Цели:
1) закрепление пройденного материала по развитию речи детей;
2) развитие логически связной и богатой синонимами речи учащихся;
3) обогащение словарного запаса;
4) повышение культуры речи;
5) развитие познавательного интереса.
Подготовка к уроку.
Учитель заранее предупреждает детей, что скоро будет урок - путешествие в волшебную страну, теперь уже в другой ее уголок, где их будет ждать необычный волшебный гость. Для приема гостя надо принести подарок. Наш гость очень любит снежинки. Каждый должен вырезать дома красивую снежинку. Гость будет ждать в классе. В класс мы войдем только после звонка на урок, держа в руках свою снежинку.
(Учитель заранее готовит хорошо читающего ученика читать наизусть), текст Н.А. Некрасова “Мороз - воевода” (по секрету от класса).
Оформлена выставка рисунков на тему “В зимнем царстве”.
Подготовка класса. Две снежинки для учителя - красивая и страшная. Затемнение. Горящие свечи. Подготовить музыкальные отрывки (П.И. Чайковский “Времена года”). На доске - крупные снежинки разной формы. Одна из них - письмо от феи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети входят в класс на цыпочках, помахивая снежинками, горят свечи, звучит “хрустальная музыка”.
II. Развитие детской фантазии и творческого мышления детей.
1. Вступление:
Учитель: Ребята, Фея сегодня опять приглашает нас в один “из уголков своего волшебного царства литературы. Но вот что это за уголок я и сама пока не знаю. Как по-вашему, куда же нас позвала Фея?
Дети: .....
Учитель: А не оставила ли нам Фея еще какой-нибудь знак, кроме снежинки? Мне кажется, что вот эта снежинка - необычная. Так и есть, в ней какая-то записка. (Вынимает и читает).
Письмо Феи
“Дорогие ребята!
Сегодня я опять перенесу вас в свои владения. И это будет Зимнее царство. Для того, чтобы попасть в Зимнее царство, вам нужно прежде всего, наверно, сделать маленький снегопад, потому что Зимнее царство не бывает без снега. Второе, что вам поможет попасть туда, - это зимние стихи. В путь друзья мои!
Фея”
Учитель: Как же нам устроить снегопад? Давайте возьмем свои снежинки и будем под музыку размахивать ими так, как будто у нас в классе пошел снег (звучит музыка, дети размахивают снежинками). Вот какой сильный у нас снегопад. Настоящая метель! Даже наши свечи задуло ветром ( незаметно гасит их и включает неяркий свет). Первое условие Феи мы выполнили. Теперь надо выполнить ее второе условие: прочитать зимние стихи.
Ученик читает Н.А. Некрасова “Мороз - воевода”. [Приложение 1] .
Учитель: К кому же мы попали в гости в Зимнем царстве?
Дети: К Морозу.
Учитель: Как вы думаете, как ему там живется?
Дети: Хорошо. Чудесно. Он делает всякие волшебства и поет про себя удалую хвастливую песню.
Учитель: Ребята, Фея предлагает вам отгадать загадку. Послушайте.
Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет, тогда ревет. (Снег)
Учитель: Кто сможет объяснить, что такое снег?
Дети: Снег - это очень много красивых снежинок; они падают с высоты на землю, на деревья. Снег - это хрупкие, хрустальные снежинки. Снег - это твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы - снежинок, в основном шестиугольных пластинок и звездочек, выпадает из облаков при температуре ниже 0 градусов С.
Учитель: А какой бывает снег?
Дети: Пушистый, мокрый, колючий и т.д.
2. Поэтическая минутка
Учитель: Давайте послушаем стихотворение, которое называется “Снег”, а написал его Г.Граубин. (Ученик читает стихотворение).
Снег
Снега у нас в Сибири на всякий вкус и цвет.
Наверно, в целом мире снегов подобных нет.
А есть как сталь упругий, спрессованный пургой .
Его ни взрезать плугом, ни распилить пилой...
Бывает снег колючим, бывает снег скрипучим.
А есть литой, крупчатый, как рожь ядреный снег,
Хоть загребай лопатой и засыпай в сусек!
Бывает снег пушистым, бывает черствым снег,
И даже каменистым, как высохший чурек.
Придет неумолимо мой край сибирский нег
И в будущую зиму,и в двадцать первый век.
Он будет всяким: блеклым, блестящим, как слюда,
С дорожной пылью в порах, сухим, как в банке порох,
Таким сырым и мокрым, что липнет даже к стеклам,
Но хоть немного теплым не будет никогда. Г. Граубин
Учитель: А кто знает, где рождается снег?
Дети: …
Учитель: Ребята, послушайте, какую историю рассказала мне Фея Зимнего царства.
Где рождается снег?
В Петербурге (ныне Санкт-Петербург) произошел такой случай. На одном из балов было так душно, что некоторые дамы стали падать в обморок, и один находчивый кавалер шпагой выбил окно. В зал ворвалась струя морозного воздуха, и неожиданно для всех в комнату повалил снег, прямо хлопьями! Раньше люди не могли объяснить такое явление, т.к. не знали как рождается снег и считали, что снег - это замерзшие капельки воды и идет из тех же туч, что и дожди. Но тайна эта была разгадана, и люди узнали, что снег - никогда не рождается из капелек воды. Капельки воды могли стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые, шестиугольные звездочки. Все совершенно по-другому. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки - кристаллики. Но это еще не те снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительно красивой звездочкой.
Снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Тогда и стала ясна история в Петербурге. В зале, где скопилось очень много водяных паров, произошла кристаллизация этих паров, они превратились в снежинки, как только соприкоснулись с морозной струёй воздуха, который ворвался с улицы в разбитое окно.
Учитель: Вот такая интересная история. Вам понравилась?
Дети:…
Учитель: А сейчас послушайте внимательно два стихотворения. Подумайте, что общего в этих стихотворениях? В чем различие. (Двое учащихся читают стихи).
А. Пришелец
Снежинка
Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже - кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!
Я любуюсь и пройти не смею –
Я не знаю, что мне сделать с нею:
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то.
Я тянусь к ней доброю ладонью:
У меня тебя никто не тронет!
На ладони - долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.
Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
Снежинка
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая. К.Бальмонт
Обсуждение прочитанных стихотворений. Дети высказывают свое мнение, дают ответы на поставленные вопросы.
3. Творческая работа
Учитель: Ребята, посмотрите, у нас у всех снежинки. (У каждого ребенка на парте лежит снежинка, которую он сам вырезал из бумаги). Все они очень разные. А сейчас вам дается время, чтобы вы подумали, какая она, ваша снежинка? Какой у нее характер?
(Звучит негромкая музыка. Дети обдумывают задание).
Учитель: Давайте послушаем, какую вы дали характеристику своей снежинке. (Ответы детей).
4. Обобщающие знания о синонимах, антонимах, фразеологизмах.
Учитель: Спасибо, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что за слова принесла нам Фея из своего Зимнего царства?
МЕТЕЛЬ ПУРГА
Дети: Это слова - синонимы.
Учитель: Что такое - синонимы?
Дети: Синонимы - это слова близкие по значению, но разные по написанию.
Учитель: Продолжите синонимический ряд.
Дети: Метель, пурга, буран, вьюга, метелица.
Учитель: Дома вы должны были воспользоваться толковым словарем и выписать в тетрадь значения этих слов.
(Заслушиваются ответы детей).
Итог подводится в виде таблицы (на доске).
Синонимы | Общее лексическое значение | Конкретное лексическое значение
слов, входящих в синонимический ряд. |
метель | Падение снега в ветреную погоду | обильное падение снега при ветре |
пурга | сильная снежная буря | |
буран | снежная буря в степи | |
вьюга | снежная буря со снегопадом и сильным ветром, порывами | |
метелица | легкая метель |
Учитель: А для чего нужны синонимы?
Дети: Делают нашу речь богатой, образной.
Учитель: Ребята, как можно назвать следующие слова:
ЛЕТО ЗИМА
Дети: Это слова - антонимы.
Учитель: Что такое антонимы?
Дети: Антонимы - это слова с противоположным значением.
Учитель: Приведите свои примеры слов - антонимов, близкие по смыслу нашей сегодняшней теме.
Дети: белый - черный, жара - холод, мерзнуть - согреться, сухой мокрый и т.д.
Учитель: Молодцы. С этим заданием тоже справились. Но на доске есть еще какая-то запись. Что это?
На доске следующая запись:
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ; ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ.
Дети: Это фразеологизмы.
Учитель: Что называют фразеологизмами?
Дети: Фразеологизм - это устойчивое выражение с самостоятельным значением.
Учитель: Как вы понимаете смысл записанных на доске фразеологизмов?
Дети:…
Учитель: Приведите другие фразеологизмы, которые вы знаете и которые как-то связаны с зимой. Дайте им объяснение.
Дети: …
Учитель: Ребята, оказывается, выражение “где раки зимуют” тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”. Вот такая история.
5. Определение типа текста.
Учитель: Следующее задание Феи Зимнего царства. Перед вами лежит листок, на котором напечатано 5 текстов. Вам необходимо, работая в парах, прочитать внимательно все эти тексты и определить тип каждого текста. А также доказать свой выбор. Пожалуйста, приступайте к работе. (Детям дается время). [Приложение 2].
Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось?
Дети:
№ 1 текст - описание
№ 2 повествовательный текст
№ 3 текст - рассуждение
№ 4 текст - описание
№ 5 повествовательный текст
(Дети аргументируют свой выбор.) Идет коллективное обсуждение.
6. Исследование значений слов и разнообразных оттенков этих значений.
Учитель: Спасибо, ребята, а сейчас нам с вами необходимо будет найти правильное значение слов (работа в группах). Приложение 3
(Ответы детей. Коллективное обсуждение).
7. Редактирование текста. Нахождение речевых ошибок.
Учитель: И последнее задание: будем искать в тексте речевые ошибки (Самостоятельная работа).
Текст (с речевыми ошибками).
В декабре месяце Илья Иванович пошел охотиться вечером в лес. Там Илья Иванович набрел на лесную сторожку. На ее крыше висели ледяные сосульки. Илья Иванович зашел в избушку, затопил печь, подогрел суп и чай. Суп оказался несоленым. Илья Иванович посолил суп солью.
В сторожке Илья Иванович переночевал ночь. Утром началась охота.
(Дети редактируют текст и записывают его в тетради.)
Учитель: Какие речевые ошибки вы обнаружили в данном тексте?
Дети:…
Текст (отредактированный).
В декабре месяце Илья Иванович пошел охотиться вечером в лес. Там он набрел на лесную сторожку. На ее крыше висели сосульки. Илья Иванович зашел в избушку, затопил печь, подогрел суп и чай. Суп оказался несоленым. Охотник посолил суп.
В сторожке Илья Иванович переночевал. Утром началась охота.
Учитель: Ребята, не пугайтесь, Илья Иванович не простой охотник, он фотоохотник.
8. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Вам понравился он?
Дети:…
- У вас на столе лежат маленькие волшебные снежинки разных цветов, которые мы с вами сделали на уроках технологии. Оцените свою работу и настроение (приклеивают на доску)
Розовые снежинки – все удалось, понравилось;
Голубые снежинки – прекрасное настроение.
Учитель: Я думаю, Фея Зимнего царства не пожалела, что пригласила нас в гости. Ей с вами было очень интересно, ведь вы так много знаете, умеете думать, рассуждать, рассказывать стихи.
9. Задание на дом.
Учитель: Дома нарисуйте снежинку на листочке или вырежьте и прикрепите к листку. Постарайтесь, чтобы по форме вашей снежинки можно было угадать ее характер, понять, какая она: веселая, ленивая, злющая ... Напишите сочинение о снежинке на листке. Использовать можно любой тип теста (описание, рассуждение, повествование). Желаю вам творческих успехов.
Спасибо всем за активную работу на уроке.
Используемая литература:
- Волина В. Этимологический словарь. Популярное пособие для начальной школы. Москва “АСТ-ПРЕСС”, 1997 г.
- Кудина Г.Н., Новлянская З.И. Литература как предмет эстетического цикла. Томск. “Пеленг”, 1994 г.
- Нефедова Е.А. Узорова О.В. Литературное чтение для начальной школы (1-5 класс). Москва, “Аквариум”, 1997 г.
- Нефедова Е. А. Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи. Москва, “Аквариум”, ГИППВ, 1998 г.