Урок математики во 2-м классе по теме "Прямоугольник и квадрат" (программа перспективной начальной школы)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить различать геометрические фигуры: прямоугольники и квадраты;
  • закреплять навык построения геометрических фигур на клетчатой бумаге;
  • развивать пространственное мышление и внимание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу в добрый час

2. Устный счет

1. Маша и Катя стреляли из лука. Кто из них оказался победителем после трех попыток?

Кто набрал очков больше и на сколько?

2. Чему равна масса арбуза? Чему равна масса дыни?

3. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний

Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленён,
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имён

Поставьте точку в начале строки. Спуститесь вниз на 6 клеточек вниз, проведите линию, отсчитайте вправо 8 клеточек :и провед:ите линию, поднимитесь вверх на 6 клеточек и прочертите линию, отсчитайте влево 8 клеточек и проведите линию. Что у нас получилось? Докажите что это прямоугольник. (Выделяют 4 угла, цветными карандашами выделяют противоположные стороны)

Если все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот чегырёхугопьник
Назовём прямоугольник

– Рассмотрите чертеж. Найдите «лишнюю» фигуру.

– Как называется эта фигура? (Прямоугольник.)
– Сегодня на уроке будем различать геометрические фигуры и строить прямоугольники.

IV. Работа по теме урока

Фронтальная беседа по вопросам:

– Какое наименьшее число углов может содержать фигура?
– Какие фигуры, имеющие углы, вы знаете?
– Дайте определение многоугольнику, четырехугольнику, прямоугольнику и квадрату.
– Является ли квадрат чегырехугольииком?
– А четырехугольник всегда можно назвать квадратом?
– Каждый ли многоугольник можно назвать четырехугольником? Является ли каждый четырехугольник многоугольником?

Он давно знакомый мой
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его квадрат

Задание 1.

– Назовите фигуры, изображенные на рисунке. (Это четырехугольники.)
– Какие из них являются прямоугольниками? (Прямоугольник это четырехугольник, у которого все углы прямые.)
– Найдите прямоугольники с помощью угольника.
– Перечертите прямоугольники в тетрадь.
– Есть ли среди этих прямоугольников такие, у которых все стороны равны
по длине?
– Проверьте это с помощью линейки. Раскрасьте такие прямоугольники.
– Прямоугольники, У которых все стороны равны, называются :квадратами.
– Сколько :квадратов на рисунке? (Два.)

Задание 2

– Начертите :квадрат на клетчатой бумаге.

Задание 3

– Начертите прямоугольник, который не является :квадратом.
– Закрасьте часть этого прямоугольника так, чтобы закрашенная часть этого прямоугольника была :квадратом.

Задание 4

– Вырежьте :квадрат из листа бумаги.
– Разрежьте его на, две одинаковые фигуры. Сделайте это разными
способами,
– Покажите на рисунке, как это можно сделать.

Задание 5

– Начертите четыре прямых, точки пересечения которых являются вершинами квадрата.

Задание 6

– Сосчитайте число квадратов на рисунке.

Ответ: 14 квадратов.

Работа по карточкам.

– Рассмотрите рисунок и отметьте красным карандашом все точки, которые являются вершинами прямых углов.

Итог урока. Инсценировка сказки

– Что нового узнали на уроке?
– Какая фигура называется четырехугольником?
– Какой четырехугольник называется прямоугольником?
– Какой прямоугольник называется квадратом?

Домашнее задание: составить и решить задачу по выражению 90 – 9.