Возможности использования логических блоков в современном образовательном процессе

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который существенно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Установлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений, так как именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений и на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия [2].

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются “логические блоки”, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Цель работы - формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при взаимодействии со специальным материалом – “логические блоки” Дьенеша.

  • Достижение поставленной цели происходит через решение следующих задач:
  • Содействовать формированию положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.
  • Создать условия для индивидуального развития способностей ребенка.
  • Формировать положительное отношение и интерес к математике.

“Логические блоки” представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Комплект “логических блоков” дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

Дидактический материал “логические блоки” представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • цветом – красные, желтые, синие;
  • размером – большие и маленькие;
  • толщиной – толстые и тонкие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5*5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), карточки с отрицанием свойств [3].

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 шт.), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 шт.), и в конце полный комплект фигур (48 шт.). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. Основная цель использования дидактического материала:

научить дошкольника решать логические задачи на разделение по свойствам.

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Это даст возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям только в том случае, если он “вырос” из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложное задание, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку. Очень важно, чтобы ребенок приступал к более сложной игре тогда, когда самостоятельно справится с задачами в предшествующей игре или упражнении.

Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и, во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с “логическими блоками”. Пусть они используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. Дети установят, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм.

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых – освоение свойств, слов “такой же”, “не такой” (по форме, цвету, размеру, форме); “найди не такую форму, как эта” по цвету и форме (форме и размеру, размеру и цвету).

Примеры игр.

“Цепочка”. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь как можно длиннее построить цепочку. Варианты построения цепочек:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

- чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по цвету.

“Второй ряд”. Выложить в ряд 5-6 фигур, построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (размера, цвета); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру (не такая по форме, размеру и цвету).

“Раздели фигуры”. Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки, предложите им ответить на вопросы: какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки? (Все не красные). Попробуйте разделить фигуры по-разному: чтобы у мишки были все круглые; чтобы у зайки были все большие; чтобы зайке достались все желтые.

Игра “Угадай-ка”, где логические блоки выполняют функцию подарков (шоколадок, машинок, кукол). Подарок достается из коробки и прячется, а дети пытаются угадать его цвет, т.е. одно свойство.

Далее угадываются подарки по двум свойствам, например, Буратино выбрал платок для черепахи Тортилы, какого цвета и формы. В третьем варианте игры требуется отгадать сразу три свойства (цвет, форма, размер).

Для поддержания интереса игровые мотивации меняются: детям предлагается разделить печенье между поссорившимися Чиполлино и Буратино; навести порядок в шкафу человека Рассеянного; построить дорожки из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь Герде; угостить Винни-Пуха и Пяточка печеньем; построить дорожку от домика Медведя; смастерить новогоднюю гирлянду; разделить пирожные на блюдце; угостить кота Батона и мышек Карамелек печеньем; помочь мэру города заселить домики; Незнайка прислал три конверта; Веселая почта и т.д.

Очень нравится детям игра “Помоги муравьишкам”, где игровая мотивация совершенно другая. Логические блоки – это муравьишки, которые все время убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно и даже теряются в лесу. Дети должны помочь маме-муравьихе быстро возвратить их в свой дом. Называется одно свойство, например, желтые муравьишки должны попасть домой. Дети прячут в свои домики соответствующие блоки. Домики открывают и проверяют, не попал ли туда муравьишка другого цвета. Аналогично при повторении игры называется уже два свойства, затем три.

Затем детям предлагаются игры с блоками, свойства которых изображены на карточках. Так, цвет обозначается пятном (на рисунке цвет обозначен пятном и определен буквой: “к” - красный, “ж” - желтый, “с” - синий; величина – силуэтом домика (большой, маленький); форма – соответствующими контурами фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); толщина – условным обозначением человеческой фигуры (толстый, худой) [3].

Карточки рассматриваются вместе с детьми, уточняется, какие свойства изображены на них. Рассматривают с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют “имя” каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: это красный, большой, круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит, сюда можно положить красный блок.

Игровые упражнения проводятся следующим образом: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие блоки, назвать их. Можно использовать карточку с восемью клетками.

Более сложные задачи – на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей возможно решение более сложных задач. Детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино – все круглые, у Буратино – все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы и красные, и круглые: есть не красные и не круглые: т.е. дети могут прийти к выводу, что справедливо будет положить красные и круглые блоки между персонажами, а не красные и не круглые - вне этого пространства.

Вариантом логических игр являются игры с обручами. Надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча. И добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем ребенку предлагается встать внутри обруча. Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри этой линии или вне ее, нет.

Вот описание некоторых игр с обручами.

Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданиями ведущего. Например, внутри обруча все красные блоки, вне круга все остальные. Детям задаются вопросы:

  • Какие блоки внутри круга? (красные).
  • Какие блоки оказались вне обруча? (не красные).

Верен именно такой ответ, так как важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети сами могут выбирать, какие блоки могут лежать внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словам фигуры вне обруча.

Игры с двумя обручами. На полу два обруча (синий и красный), обручи пересекаются, потому и ограничивают общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать: внутри синего обруча; внутри красного обруча; внутри обоих обручей; вне красного обруча; внутри синего, но вне красного; внутри красного, но вне синего; вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают обручи так, чтобы внутри синего обруча оказались все синие блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и синие блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

Какие блоки лежат:

1. внутри обоих обручей?

2. внутри синего, но вне красного обруча?

3. внутри красного, но вне синего?

4. вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств – формы и цвета.

Таким образом, в процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, размер, форму, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем овладевают умениями анализировать, сравнивать, обобщать предметы по свойствам. С “логическими блоками” ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет, убирает, прячет, ищет, делит между “поссорившимися” игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает. Логико-математические игры с блоками способствуют развитию умственных операций. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: “Ум без догадки гроша не стоит”.

Эффективным способом обучения детей на занятиях и вне их является использование интересной и доступной модели в виде “Чудо-машины” [5], которая позволяет сочетать наглядность с игрой и с помощью которой можно производить различные практические действия и операции. “Машина” представляет собой вырезанный из плотной бумаги прямоугольник (основание – 10 см, высота – 20 см), разделенный по высоте на шесть равных “отделов”: верхняя часть предназначена для различных программ, которые будет выполнять “машина”; следующие четыре “отдела” - для выполнения заданных программой операций с геометрическими фигурами (в них рисуются стрелки, указывающие направление – вправо); в нижней части “машины” изображены две кнопки (включение – выключение). Как работает машина? Например, если сначала нажать на желтую кнопку, потом на зеленую, то “машина” будет перекрашивать желтые фигуры в зеленый цвет, при этом размер и форма не изменяется: вложили в нее маленький желтый треугольник, - вышел из нее маленький треугольник, но не желтый, а зеленый. Для включения и выключения “машины” дети могут использовать кнопки, расположенные в нижнем “отделе”. Программы в верхней части “машины” задаются с помощью значков-символов, которые обязательно используются вместе с “логическими блоками”.

Игры с “машиной” позволяют повысить интерес к занятиям математикой, а все задания воспринимают как интересную и увлекательную игру.

Работая над проблемой развития математических представлений детей дошкольного возраста можно сделать следующий вывод: обучение дошкольников, основанное на использовании логических блоков, относится к методам, способствующим ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Для этого педагогу следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность с использованием интересных ребенку игр и упражнений с логическими блоками. Нужно постоянно менять игровую мотивацию, насыщать игры новыми игровыми заданиями, действиями, сюжетами, взрослый при этом должен быть полноправным участником.

Список литературы

  1. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. – М.; СПб; Киев, 2007.
  3. Логика и математика для дошкольников Составитель Е.А. Носова. СПб, 2002.
  4. Математика от 3 до 7. Составитель З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб,1997.
  5. Шмырева Т. Знакомьтесь: чудо-машина! Дошкольное воспитание. 1993.- №11.- с.21-25.