Задачи урока:
- Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести. Рассмотреть явление тяготения.
- Развивающая: продолжить формирование опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, выделять главное, делать выводы. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
- Воспитательная: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество. Видеть, понимать, чувствовать красоту науки и культурные традиции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, демонстрационный материал.
Перечень используемых ЭОР:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)– URL: http://www.fcior.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) – URL: http://school-collection.edu.ru/
– Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы
познакомимся с очень интересным человеком.
Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп,
(Англия) в семье мелкого фермера, ушедшего из
жизни за три месяца до рождения сына. Младенец
был недоношенным; бытует легенда, что он был так
мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Когда
ребенку исполнилось три года, его мать
вторично вышла замуж и уехала, оставив его на
попечении бабушки. С душевным надломом ребенок
рос болезненным и необщительным. Трудным было
для него начало школьной жизни. Учился плохо, был
слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень
сильно избили его. Переносить такое было
невыносимо, и оставалось только одно...
<Презентация, слайд 1>
– Ребята, предлагаю вам подумать и закончить это предложение.
Предположения и высказывания ребят.
…выделиться успехами в учебе. Упорной
работой он добился того, что стал великим
английским физиком, математиком и астрономом.
Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь – это напряженное
научное творчество, ряд блестящих идей и
открытий, огромное трудолюбие и упорство в
достижении цели. Он открыл:
- знаменитый закон всемирного тяготения;
- сформулировал основные законы механики;
- впервые объяснил движения и формы планет;
- пути комет, приливы и отливы океана;
- первый исследовал разнообразие световых лучей;
- сконструировал один из первых термометров;
- впервые построил отражательный телескоп... <Презентация, слайд 2>
– Ребята, скажите, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?
<Презентация, слайд 3>
Предположения и высказывания ребят.
– Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:
- духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;
- сила ума;
- сила воли;
- нравственная сила;
- силою разума постигать, заключать и изобретать.
Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. <Презентация, слайд 4>
– Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?
Тема урока: «Сила». <Презентация, слайд 5>
– Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?
Цель урока:
Сформировать понятие «сила»:
- Сила, как физическая величина;
- Сила, как проявление духовности человека. <Презентация, слайд 6>
Изучение нового материала
1. Введение понятия “Сила”
Ребята, перед вами лежат физические тела и
рабочие карты. Посмотрите на шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?
Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас
происходит?
В этом опыте, тело под действием другого тела
(вашей руки) приходит в движение, останавливается
или изменяет направление своего движения.
Говорят, что на тело действует сила или к нему
приложена сила. Следовательно, силу можно
рассматривать как причину изменения скорости
движения. <Презентация,
слайд 7; Приложение 2>
Вывод 1:
Сила – физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой взаимодействия тел. <Презентация, слайд 8> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
– Ребята, какие существуют признаки, показывающие, что на тело действует сила?
Четыре признака действия на тело силы:
- изменение скорости;
- изменение направления движения тела;
- изменение формы тела;
- изменение размеров тела. <Презентация, слайд 9> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
Если есть хотя бы один из этих признаков, то
говорят: “На тело действует некоторая сила”.
Сила, действующая на тело, может не только
изменить скорость всего тела, но и отдельных его
частей. Например, если надавить пальцами на
шарик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких
случаях говорят, что тело деформируется.
Вывод 2:
Деформацией называется любое
изменение формы и размера тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно
измерить (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
Вывод 3:
Обозначается сила буквой F. Единица
измерения силы – Ньютон, обозначается
[H].
<Презентация, слайд 10>
(записывайте в рабочие карты; Приложение
1)
За единицу силы 1 Н принята сила, которая за время
1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.
Ребята, перед вами стоит машинка. Приложите к ней
силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое
явление.
Машинка приобретает скорость из-за действия на
нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже
сторону, куда направленна приложенная к ней сила.
<Презентация, слайд
7видео; Приложение 2>
Сила, как и скорость, является векторной
величиной. Она характеризуется не только
числовым значением, но и направлением. На
чертежах силу изображают в виде прямой стрелки,
называемой вектором этой силы. Длина стрелки
символизирует числовое значение силы, а
направление стрелки указывает направление
действия силы. Начало отрезка – точка А есть
точка приложения силы. Длина отрезка условно
обозначает в определенном масштабе модуль силы.
Вывод 4:
Результат действия силы на тело зависит от ее
модуля, направления и точки приложения. <Презентация, слайд 11>
(записывайте в рабочие карты; Приложение
1)
Итак мы с вами познакомились с понятием сила.
Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим
одно из проявлений силы в природе.
Ребята, возьмите мячики и аккуратно подбросьте
их вверх. Что вы наблюдаете?
Мячик, подброшенный вверх всегда упадет на Землю.
<Презентация,
слайд 12 видео; Приложение 3>
В чем причина наблюдаемых явлений?
На эти тела действует сила – эта сила притяжения
к Земле. <Презентация,
слайд 13,2; Приложение 4>
Ребята, давайте вспомним, величайшее открытие И.
Ньютона, о котором я упоминала в начале урока. Не
зря этот сильный духом человек исследовал
проявление сил в природе. Он первым понял, что
притяжение различных тел к поверхности Земли, и
движение звезд и планет подчиняется единому
закону – закону всемирного тяготения. <Презентация, слайд 13,3; Приложение 4>
Вывод 5:
Притяжение всех тел Вселенной друг к другу
называется всемирным тяготением. <Презентация, слайд 14>
(записывайте в рабочие карты; Приложение
1)
По закону всемирного тяготения все тела
притягиваются к друг к другу.
Вывод 6:
- Сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел (прямая зависимость).
- Сила притяжения между телами тем меньше, чем больше расстояние между ними (обратная зависимость).
<Презентация, слайд 15> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1)
Примеры:
1. Если массы тел невелики, то невелика и сила их взаимного притяжения. Например, два человека, стоящие на расстоянии 2 м друг от друга взаимно притягиваются с ничтожно малой силой. С такой же силой притягивается гирька массой 0,00001 г давит на чашу весов. <Презентация, слайд 13,4; Приложение 4>
2. Если массы тел велики, то и силы взаимного притяжения начинают себя проявлять. Солнце притягивает планеты, образуя Солнечную систему. Земля притягивает Луну, удерживая ее на своей орбите. Но и Луна тоже притягивает Землю. Ведь приливы и отливы воды происходят из-за притяжения гидросферы Земли к Луне. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров. <Презентация, слайд 13,5; Приложение 4
Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле. <Презентация, слайд 13,6; Приложение 4>
Вывод 7: Сила, с которой Земля
притягивает к себе тело, называется силой
тяжести.
Обозначается: с индексом тяж <Презентация,
слайд 16> (записывайте в рабочие карты;
Приложение 1)
Если два тела обладают разной массой, то большей
силой тяжести обладает то тело, у которого масса
больше.
Вывод 8: Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. <Презентация, слайд 17> (записывайте в рабочие карты; Приложение 1).
Закрепление нового материала
– Итак, давайте вспомним все основные выводы о
силе, которые мы записали в ходе урока и решим
задачи.
– Ребята, проявление силы мы встречаем не только
в природе, характере людей, но и в русских сказках
и баснях.
Задача 1. <Презентация, слайды 18,19>
Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете почему воз так и остался на месте?
В чем заключается жизненный смысл?
Задача 2. <Презентация, слайд 20>
Басня И.А. Крылова " Слон и моська "
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться, –
Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает". –
"Эх, эх! – ей Моська отвечает, –
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
В чем заключается жизненный смысл?
Подведение итогов. Рефлексия <Презентация, слайд 21>
На могиле высечено:
«Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил…
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода»
Перед вами портрет великого ученого Исаака
Ньютона. <Презентация,
слайд 22>
За что бы вы сказали ему слава благодарности?
«Сэр, я хочу Вас поблагодарить за то,
что…» …закончите
предложение.
А я в свою очередь благодарю вас за отличную
работу на уроке и каждому дарю это пожелание.
<Презентация,
слайд 23>
Домашнее задание: §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе.