Подготовка учащихся сельских школ к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ

Разделы: Математика


На одном из репетиторских сайтов есть слова: “Ваш успех на ЕГЭ математически точно зависит от времени и качества подготовки”. А так ли это?..

Наша школа вступила в ЕГЭ по математике в 2003 году, когда ещё шёл эксперимент, и все боялись неизведанного. Узнали мы о новой форме аттестации во второй половине учебного года, готовиться начали тогда же… На экзамене учащиеся показали высокое качество знаний – 87,5%. Класс состоял из учеников, мотивированных на высокий результат. Многие мечтали поступить в ВУЗы, а новая форма экзамена объединяла школьный выпускной экзамен и вступительный в ВУЗ. ЕГЭ помог ученикам автоматически поступить в ВУЗы, чему ребята были очень рады.

На протяжении всех следующих лет “завалов” на ЕГЭ не было, но результаты стали ниже (средний балл по классам от 39,1 до 43,7). В классах стало больше немотивированных учащихся – это зависит не только от качества преподавания, но и от той среды, в которой они живут и воспитываются. Увеличилось количество неблагополучных семей, особенно в сельской местности. Приходится убеждать родителей учащихся в целесообразности повторения большого количества материала для получения хороших результатов на ЕГЭ.

В 2012 году часть В на ЕГЭ по математике включала в себя 14 задач по всем темам школьного курса. Наиболее сложными оказались текстовые задачи, задачи по геометрии и стереометрии, задачи с физическим содержанием, задачи на исследование функции с помощью производной.

На экзамене выяснилось, что многие старшеклассники не знают, как посчитать объём пирамиды, площадь прямоугольника, теряются при виде простейшей задачи на проценты и не умеют считать без калькулятора.

Приведём данные ЕГЭ-2012 из сборника статистических материалов “Результаты единого государственного экзамена в Новосибирской области в 2012 году” (Новосибирский институт мониторинга и развития образования)

Есть мнение, что целенаправленно готовиться к ЕГЭ нужно с 5 класса. Наверное, это и правильно, но иногда просто невозможно. Часто сталкиваешься с ситуацией, когда учащиеся вспоминают о предстоящем экзамене только в 11 классе.

В нашей сельской школе есть ещё и другие проблемы. В 2008 году после объединения в нашу среднюю школу влились 60% учащихся из соседнего села, их ежедневно привозят на автобусе. Работая тогда в 9 классе, столкнулись с негативным отношением детей к обучению в другой школе. Успеваемость резко снизилась: 50% сдавали экзамен в новой форме ГИА (качество 50%), остальные – в традиционной форме (качество 25%). В результате в 10 класс пришли ребята, которые слабо сдали ГИА по математике (одна ученица пересдавала экзамен), во втором полугодии добавились учащиеся, отчисленные из училищ. Конечно, были в классе и такие дети, кто сознательно хотел учиться, успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ. Получается, что в старших классах мы готовим к ЕГЭ отнюдь не сильного ученика. К тому же сельский ребёнок не имеет тех возможностей, которые есть у городского: репетиторов нет, Интернета дома у большинства детей тоже нет. У нас в школе обучение универсальное, то есть 5 часов математики в неделю + 0,5 часа элективного курса. Этого времени для подготовки недостаточно, а ведь аттестат о среднем образовании нужно получить каждому!

Подготовку к ЕГЭ начинаем, в основном, в 11 классе:

  1. Знакомимся с демонстрационным вариантом ЕГЭ и различными документами по экзамену на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/).
  2. Через систему СтатГрад (http://statgrad.mioo.ru/) проводим диагностику знаний учащихся. Выполняем только часть В. На этом этапе выявляются пробелы, начинаем повторение иногда даже с самого простого, с таблицы умножения.
  3. Основная цель подготовки к ЕГЭ в сельской школе направлена на осознанное выполнение заданий части В экзаменационной работы. В этом огромную помощь может оказать сайт учителя математики Семёновой Елены Юрьевны (http://semenova-klass.moy.su/). Задания здесь собраны по разделам В1, В2, и т.д. В каждом разделе есть все подтипы открытого банка заданий. Учащимся даём сначала задания В1 – рассматриваем все типы заданий на консультациях по одному-два примера, подобные задания задаются на дом для самостоятельного решения, на индивидуальных консультациях рассматриваются ошибки и снова подобные задания даются на дом – добиваемся осознанного выполнения заданий, переходим к следующим заданиям, если в предыдущих нет ошибок.
  4. В кабинете информатики все компьютеры имеют выход в Интернет. Ещё один вид подготовки – это решение диагностических тренировочных работ в режиме on-line. Такие работы можно найти в Открытом банке заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru/or/ege/Main), на сайте Дмитрия Гущина “Решу ЕГЭ” (http://reshuege.ru), на официальном информационном портале единого государственного экзамена (http://www.ege.edu.ru/), а также в поисковой системе Яндекс “ЕГЭ на Яндексе” (http://ege.yandex.ru/, http://ege.yandex.ru/mathematics).
  5. Практикуем зачёты на уроках геометрии. Зачётная система применяется постоянно в 10-11 классах. Подобная система контроля проходит с минимальными затратами времени и труда, так как зачёты привычны и нам – учителям, и нашим ученикам. Ученики на уроках начинают слушать и слышать, смотреть и видеть. Зачёты невольно заставляют учащихся повторять материал, дают более прочные знания.
  6. В январе принимаем участие в Кенгуру-выпускникам, ТиМ (http://mathkang.ru/page/kenguru-vypusknikam). Его основная цель — помочь выпускникам школы объективно оценить уровень своей подготовки, выявить свои сильные и слабые стороны с тем, чтобы учесть эту информацию при подготовке к выпускным экзаменам. По результатам тестирования не выявляются победители, каждый участник получает индивидуальную рецензию-сертификат с анализом его работы.
  7. Важнейшую роль в достижении прочности знаний играет систематическое, системно-организованное повторение. А оно, как известно, мать учения. С этой целью проводятся консультации до уроков и после уроков, групповые и индивидуальные.
  8. Большую помощь могут оказать учителя физики и информатики в подготовке к ЕГЭ по математике, так как на экзамене присутствуют задачи с физическим содержанием, а также есть связь с информационными технологиями. В сельской школе достаточно часто учитель математики совмещает должности учителя физики или информатики, поэтому используем и эту дополнительную возможность в повторении материала.
  9. В течение всего года выполняем диагностические и тренировочные работы через систему СтатГрад. Учащиеся видят свои успехи и занимаются с интересом. Видео-разборы диагностических работ представлены на образовательном портале Центра дистанционного образования (http://www.cde.ru/).
  10. Часть С рассматриваем и разбираем только с учащимися, которые имеют высокие результаты в части В, то есть, когда отработана основная группа задач части В. Таких учащихся в классе может и не быть.

О ЕГЭ высказывают много разных мнений, как в притче о слепых исследователях слона. Мы считаем, что к ЕГЭ нужно готовить, иногда и “натаскивать”, а ругать его или хвалить… Наша задача – учить, ведь мы учителя! И тогда успех на ЕГЭ действительно будет математически точно зависеть от времени и качества подготовки.