Цель урока – повторение и обобщение материала по истории Древней Греции. Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции.
План урока.
- Основные события греческой истории.
- Древнегреческая демократия.
- Язык и письменность.
- Мораль древних элементов.
Урок рассчитан на один час. При наличии времени можно провести и двухчасовое занятие, дополнив план урока вопросами о греческом театре, архитектуре, Олимпийский играх.
Делим класс на три группы, у каждого ученика на парте тетрадь, ручка, учебник, дневник, атлас. На доске слова В.Г. Белинского: “На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество”, а так же тема и план урока, основные термины.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Ученики выполняют задание на значение дат, упоминают хронологические рубежи истории Древней Греции, говорят о её периодизации.
3. Учитель отмечает, что главная ценность античной культуры – свободная личность.
4. Учитель напоминает, что мы ежедневно пользуемся многими достижениями древних греков.
5. Работа по этапам.
6. Проведение итогов, выставление оценок.
Этот урок проводится в игровой форме. Он организуется почти так же, как повторительно-обобщающие занятия по истории Древнего Востока. В конкурсе – игре участвуют все ученики. На каждый вопрос отвечают несколько школьников. Выслушав ответы, учитель не комментирует их, а только просит каждого из отвечавщих поставить в своем конкурсном листке условный значок, характеризующий ответ:
- как правильный;
- как верный, но не полный;
- как неправильный.
Чтобы стимулировать активность ребят, учитель говорит, что претендовать на победу в конкурсе смогут те, на чьих листочках к концу урока окажется не менее восьми значков. Такая организация игры позволит поддерживать высокий темп на протяжении всего занятии. До конца урока, когда подводятся итоги, ученики не знают, заслужили ли они уже хорошую оценку (плохих отметок на подобных уроках выставлять, конечно нельзя).
На некоторых этапах конкурса школьники должны использовать знания, полученные не только на уроках по истории Эллады, но и при изучении Древнего Востока.
На первых четырех и на последнем этапе ребята работают коллективно; соревнуются три команды.
I этап. Каждой команде предстоит определить о какой стране, о какой древней цивилизации можно рассказать, используя объединенные в перечне слова.
А. Алфавит, пурпур, мореплавание, стекло, колонии.
Б. Клинопись, глина, Хаммурапи, Навуходоносор.
В. Шахматы, Ганг, неприкасаемые, джунгли, священная корова.
II этап. Командам предлагается определить, что объединяет слова, словосочетания и дата в перечнях.
А. Хор, скене, комедия, орхестра.
Б. Демос, аристократия, Солон, 594 г. до н.э.
В. Мессения, илоты, военная доблесть, лаконичная речь.
III этап. Участникам конкурса нужно заменить многоточия подходящими словами. “Так уж повелось, что весной … приходили в деревню и убивали кого им вздумается. Впрочем, они никогда не трогали женщин и стариков. И на детей они не обращали внимания. Они выбирали лишь молодых и сильных мужчин, тех которые могли дать отпор. Для ... это была игра”.
IV этап. Командам предлагается определить, какое событие отписано в коротком тексте и продолжить рассказ.
“У македонцев на правом фланге, против левого крыла неприятеля, против самого сильного врага – афинян, встал сам Филипп. А на левом фланге, против беоплийцев, во главе тяжелой конницы, занял позицию его сын, Александр”
V этап. Ребята отвечают на вопросы:
- кто был стратегом, когда строился Акрополь;
- кто создал знаменитые статуи Афины и Зевса;
- кто написал “Антигону”?
VI этап. Нужно отгадать, что воспроизведено на рисунке. Школьникам раздаются карточки с изображениями колосса Родосского, Фаросского маяка, Парфенона.
VII этап. Даты и события. Нужно определить, к какому из событий относится каждая из названных дат, и кратко описать это событие:
- 594 г. до н.э.
- 490 г. до н.э.
- 480 г. до н.э.
- 443 г. до н.э.
VIII этап. Чудеса света. Школьники перечисляют семь чудес света (в античной традиции). После этого предлагаются дополнительные вопросы, например: какие из чудес света были созданы греками? Какие из чудес света находились в Египте?
IX этап. На схематическом рисунке античного храма ребята должны показать архитектурные элементы (фронтон, портик, колонну).
X этап. Предлагается разделить список имен на две части, перечислив сначала мифологических персонажей, а затем реально живущих людей.
Каждое имя сопровождается краткими пояснениями.
Геродот, Аполлон, Демокрит, Гесиод, Архимед, Ксеркс, Прометей, Мирон, Эсхил.
XI этап. Каверзные вопросы. На этом этапе вновь соревнуются команды. Каждой из них предлагается для коллективного обсуждения один вопрос из задачника С. Г. Смирнова.
Подведение итогов урока, выставление оценок.