Урок окружающего мира по теме "Как разрушаются камни". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: Сформировать представление о разрушении горных пород под действием температуры воздуха, воды, льда, ветра, растений, животных.

Задачи:

  • Углубить знания об изменении твёрдых тел под воздействием различной температуры.
  • Сформировать знания о постепенном, последовательном разрушении горных пород.
  • Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность; умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
  • Использовать методы формирования у детей коммуникативной, проблемной, толерантной компетенции.
  • Поддерживать стремление поиска верного ответа без боязни ошибки

Оборудование: мультимедийное оборудование, опорные слова; карточки с проблемными вопросами для каждого ученика; для опытов: спиртовка, спички, монета, доска с гвоздями, молоток, кусочки гранита на каждую парту; картины выветривания гор; энциклопедия для детей (геология), образцы камней

Методы:

  • Беседа с целью воспроизведения знаний о свойствах воды, воздуха.
  • Опыты с целью выявления свойств твёрдых тел под воздействием температуры, физического давления.
  • Коллективная поисковая работа по проблемным вопросам.
  • Эвристическая беседа: коллективный поиск ответа на проблему урока.
  • Работа с учебником, дополнительным материалом.

Ход урока

1. Настрой на урок. Слайд 1

- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу, глубоко вдохните, выдохните, отбросьте напряжение и все страхи. Это гости, они пришли к нам с добром. Давайте настроимся на рабочий лад, на поиск правильных ответов. Я уверена, что у нас всё получится. Сегодня на уроке: проведем с вами исследование. Что это такое? (опыты, обсуждения,эксперимент )

2. Актуализация знаний Слайд 2

- Вспомните, что происходит с газами при нагревании и охлаждении?

(Ответы детей)

- А что происходит с водой при превращении её в лёд?

(Ответы детей)

- Интересно, а что будет происходить с твердыми телами при нагревании и охлаждении? (ответы детей )

Давайте проверим опытным путем. С каким предметом можно провести оп на примере монетки.

Монета - твердое тело? (да)

3. Демонстрация опыта

Посмотрите, у меня в руках монета, а вот ворота, размер которых равен её диаметру.

(Показ: монета проходит между двумя гвоздиками, вбитыми в дощечку.)

- теперь я нагреваю монету в пламени спиртовки... и снова пробую пропустить её через ворота. Не проходит!

- Как вы думаете, почему так происходит? (Твёрдые тела при нагревании расширяются.)

- Но вот монета остыла и снова стала проходить между гвоздями. Что произошло? (При охлаждении твёрдые тела сжимаются.)

- Сделайте вывод.

Слайд 4

Вывод при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.

4. Актуализация знаний

Слайд 5

- Внимание на экран. Что изображено на слайде ? (частицы )

- Поднимите карточку с тем номером, где изображены частицы при охлаждении, при нагревании.

Слайд 6

- К какой группе твердых тел относится монета ? (искусственные или созданные человеком)

- А как называется вторая группа твердых тел?(естественные )

- Назовите объекты, которые относятся к искусственным телам?

- Объект какой группы остался на экране ?

5. Практическая работа с камнем. (Раздаю на парты камни.)

- Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.

Мы к твёрдым телам отнесём его? Да!

- Давайте попробуем его сломать руками.

- Как вы думаете, может ли человек разрушить такой камень? Как? Чем? (молотком, в строительстве, взрыв)

- А могут ли камни разрушаться без влияния человека?

- Определите тему, над которой мы будем сегодня работать

6. Коллективное обсуждение.

- Давайте сегодня и порассуждаем на эту тему и попробуем найти ответ на вопрос: Могут ли разрушаться камни? Слайд 7

- Как же разрушаются камни? Кто или что влияет на разрушение камней

(Слайд 8)

Под влиянием человека. В природе без вмешательства человека.

- Мы сегодня будем говорить о естественном разрушении камней в природе.

Слайд 9

Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что она.

Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней была когда-то.

Но с каждым годом, так уж получается, скала-то эта всё же разрушается.

- Что в природе может разрушить камень? (предположения детей) (записать на доске ) (вернуться к ним в конце урока)

Слайд 10

Вспомним свойство твердых тел при нагревании.

В домашних условиях огонь – это источник тепла, а в природе что является источником тепла?(солнце)

- А как солнце влияет на разрушения камня?

(Изменение температуры, неравномерное нагревание- образование трещин.)

Проверим ваше предположение

Работа с учебником с.63 абзац 2

Что еще может разрушить камень, вы узнаете, отгадав загадку

Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода.) Слайд 11

- Может ли вода разрушить камень?

Как, каким образом?

Вспомните особое свойство воды. Что происходит с водой при замерзании? (расширяется) Как это может повлиять на разрушение гор? (Таяние снега в горах под влиянием солнца или дождь приводят к тому, что вода попадает в трещинки и при замерзании ещё больше разрушает камень.)

Проверим предположение, прочитаем в учебнике

Слайд 12,13,14

Прочитайте выражение на слайде (Капля камень точит)

Встречались ли вы с таким выражением в жизни. Что обозначает это выражение? (обратить внимание на форму камней, какие на ощупь)

Вы знаете, что вода есть не только на поверхности земли, но и под землёй.

Давайте посмотрим разрушает ли она камень под землей на примере Ботовской пещеры, которая находится в нашем районе недалеко от деревни Коношаново (рассказ о пещере, показ образца сталактита)

Слайд 15 Динамическая пауза

Слайд 16

Рассмотрите фото на слайде. Как вы думаете какая сила разрушила эти камни? (если не ответят загадать загадку)

Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер.)

(ветер )

Как ветер влияет на разрушение камней?

Докажем свое предположение словами из текста? (абзац 3,4)

(Он выдувает песок из трещин, приносит в трещину пыль, землю, семена растений.)

Слайд 17, 18

Смотрим отрывок из мульфильма “Кто самый сильный” и узнаем об ещё одной силе разрушения камней.

- Как же влияют растения на процесс разрушения камней?

(Корни растения раздвигают камень. Из истории: Раньше люди, чтобы разбить камень, вбивали в трещины деревянные клинья, поливали их водой. Набухшее дерево имеет сильное раздвигающее действие. А если наше растение польёт дождик? Его корни ещё сильнее будут раздвигать камень.)

Слайд 19

Перечислим все факторы, влияющие на разрушение камней

На какие две группы их можно разделить?

- Какой объект живой природы может влиять на разрушение ?(животные)

Ккак?

(Они выцарапывают песок, роют норы, скачут по скалам, отламывая расколовшиеся куски, т. д.)

- Итак, кусок откололся, он падает со скалы, какие последствия могут быть?

(По пути задевает другие камни. Если они были с большими трещинами, они тоже откалываются и вместе падают вниз.)

Вернемся к нашим предположениям.

Все ли наши предложения оказались правильными?

7. Работа в тестовых тетрадях с.18-19 (Взаимопроверка)

8. Итог урока.

- Какие выводы мы с вами сегодня сделали, исходя из опыта и рассуждений?

1. Твёрдые тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.

2. Камни в природе разрушаются. Это закон природы.

(Слайд 21)

Под влиянием человека. В природе без вмешательства человека под воздействием температуры, воды, ветра, растений, животных.

- Человек может разрушить камень за считанные минуты. А как этот процесс идёт в природе?

(Очень медленно, сотни и тысячи лет.)

- Могут ли люди остановить процесс разрушения камней? (НЕТ – это закон природы.)

9. Домашнее задание: (слайд 22)

1. Найдите в дополнительных источниках, какие еще причины разрушения камней есть в природе.

2. Найти литературные произведения пословицы, сказки, загадки, где упоминается о камнях, горах, скалах.