Урок алгебры в 8-м классе: "Теорема Виета"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • изучить теорему Виета и обратную ей теорему;
  • показать применение теоремы Виета к решению квадратных уравнений;
  • способствовать выработке у учащихся умения анализировать и обобщать изучаемые факты; развивать самостоятельность путем выполнения индивидуальных творческих и опережающих заданий;
  • стимулировать интерес к предмету, используя дополнительную литературу по истории математики.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Вступительное слово учителя.

2. Устная работа с целью совершенствования вычислительных навыков.

Представьте число в виде произведения двух целых множителей: 18, -24, 12, -27.

Выполните действия:

-5 + 3; -4 * 2; - 3 – 5;

-10 + (-2); -16 : 8; 5* (-3).

3. Изучение нового материала.

1) Сильные учащиеся (3 человека) получают задание решить уравнения:

x2-2x-3=0

x2+5x-6=0

x2-x-12=0

x2+7x+12=0

x2-8x+15=0

x2-13x+42=0

1) С остальными слушаем сообщение о выдающемся французском математике Франсуа Виета (готовит ученик.)

2) Исследовательская работа №1.

По готовому решению все вместе заполняем таблицу, заготовленную на доске.

уравнение Корни x1;x2 x1+x2 x1* x2
x2-2x-3=0 -1;3 2 -3
x2+5x-6=0 -6;1 -5 -6
x2-x-12=0 -3;4 1 -12
x2+7x +12=0 -3;-4 -7 12
х2-8x+15=0

x2-13x+42=0

3;5

6;7

8

13

15

42

3) Анализируем таблицу и устанавливаем закономерность между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Пытаемся сформулировать теорему.

4) Закрепление формулировки теоремы. Выполнить устно № 573.

5) Для сильных учащихся рассмотреть доказательство теоремы Виета. (у доски доказательство проводит ученик, имевший опережающие задание: изучить теорему самостоятельно.) 5) Для слабых первичное самостоятельное закрепление формулировки. Работа по карточке №1.

Найти сумму и произведение корней уравнения:

x2-16x+28=0

x2-12x-45=0

3x-40+x2=0

x2-27x=0

x2-12=0

6) Заслушать слабых учащихся и проанализировать их ответы.

7) Понятие обратной теоремы и сформулировать ее для теоремы Виета (доказательство обратной теоремы учащимся рассмотреть дома самостоятельно) Обратить внимание учащихся на практическую значимость обратной теоремы. С этой целью выполнить устно №576.

8) Обобщение теоремы Виета для произвольного квадратного уравнения.

Учитель выполняет необходимые записи на доске и формулирует обобщенную теорему Виета в стихотворной форме:

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни и дробь уж готова
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда!
В числителе b, в знаменателе а.

9) Решение задачи с применением теоремы Виета №578 ( комментированное решение).

4. Исследовательская работа №2

Проверьте, что число 1 является корнем уравнения:

  • x2+17x-18=0;
  • x2-19x+18=0;
  • 12x2-35+23=0.

Используя теорему Виета найдите второй корень для каждого уравнения.

Какая особенность коэффициентов объединяет эти уравнения?

Сформулируйте установленное свойство в форме утверждения: Если..., то....

5. Итог урока. Обучающая самостоятельная работа по индивидуальным карточкам на три уровня. Образец карточки.

“3”

Составьте квадратное уравнение, корни которого равны 7 и –3.

“4”

Решите уравнение подбором корней

x2-11x+30=0

“5”

В уравнении x2-px+45=0 один из корней равен –5. Найдите второй корень и коэффициент p.

6. Домашнее задание. П.23 (изучить). №575(а,б), №575 (устно), доделать карточку №2.

Приложение 1

Приложение 2