Цель: Сформировать представление о разрушении горных пород под действием температуры воздуха, воды, льда, ветра, растений, животных.
Задачи:
- Углубить знания об изменении твёрдых тел под воздействием различной температуры.
- Сформировать знания о постепенном, последовательном разрушении горных пород.
- Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность; умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы;
- Использовать методы формирования у детей коммуникативной, проблемной, толерантной компетенции.
- Поддерживать стремление поиска верного ответа без боязни ошибки
Оборудование: мультимедийное оборудование, опорные слова; карточки с проблемными вопросами для каждого ученика; для опытов: спиртовка, спички, монета, доска с гвоздями, молоток, кусочки гранита на каждую парту; картины выветривания гор; энциклопедия для детей (геология), образцы камней
Методы:
- Беседа с целью воспроизведения знаний о свойствах воды, воздуха.
- Опыты с целью выявления свойств твёрдых тел под воздействием температуры, физического давления.
- Коллективная поисковая работа по проблемным вопросам.
- Эвристическая беседа: коллективный поиск ответа на проблему урока.
- Работа с учебником, дополнительным материалом.
Ход урока
1. Настрой на урок. Слайд 1
- Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Посмотрите на них, улыбнитесь им и друг другу, глубоко вдохните, выдохните, отбросьте напряжение и все страхи. Это гости, они пришли к нам с добром. Давайте настроимся на рабочий лад, на поиск правильных ответов. Я уверена, что у нас всё получится. Сегодня на уроке: проведем с вами исследование. Что это такое? (опыты, обсуждения,эксперимент )
2. Актуализация знаний Слайд 2
- Вспомните, что происходит с газами при нагревании и охлаждении?
(Ответы детей)
- А что происходит с водой при превращении её в лёд?
(Ответы детей)
- Интересно, а что будет происходить с твердыми телами при нагревании и охлаждении? (ответы детей )
Давайте проверим опытным путем. С каким предметом можно провести оп на примере монетки.
Монета - твердое тело? (да)
3. Демонстрация опыта
Посмотрите, у меня в руках монета, а вот ворота, размер которых равен её диаметру.
(Показ: монета проходит между двумя гвоздиками, вбитыми в дощечку.)
- теперь я нагреваю монету в пламени спиртовки... и снова пробую пропустить её через ворота. Не проходит!
- Как вы думаете, почему так происходит? (Твёрдые тела при нагревании расширяются.)
- Но вот монета остыла и снова стала проходить между гвоздями. Что произошло? (При охлаждении твёрдые тела сжимаются.)
- Сделайте вывод.
Слайд 4
Вывод при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.
4. Актуализация знаний
Слайд 5
- Внимание на экран. Что изображено на слайде ? (частицы )
- Поднимите карточку с тем номером, где изображены частицы при охлаждении, при нагревании.
Слайд 6
- К какой группе твердых тел относится монета ? (искусственные или созданные человеком)
- А как называется вторая группа твердых тел?(естественные )
- Назовите объекты, которые относятся к искусственным телам?
- Объект какой группы остался на экране ?
5. Практическая работа с камнем. (Раздаю на парты камни.)
- Вот камень. Он прочный и крепкий всегда.
Мы к твёрдым телам отнесём его? Да!
- Давайте попробуем его сломать руками.
- Как вы думаете, может ли человек разрушить такой камень? Как? Чем? (молотком, в строительстве, взрыв)
- А могут ли камни разрушаться без влияния человека?
- Определите тему, над которой мы будем сегодня работать
6. Коллективное обсуждение.
- Давайте сегодня и порассуждаем на эту тему и попробуем найти ответ на вопрос: Могут ли разрушаться камни? Слайд 7
- Как же разрушаются камни? Кто или что влияет на разрушение камней
(Слайд 8)
Под влиянием человека. В природе без вмешательства человека.
- Мы сегодня будем говорить о естественном разрушении камней в природе.
Слайд 9
Скала стоит, крепка, прочна, не дрогнет ни за что она.
Но это только, кажется, ребята, она ещё прочней была когда-то.
Но с каждым годом, так уж получается, скала-то эта всё же разрушается.
- Что в природе может разрушить камень? (предположения детей) (записать на доске ) (вернуться к ним в конце урока)
Слайд 10
Вспомним свойство твердых тел при нагревании.
В домашних условиях огонь – это источник тепла, а в природе что является источником тепла?(солнце)
- А как солнце влияет на разрушения камня?
(Изменение температуры, неравномерное нагревание- образование трещин.)
Проверим ваше предположение
Работа с учебником с.63 абзац 2
Что еще может разрушить камень, вы узнаете, отгадав загадку
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода.) Слайд 11
- Может ли вода разрушить камень?
– Как, каким образом?
Вспомните особое свойство воды. Что происходит с водой при замерзании? (расширяется) Как это может повлиять на разрушение гор? (Таяние снега в горах под влиянием солнца или дождь приводят к тому, что вода попадает в трещинки и при замерзании ещё больше разрушает камень.)
Проверим предположение, прочитаем в учебнике
Слайд 12,13,14
Прочитайте выражение на слайде (Капля камень точит)
Встречались ли вы с таким выражением в жизни. Что обозначает это выражение? (обратить внимание на форму камней, какие на ощупь)
Вы знаете, что вода есть не только на поверхности земли, но и под землёй.
Давайте посмотрим разрушает ли она камень под землей на примере Ботовской пещеры, которая находится в нашем районе недалеко от деревни Коношаново (рассказ о пещере, показ образца сталактита)
Слайд 15 Динамическая пауза
Слайд 16
Рассмотрите фото на слайде. Как вы думаете какая сила разрушила эти камни? (если не ответят загадать загадку)
Неизвестно, где живёт,
Налетит – деревья гнёт,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (Ветер.)
(ветер )
Как ветер влияет на разрушение камней?
Докажем свое предположение словами из текста? (абзац 3,4)
(Он выдувает песок из трещин, приносит в трещину пыль, землю, семена растений.)
Слайд 17, 18
Смотрим отрывок из мульфильма “Кто самый сильный” и узнаем об ещё одной силе разрушения камней.
- Как же влияют растения на процесс разрушения камней?
(Корни растения раздвигают камень. Из истории: Раньше люди, чтобы разбить камень, вбивали в трещины деревянные клинья, поливали их водой. Набухшее дерево имеет сильное раздвигающее действие. А если наше растение польёт дождик? Его корни ещё сильнее будут раздвигать камень.)
Слайд 19
Перечислим все факторы, влияющие на разрушение камней
На какие две группы их можно разделить?
- Какой объект живой природы может влиять на разрушение ?(животные)
Ккак?
(Они выцарапывают песок, роют норы, скачут по скалам, отламывая расколовшиеся куски, т. д.)
- Итак, кусок откололся, он падает со скалы, какие последствия могут быть?
(По пути задевает другие камни. Если они были с большими трещинами, они тоже откалываются и вместе падают вниз.)
Вернемся к нашим предположениям.
Все ли наши предложения оказались правильными?
7. Работа в тестовых тетрадях с.18-19 (Взаимопроверка)
8. Итог урока.
- Какие выводы мы с вами сегодня сделали, исходя из опыта и рассуждений?
1. Твёрдые тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.
2. Камни в природе разрушаются. Это закон природы.
(Слайд 21)
Под влиянием человека. В природе без вмешательства человека под воздействием температуры, воды, ветра, растений, животных.
- Человек может разрушить камень за считанные минуты. А как этот процесс идёт в природе?
(Очень медленно, сотни и тысячи лет.)
- Могут ли люди остановить процесс разрушения камней? (НЕТ – это закон природы.)
9. Домашнее задание: (слайд 22)
1. Найдите в дополнительных источниках, какие еще причины разрушения камней есть в природе.
2. Найти литературные произведения пословицы, сказки, загадки, где упоминается о камнях, горах, скалах.