Изобразительное искусство во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Формирование графических навыков в изображении предмета сложной формы от общего к деталям.

Задачи.

Образовательная.

1. Формировать графические навыки в изображении предмета сложной формы от общего к деталям.

2. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности: способствовать эстетическому восприятию весеннего пейзажа в действительности и в искусстве, развивать творческое воображение и эстетический вкус при украшении саночек.

Коррекционная.

1. Совершенствовать связную речь, тренировать зрительную пространственную память, развивать эмоциональную сферу.

2. Воспитание любви к красоте весенней русской природе, бережного отношения к ней.

Оборудование.

Для учащихся: художественные материалы, пазлы с изображением санок.

Для учителя: репродукции картин К. Юона. “Конец зимы”, Б.Кустодиев“Масленица”, музыка П.Чайковского “Масленица” (из цикла “Времена года”), русская народная музыка “Как на тоненький ледок”.

Ход урока

1. Организоционный момент

- Приветствие. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. Мы сегодня опять Учится будем рисовать.

- Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока. Послушайте загадку и подумайте о каком календарном празднике мы будем вести разговор. Приехала, приехала сырная Разгульная, а не смирная! Прощайся народ с тоской! Праздник общий, мирской! И все-таки самый важный. Ведется порядком строгим давно Не нами, а умными заведено. (Масленица)

3. Введение в тему урока.

Вступительная беседа.

Масленица - самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий народный праздник. У нее много других названий: честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя.

Звучит музыка П.Чайковского“Масленица” (из цикла “Времена года”). В классе устроена импровизированная горка. Выбегают ребятишки, “поливают ее водой ” и приговаривают.

Дети. Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!

Учитель. Так готовились к Масленице в деревнях и городах: устраивали ледяные горки, а в воскресенье вечером выходили на них кататься, “встречать Масленицу” с песнями, играми.

Ученик.

Уж ты моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

Ученик.

Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня.
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать.

Учитель.

- Нет, что-то не едет Масленица. Ребята, давайте будем звать ее и хвалить.

Ученик.

Дорогая наша гостья, Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная,
Косая длинная, лента алая,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!

Звенят колокольчики. Входит Масленица - нарядно одетая девушка.

Учитель. Здравствуй, дорогая Масленица! С вами мы всегда рады повеселится на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной. Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица.

Здравствуйте гости любезные! Я пришла к вам всего на 7 дней. О каждом из этих дней я вам и расскажу. Понедельник называется встреча, в этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.

Ученик.

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья, дорогая!
Она пешей не бывает,
Все на конях приезжает.
У нее кони вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

Масленица.

Вторник назывался заигрыши. В этот день катались на лошадях вокруг деревни, съезжали с ледяных гор на салазках, при этом пели и приговаривали.

Дети.

Ой, ты, Масленица-кривошейка,
Покатай нас хорошенько!
С горушки до самой опушки,
От опушки до самой избушки.

Масленица.

Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. А на гуляньях все пели песни. Давайте и мы с вами с поем.

Вместе.

Как на масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело под порог!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!

Масленица. А почему блины круглые?

В пятницу и субботу устраивали посиделки. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали маскарады, в театрах давали дневные спектакли.

Учитель.

Посмотрите на картины, изображающие праздник Масленицы, то сразу заметите на них целые толпы людей. Кажется , можно услышать это шумное веселье, смех, разговоры. Прямо на улице разыгрывают кукольное представление, звенят бубенчики под дугами у лошадей, запряженных в сани. На картине Бориса Кустодиева“Масленичное катание” по городу с разноцветными церквушками там и сям катаются на санках, справа театр с большой надписью красными буквами, за ним - пестрая карусель, и там же в толпе продают воздушные шары - большая связка розовых, синих и желтых шариков, готовых вот-вот улететь в небо. На картине Леонида Соломаткина “Ну и Масленица!” прямо посреди деревенской улицы - ледяная горка. Дети скатываются с нее, кто-то свалился, санки перевернулись, народ хохочет.

А вот шкатулки, украшенные росписями, посвященными Масленице. На шкатулке из села Федоскино - тройка, мчащаяся по заснеженной дороге через речку. Ездоки улыбаются, их развлекает гармонист, а кучер подстегивает лошадей, чтобы бежали быстрее. А на шкатулке из Мстеры видим-на ярмарку привели дрессированного медведя, который пляшет под гармошку.

Вопросы. Какие черты характера народа, особенности русской души проявляются во время гуляния на Масленицу? Кто участвует в катании на лошадях вперегонки? Слышишь ли ты звуки праздника?

Масленица.

В воскресенье народ прощался с Масленицей. И этот день называли проводы, прощеный день. В этот день просили прощения у родных, соседей.

Дети (поют, в руках на шестах разноцветное солнце, от которого идут ленты, встают по кругу и берутся за концы лент. Раскручивается карусель)

Ах ты Масленка, дорогая,
Дорогая ,лели, дорогая,
К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала,
Сыр с маслицем надавала
А мы Масленку проводили
Проводили, лели, проводили.

Учитель. Масленицу провожаем-весну встречаем. Много увлекательного таит март - первый месяц весны. А что говорит народ о марте , узнаем из пословиц.

- Работа с пословицами. (Cобрать и объяснить значение пословиц)

Февраль силен метелью, а март - капелью. Февраль зиму вызывает, а март – ломает.

Воробьи чирикают, они весну кликают.

Работа по картине К.Юона “Конец зимы”.

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Радость)

- Какой день изобразил художник? (Теплый, солнечный)

- Какого цвета небо и снег?

- Ребята, прочитайте слова на доске:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года. А.С.Пушкин.

- Подумайте, что общего между картиной К.Юона и словами Пушкина? (Весна - это утро года, когда в природе все начинает просыпаться, все начинает улыбаться и радоваться)

- Природа с радостью встречает весну. И мы эту радость видим на картине.

Весна – начало земледельческих работ.

- Масленица у разных народов.

Масленицу отмечают и в других странах. В Шотландии принято печь постные лепешки. В Англии проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В Дании проводятся театральные представления, концерты.

4. Физминутка.

5. История возникновения санок.

Санки - являются одним из самых древнейших видов транспорта. Первая такая повозка носила название волокуша, так как они не имели полозьев. Такими санками – волокушами пользовались еще первобытные люди. Вообще у разных народов и племен сани были различных моделей. Езда на санях считалась почетной. В наше время сани остаются из самых простых и необходимых средств передвижения людей и перевозки грузов.

(Иллюстрации моделей санок на доске)

6. Педагогический рисунок. (Вывешивается на доске поэтапный рисунок саней)

7. Творческая практическая деятельность обучающихся.

8. Домашнее задание. Написать стихотворения о празднике.

9. Итог урока.

- Выставка работ учащихся и их обсуждение.

- Обобщение. Чему учились сегодня на уроке?

- Уборка рабочего места.