку, а какая же ярмарка без шуток, веселья, песен.

Информация о ярмарке

Ярмарки и народные гулянья занимали в жизни русского народа очень заметное место.

Уже к началу 1830-х гг. в России насчитывалось более 1700 ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей. А к концу 19 века только в одной Воронежской губернии устраивалось свыше 600 ярмарок, на которые привозилось товара на 11 млн. 500 тыс. рублей. На знаменитой Нижегородской ярмарке в 1875г. в сутки бывало более 135 тыс. человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, “полагая по 3 фунта (1 кг 200г) на человека в сутки”. Кроме купли-продажы торговая площадь была и местом проведения празднеств. Здесь действовали театры ПетруHки, медвежья потеха, кукольники, музыканты и балагуры, продавцы нарядов, устраивались катания на горках. Ярмарка нашла отражение в произведениях великих русских писателей. Мотивы ярмарки отразились в полотнах русских художников.

Группа ребят показывает сценки из русской ярмарки. Ребята садятся по группам, а два лотошника остаются и помогают учителю вести урок.

1 л: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы

2 л: Приглашаем вас на ярмарку. Приобретайте наш товар. Товару разного много, покупайте не скупитесь. Проявите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

1 л: Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам.

У.: Но простите, уважаемые лотошники, как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар? Они не знают ни мер длины, ни мер веса, ни денежных единиц.

2 л: А мы, прежде чем пригласить ребят на ярмарку, дали им задание разузнать о старинных мерах веса, мерах длины и старинных деньгах.

Представитель каждой группы вешает плакат на доску и рассказывает о старинных мерах веса, длины и старинных деньгах.

Денежные единицы

Наиболее древней денежной единицей являлась “гривна”. Она представляла собой слиток серебра весом около 400г, а чтобы получить меньшую единицу, гривну стали рубить на 2 части. Одна такая часть получила название, дошедшее до нас, рубль. Наравне с серебряными деньгами в Древней Руси мерой ценности были меха. За их единицу принималась купа. Меньшими единицами были мордки и ушки белок и др. зверков. Позже появились на Руси кожаные деньги. Это были четырехугольные кусочки кожи с выдавленными на них княжескими клеймами. Кожаные деньги ходили в стране до 18 века. В 16 веке появились новгородки- маленькие серебряные монеты неправильной формы, на которых был изображен всадник с копьем. От них и пошло название копейка. Вместо кожаных денег при Петре I ввели серебряные монеты-гривенники и полтинники. При этом содержание серебра в рубле было уменьшено. Рубль содержал 100 копеек. Бумажные денежные знаки появились в нашей стране впервые в 18 веке при Екатерине II.

Меры веса

Для измерения объемов зерна, муки и других сыпучих веществ, а также жидкостей, в старину употребляли различные по размерам и названиям сосуды, причем емкость их точно не была определена. Старинные русские меры веса: золотник, фунт, пуд, берковец, ласт. Предполагается, что слово золотник произошло от слова златник - название монеты во время правления князя Владимира Святославовича (Х В), а с конца 16 века служил единицей веса драгоценных камней и металлов. Фунт, как и аршин, в России существовал свой в каждой губернии и значительно отличался друг от друга по весу. Поэтому для устранения разнобоя в определении веса различных предметов был введен казенный фунт. Его копии – обыкновенные гири, с впаянным государственным клеймом выдавались предприятиям, где происходило взвешивание.

Меры длины

Первые единицы длины как на Руси, так и у других народов древности, были связаны с различными частями тела человека. Древними русскими мерами были пядь (ладонь), локоть (позже аршин), сажень, верста, миля. Еще в прошлом веки российские крестьяне пользовались мерой лапоть.

В России пользовались двумя видами саженей- маховой и косой. Маховая сажень- это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах руки. Косая сажень- расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги. “Фут” или “Ступня”- древняя величина, до сих пор используется в Англии и США. “Дюйм”- название большого пальца руки. Эта мера использовалась для измерения небольших предметов.

У: А теперь ребята, расскажите, какие пословицы и поговорки вы знаете, в которых встречаются старинные меры.

Учитель оценивает выполненные задания и раздает жетоны.

III Решение старинных задач

А сейчас, ребята, вы будете у лотошников покупать товар. Товар- это задача. Двое ребят из группы будут решать более сложные задачи и стоить они будут дороже, а остальные задачи будуу дешевле, значит менее сложные. Деньгами будут жетоны, которые вы сегодня заработали. Но покупая товар, вы должны перевести старинные меры в метрическую систему.

2 л:

Добры молодцы, красны девицы,
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли,
А мы товару припасли.

1 л: Налетайте, покупайте, разбирайте. Продается дорогой товар, стоит 2 жетона.

6 учеников решают задачу. (3 ученика у доски, 3 решают на месте).

  • 1 группа: Продается чебак весом 1 фунт на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника. За цепочку золотую надо заплатить 5 руб. с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?
  • 2 группа: Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоят 2 рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с гривенником. Сколько стоит жилет?
  • 3 группа: Продается зоосад - 2 цыпленка, 5 гусят. 1 цыпленок стоит 3 пятиалтынных, а один гусенок стоит полтину с алтыном. Сколько стоит зоосад?

2 л: А теперь продается товар попроще. Каждая задача стоит 1 жетон. Налетайте, покупайте, разбирайте!

1. Какой рост у дюймовочки в одноименной сказке Андерсена? (2 см, 5мм) в см? в мм?

2. Обычное пожелание морякам перед плаванием “Семь футов под килем”. Сколько это будет в см? (210 см, 35мм)

3. Бывают ли люди “семи пядей во лбу”?

4. “Пять верст до небес, и все лесом”. Сколько метров до “небес”? (5 км 335м)

5. Хлеб на ярмарке рассчитывали по 3 фунта на человекав сутки. Сколько полагалось хлеба в кг? (1 кг 362 г)

6. “Не худо, что булка в полпуда”. Сколько весит булка? (8кг)

7. Высота терема равна трем саженям. Какова высота терема в м и см? (6м 39см)

8.†Сколько полушек в алтыне? (12 полушек)

9. Как гривенник можно разменять на алтын и гроши? (1 грив.=1 алтын 14гр.)

10. Человека узнаешь, когда с ним три пуда соли съешь. Сколько кг надо соли надо “съесть”? (48 кг)

11. “Семь верст молодцу не крюк”. Сколько километров “крюк”? (7 км 469м)

За решение задач учитель раздает жетоны.

IV. Подведение итогов ярмарки

1л: Товар продан. Товар продан. Ярмарка закрывается.

2л: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас по заслугам.

Лотошники уходят.

У: Итак, ребята, где вы побывали?

Р: На ярмарке.

У: Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

Ребята отвечают на вопрос. Учитель рассказывает, когда в России была введена единая метрическая система.

У: А сейчас, ребята, проверим хорошо ли вы узнали старинную систему мер. На доске для каждой группы записаны названия различных мер. Вам необходимо узнать и назвать данную систему мер, и найти лишнюю единицу, не входящую в данную систему.

миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр.

кадь, пуд, золотник, ласт, килограмм.

полушка, копейка, полтина, алтын, грош.

аршин, верста, миля, дюйм, метр.

фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.

верста, километр, фут, вершок, локоть.

Учитель оценивает выполнение задания и раздает жетоны.

V. Заключительный этап урока

Ученики считают количество жетонов в своей группе. Учитель оценивает работу каждой группы: победителям - 5, остальным - 4.

У: А вы знаете, ребята, что в старину в конце каждой ярмарки, по случаю удачной торговли, устраивали народные гулянья с песнями, плясками, играми. Пили чай с пирогами, блинами, пряниками. Давайте и мы также закончим нашу ярмарку и угостим гостей пирогами.

Ученики поют русскую народную песню и угощают гостей пирогами.

Приложение

Таблица старинных мер

Меры длины

1 миля = 7 верст 7 км 469 м

1 верста = 500 саженям 1 км 67 м

1 сажень = 3 аршина = 7 футам 2 м 13 см

1 аршин = 16 вершкам 71 см

1 фут = 12 дюймов 30 см 5 мм

1 дюйм 2 см 5 мм

Меры веса

1 ласт = 72 пудам 1 т 200 кг

1 берковец = 10 пудам 164 кг

1 пуд = 40 фунтам 16 кг

1 фунт = 96 золотникам 410 г

1 золотник = 96 долям 4 г 3 мг

Денежные единицы

1 рубль = 2 полтинам = 100 копеек

1 полтина = 50 копейкам

1 пятиалтынный = 15 копейкам

1 алтын = 3 копейкам

1 гривенник = 10 копейкам

2 деньги = 1 копейке

2 гроша = 1 копейке

4 полушки = 1 копейке