Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  • Образовательные:
    • дать представления  об основных Священных книгах религий мира, их содержании и истории возникновения.
  • Развивающие:
    • расширять словарный и понятийный запас, речь учащихся.
    • развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитательные:
    • формировать уважительное отношение к Священным книгам.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Основные термины и понятия: Библия, Старый Завет, Новый Завет, Евангелия, апостолы, Коран.

Оборудование и материалы:

1. Презентационное сопровождение, выполненное в программе OpenOffice (Приложение 1).
2. Мультимедиа оборудование (компьютер, проектор)
3. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»
4. Электронное приложение к учебному пособию.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

 Эпиграф урока:

«Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!»

Никитин И.С.

– Прочитайте эпиграф. О каких книгах напоминают вам эти строки? (Священные книги.)
– Какие книги называют Священными? (Священные книги – это те, которые имеют божественное происхождение, они даны свыше и содержат основные религиозные истины.)
– С какими Священными книгами мы познакомились на прошлом уроке?

По ходу беседы на доске появляется схема:

– О какой священной книге идет речь в стихотворении?
– Какой религии она принадлежит?

Много сотен лет ученье Будды
Странствовало из уст в уста
И, преодолев свой путь столь трудный,
Воплотилось в пальмовых листах. (Типитака.)

– Что узнали про Типитаку?
– О какой священной книге идет речь в следующем стихотворении?
– Какой религии она принадлежит?

Моисей услышал Бога глас
И сложил бессмертное ученье.
На весь мир известен тот рассказ,
Посланный нам свыше во спасенье. (Тора.)

– Что узнали про Тору?

3. Сообщение темы урока и целеполагание

– Сегодня мы продолжим знакомство со Священными книгами.
– Попробуйте догадаться, о какой книге идёт речь в этом стихотворении? К какой религии принадлежит эта книга?

В ней описано учение Мессии,
Его странствия и чудеса.
Нет, наверное, человека в России,
Кто не знал бы о жизни Христа.

(Библия, Евангелие.) Возможны 2 варианта ответа.

– Сегодня мы познакомимся с Библией.

(Учитель показывает детям Библию.)

4. Изучение нового материала

4.1. Знакомство с Библией, Новым Заветом

а) Рассказ учителя. Составление схемы.

Библия – это Священная книга христиан. На сегодня это самая известная книга в мире. Она переведена на все языки мира. Это первая написанная и напечатанная книга. Почему же нет автора? Христиане верят, что автор – Сам Бог, а люди лишь записали его слова. Библия объединяет тексты 40 авторов, незнакомых друг с другом, проживавших в разных частях света (Азии, Африке и Европе), в разные времена. Относятся к Библии так же свято, как к иконе. Она стоит в храме на самом почётном месте.
Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета.
– Вспомните, что такое Завет? (Взаимный «договор» Бога и людей.)
– О чём они договорились? (Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ от зла и бед, а народ должен быть верным Богу, соблюдать его заповеди.)

Книги Ветхого Завета рассказывают о сотворении мира, о жизни первых людей, предсказывают пришествие  на Землю Спасителя Мира Иисуса Христа, который избавит их от всех бед.
Новый Завет рассказывает о пришествии Христа, о его жизни, делах, словах. Основной частью Нового Завета является Евангелие. В Евангелии описаны события, связанные с жизнью Христа.

(Учитель показывает Евангелие.)

Посмотрите, какая это красивая книга!
Её  по-особенному записывали и оформляли, украшали золотом и драгоценными камнями. И это неслучайно, ведь слово Евангелие переводится как Благая весть. Благая – значит добрая.

– Прочитайте текст на стр.19 о Евангелии и ответьте на вопрос, какую Благую весть сообщили людям? (Ученики Христа  донести людям добрую весть о том, что  Сам Бог спустился к людям, стал человеком и пострадал за людей, чтобы искупить их грехи, и дал бессмертие.

(Показ иллюстраций из Евангелия.)

– Кто записал Евангелие? (Ученики Христа.)

События, описанные в Евангелии достоверны, ведь писались они не одним человеком, а 4, отдельно друг от друга. Они лично видели и слышали Христа, были свидетелями Его жизни.
Вторая часть Нового Завета называется «Деяния апостолов»

– Прочитайте текст под названием «Деяния апостолов».
– Кто такие апостолы? (Ближайших учеников Христа называли апостолами. Их было 12.)
– Как вы понимаете слово деяние?(Действие, поступок.)
– В чём заключаются деяния апостолов? (После смерти Иисуса Христа они стали проповедовать его учение в разных странах мира и частях света. Ведь и сам Иисус Христос наставлял своих учеников проповедью и примером своей жизни.)

Третья часть Нового Завета – это «Послания апостолов». Дочитайте текст на стр. 19.

– Объясните слово послания. (Письма.)
– Что могло содержаться в этих посланиях? (Советы, как жить по-христиански.)

С Библией христиане общаются, советуются ежедневно. Она учит жить правильно и честно, в любви с ближними. Случалось так, что люди принимались её читать, чтобы опровергнуть учение, содержащееся в ней, а кончали тем, что становились искренними её почитателями и верующими людьми.

б) Рассказ «Притчи о милосердном самарянине»

– Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили  и ушли, оставив его едва живым. По случаю один прохожий шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и другой, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны. И, посадив его на своего осла, привёз в гостиницу. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

– Кто из трёх путников поступил правильно?
– Чему учит эта притча? («Возлюби ближнего своего, как самого себя».)

Иисус также призывал: любите врагов ваших и молитесь за своих обидчиков. Это, конечно, не просто. Но лишь любовь и милосердие делают человека настоящим христианином.

 «Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы они поступали с вами» – золотое правило христианства.

4.2. Знакомство с Кораном

– А кто знает, как называется Священная книга мусульман?

а) Рассказ учителя.

Коран – Священная книга мусульман. В ней записаны откровения Аллаха, которые Он в течение 23 лет передавал Мухаммаду  то во сне, то наяву. А со слов Мухаммада Коран был записан его последователями. Он состоит из 114 сур (глав). Каждая сура начинается прославлением Аллаха: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!» Большая часть сур похожа на стихи. Это позволяет  читать Коран нараспев, вдумчиво. В ранних сурах Бог предупреждает людей об опасности: не верящие в него будут терпеть бедствия и лишения. Более поздние суры рассказывают о происхождении мира и о том, как на земле появился первый человек. Коран учит мусульманина правильно вести хозяйство, чтить мудрость старших, помнить о родителях и помогать им, не предавать друзей, быть честным, призывает избегать самодовольства, высокомерия.
Мусульмане чтят своё Священное Писание. Коран хранят в отдельной комнате, предназначенной для молитв и чтения, на специальной полочке. Поворачиваться спиной к Корану считается неприличным. В комнате, где хранится Коран, нельзя ссориться. Коран никогда не оставляют на столе, чтобы на него не положили какой-либо предмет. Перед тем как открыть Коран, верующий должен надеть чистую одежду, вымыть лицо и руки, отвлечься от повседневной суеты.
Коран  привлекает к себе внимание поэтов, художников. В нём не встретишь изображений людей и животных, потому что в исламе запрещено изображение живой души.  Но вместо этого исламские художники стали украшать Коран причудливыми орнаментами.

(Показ иллюстраций из Корана.)

5. Осознание и осмысление учебной информации. Закрепление

– Вот мы с вами и познакомились с основными Священными книгами. Вспомним их названия.
– Что их объединяет? (Мудрость, добро.)
– Знакомы ли вам эти пословицы? 

  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Не хлебом единым будет жив человек.

– А знаете ли вы, что эти пословицы  пришли в нашу речь из Библии?
– А о чём это говорит? (Народ знал, любил и ценил Библию и свои Священные книги.)
– Задумайтесь над их смыслом.

 (Дети объясняют смысл пословиц.)

6.  Домашнее  задание

– Выберите одну из пословиц и напишите мини-сочинение на тему этой пословицы.

Используемый учебный материал:

 Список специальной литературы для учителя  по теме модуля:

1. Книга для учителя  (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений) Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой, М., «Просвещение», 2010.
2. «Основы мировых религиозных культур»  (Учебное пособие для общеобразовательных учреждений)  Под редакцией Е.С. Токаревой, А.Л.Беглова, Е.В.Саплина, А.Я.Данилюк, М., «Просвещение», 2010.
3.  Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики».  Модуль  «Основы мировых религиозных культур»  4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.
4. http://i024.radikal.ru/1106/b8/69fc62526d73.jpg
5. http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
6. Видеоматериалы.